Статья ОДАРЕННЫЕ И СПОСОБНЫЕ ДЕТИ – УСПЕХ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ОДАРЕННЫЕ И СПОСОБНЫЕ ДЕТИ – УСПЕХ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.А. Федотовская
МБОУ БГО СОШ №4, учитель музыки и педагог дополнительного образования
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
В далекой древности древнеримский врач Гален во II веке до н.э. точно назвал любопытное свойство человека, которое теперь мы называем способностью. Гален сказал так: «Это то, с помощью чего…». Несмотря на тысячелетие изучения человека многими науками, психологи спорят о происхождении человеческих способностей. Многие склоняются к такому суждению: основную роль в формировании у детей способностей играют жизненный опыт, деятельность, обучение и воспитание. А природные предпосылки благоприятствуют развитию способностей, ускоряют их развитие, позволяют достичь больших успехов.
По словам С.И.Ожегова - «Одаренность – это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одном или нескольких сферах. Одаренный – талантливый, обладающий талантом, а талант в свою очередь, это выдающееся врожденные способности» [1].
Под способностями понимаются индивидуально–психологические особенности индивида, которые обеспечивают успешность выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой-либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а своеобразным сочетанием различных способностей.
Способности обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности являются внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения.
Музыкальная одаренность – это, прежде всего такое сочетание способностей, от которых зависит возможность успешных занятий музыкальной деятельностью: восприятие музыки, исполнением, сочинением, импровизацией и т.д. Первые исследования по психологии талантов и способностей начали появляться в российской психологической науке лишь в середине ХХ века, чему способствовало накопление данных о природе таланта и условиях, обеспечивающих его развитие.
Большое влияние на разработку проблемы оказали исследования Б.М. Теплова с позицией, что одаренность и творческие способности человека можно развивать в практической деятельности. Любая работа с детьми должна быть направляться ее целью. Основная цель работы с одаренными детьми – создание психологических, образовательных и бытовых условий, чтобы одаренный ребенок в будущем мог профессионально и личностно реализовывать себя на уровне, соответствующем его повышенным возможностям с одной стороны, и его индивидуальности – с другой.
В.А. Крутецкий считает, что способность формируется и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке.
Средняя образовательная школа не может в полном объеме выполнить самую трудную и деликатную часть задачи: уделять особое внимание наиболее способным и одаренным детям. Одна из форм обучения одаренных детей в образовательной школе – система дополнительного образования. Она не требует кардинальных изменений образовательных систем и дает возможность использования программ и методов, которые соответствуют развитию музыкальных способностей. При создании развивающего курса для одаренных детей я, как учитель, руководствуюсь следующими положениями:
создание условий для духовного и личностного роста учащихся;
высокий уровень насыщенности содержания обучения;
высокий уровень самостоятельности учащихся в процессе обучения;
не занижать самооценку ученика;
поощрение активности и настойчивости ученика.
В урочной деятельности руководствуюсь такими видами деятельности как:
проблемно – развивающее обучение;
игровые технологии;
проектно – исследовательская деятельность;
творческие и нестандартные задания.
Как сказал Ж. Брюно: «Общение с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика».
Музыкально – одаренные дети имеют музыкальный слух, врожденное чувство ритма, ладовысотность. Музыкальность. Воспитание у ребенка эстетического отношения к звучанию музыки обусловливает и соответствующее качество исполнения. Слуховое внимание направляется на то, чтобы звучание было напевным, красивым, эмоционально затрагивало и нравилось как поющим, так и слушающим. Такой результат может быть получен различными музыкально-полноценными упражнениями и соответствующим подбором песен.
Ведущим средством в методике музыкального воспитания детей, активизирующим развитие их музыкальных способностей является сочетание коллективной работы с индивидуальным подходом к учащимся. Главная задача – обеспечить музыкальное развитие всей группы детей в целом и каждого в отдельности. Положительно сказывается на музыкальном развитии детей используемые в музыкальной работе умственные операции – сравнение, сопоставление, узнавание, требующие анализа и синтеза. Основой музыкального развития учащихся является активная опора на взаимосвязь певческих и слуховых умений, целенаправленное применение необходимых педагогических приемов и методов в ходе практических музыкальных занятий.
Работая с такими детьми, меняется и сам педагог, который спрашивает мнение самих детей, меньше объясняет, больше слушает. Учитель всегда поможет и поддержит, если это необходимо. В современное время от учителя требуется личностный рост, постоянно обновляемые знания в различных областях наук, тесное сотрудничество с родителями одаренных детей, роста мастерства, педагогической гибкости, творческих находок.
На занятиях учитель должен создавать эмоционально-безопасную атмосферу, уважать личность ребенка, его мнение, даже если оно расходится с мнением педагога. Перед началом работы с одаренными детьми необходимо уметь выявить таких детей, владеть приемами работы с ними, учитывая их психологические особенности.
В нашей школе создана программа творческого объединения «Новый век». Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью. Она разработана для одаренных детей школьного возраста, которые имеют ярко – выраженные музыкальные способности. Занятия в творческом объединении дают возможность каждому ученику удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать школьный социум и окружение вне школы своими способностями, но и получить оценку и общественное признание в творческом объединении, в округе и в России. В рабочую программу включены методики: методика работы над певческим дыханием (гимнастика А.Н. Стрельниковой), методика развития артикуляционного аппарата (скороговорки), методика сценического движения (автор – составитель С.Г. Адрачников), методика интонационно – корректирующих упражнений по В.В. Емельянову.
В программу входят: вокальные ансамбли эстрадной песни «Акварель», «Бельканто», вокальный ансамбль русской народной песни «Лебедушка», а также ряд солистов разных возрастов. Пение является действенным методом эстетического воспитания. Очень часто ребенок, обладающий хорошими вокальными данными из-за боязни сцены на начальном этапе обучения не может раскрыть свой талант. В таких случаях лучшим средством является пение в ансамбле, где ребенок не чувствует себя одиноким, постепенно снижается страх, робость, появляется чувство исполнительской уверенности и дальнейшая возможность попробовать себя в сольном пении. В процессе изучения вокала (эстрадного и народного) учащиеся осваивают основы вокального исполнительства, расширяют кругозор, развивают художественный вкус, знакомятся с основами актерского мастерства. Ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих способностей, моет овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние. В вокальной работе с детьми мне приходится акцентировать внимание:
- на преодолении зажатости, боязни сцены;
- на правильном выборе репертуара;
- осмысленности исполняемого репертуара;
- воспитание артистизма, исполнительской культуры.
В нашей школе много талантливых детей и наша педагогическая задача заключается в том, чтобы увидеть искорку таланта в каждом ребенке, развить его и помочь реализовать его на практике. Любая деятельность должна носить продуктивный характер, т.е. должна быть направлена на конкретный результат. Результаты нашей деятельности с одаренными детьми – это победы на городских фестивалях, в которых мы с ребятами приминаем участие с 1999 года, достигли высоких результатов – лауреаты I,II,III степеней.
Мы уверены в том, что музыкально – творческое развитие поможет нашим воспитанникам в их будущей профессиональной деятельности, будет способствовать ее успешности. Как отмечал В.А.Сухомлинский: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно нельзя отрицать, что опираясь на них, конечно, хотелось бы, чтобы это были лишь положительные эмоции.
Список литературы
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под общ. ред. Л.И. Скворцова.- М.: Оникс, 2007.
2. Абатурова В.В. О системе работы с одаренными школьниками в России, – профильная школа. – 2010. - №3. – С.10-13