Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроках биологии (из опыта работы)


Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроках биологии(из опыта работы) Подготовила: Ходченкова Г.М. учитель биологии высшей категории МОУ «Жарковская СОШ № 1» Тверской области Индивидуальная работа Организация работы со слабоуспевающими учащимися Формы индивидуальной работы Формы индивидуальной работы Предупреждающий опрос, опрос по желанию ученикаОказание помощи учащимся перед уроком, проведение консультаций (по мере необходимости или желанию ученика)Посильные индивидуальные задания: различные карточки, творческие задания, электронные тренажеры, задания с выбором ответа и др. ( использую на разных этапах урока, при проверке знаний) Индивидуальные домашние задания (с обязательной проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика) Индивидуальные задания при изучении нового материала позволяют увлечь ученика на уроке, не дают возможности отвлекаться, заниматься посторонними делами Задание : Прочитай п. 36 учебника. Рассмотри внешний вид лягушки. Обрати внимание на строение ног. Чем передние ноги отличаются от задних? Какое это имеет значение? Какова роль задних конечностей при движении лягушки в воде? Какую роль выполняют плавательные перепонки, натянутые между пальцами? Отчет. На суше лягушка передвигается ___________. Она отталкивается от земли сильными ________ ногами и прыгает, при приземлении опирается и на более короткие _________ конечности. У лягушки между пальцами натянута плавательная __________, которая помогает делать резкие толчки при резком вытягивании, выпрямлении ________ конечностей. У некоторых насекомых (кузнечики, саранчи), как и земноводных, задняя пара ног ________ и ________. Это ___________ ноги. Индивидуальное задания (по карточке) Индивидуальные задания при закреплении нового материала Прочитай п. 37 учебника. Самостоятельно заполни таблицу ( форма: «продолжить предложение») Система органов Строение1. Покровы тела 1 слой погруженных клеток, мембрана образуют …2. Пищеварительная система Рот → ротовая полость → глотка → … → … →3. ………………………………. ………………………………… Индивидуальное задания (по карточке) Индивидуальные задания при проверке знаний Дают возможность ученику работать самостоятельно (пусть медленно, с ошибками, но самостоятельно), а не списывать задания у одноклассников. Задание: восстановите текст, найденный в выброшенной на берег бутылке В л…. происходит процесс ф……..а. Клетки листа зеленые, так как в них находится х…ро…л, через прозрачную к…..цу проникает солнечный ……. В кожице есть з…..ные клетки, они входят в состав ……..ц. Через них внутрь листа поступает ……….ый газ, необходимый для …….синте…. В результате обра……. ор……..ческие ……….ва. Задание: закончи предложения Процесс получения организмом необходимых ему веществ и энергии, называют -___________.Животное, питающееся плодами, семенами и другими органами растений, называется _____________.Организмы, питающиеся сообща, называются _____________.Лисы, волки, совы по способу питания ___________.Организмы, существующие за счет другого организма – хозяина, называется _____________.Подсказка: паразиты, питание, растительноядные, хищники, симбионты Задание: заполни таблицу В силу разных причин, результатом плохой успеваемости многих учащихся является нежелание учиться. Они посещают школу безо всякого желания, на уроках не активны, к поручениям учителя относятся отрицательно.Порою тревожность и страх на уроках вытесняют желание усвоить учебный материал.Повысить мотивацию (интерес) к учению, собственную самооценку таких учеников помогают индивидуальные домашние задания, обучение в сотрудничестве. Индивидуальные домашние задания Выборочные задания; занимательные материалы: ребусы, кроссворды; творческие задания. 1. Когда вы видите лягушку, то испытываете:а) отвращениеб) положительные эмоциив) ничего, равнодушие2. Употребляли ли вы лягушек в пищу, если да, то понравилось ли: а) да б) нет3. Знаете те ли вы, какую пользу приносят лягушки в природе и в жизни человека (если да, то какую) а) да б) нет4. В каких литературных произведениях главными героями являлись лягушки?5. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? (если да, то какие?) а) да б) нетОтчет:Всего в социологическом опросе приняло ______ человек. Проведите социологический опрос «Как человек относится к амфибиям?» Вопросы Количество человек % 1. Когда вы видите лягушку, то испытываете: а) отвращение б) положительные эмоции в) ничего, равнодушие 2. Употребляли ли вы лягушек в пищу, если да, то понравилось ли: а) да б) нет 3. Знаете те ли вы, какую пользу приносят лягушки в природе и в жизни человека (если да, то какую) а) да б) нет 4. В каких литературных произведениях главными героями являлись лягушки? 5. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? (если да, то какие?) а) да б) нет Обучение в сотрудничестве (в группах) Организация работы со слабоуспевающими учащимися Обучение в сотрудничестве Слабые учащиеся по сравнению с сильными не умеют учиться и задания, предложенные учителем им часто непонятны и непосильны. Работая в группе слабый ученик, тянется за сильными учениками. Задания по группам: ГРУППА 1. Объект изучения: покровнаая ткань побега – кожица, кора и пробка.ГРУППА 2. Объект изучения: проводящая ткань – флоэма, механическая ткань луба.ГРУППА 3. Объект изучения: образовательная ткань – камбий. Вопрос прорабатывается всей группой, но перед классом отвечает на него только слабый ученик по плану: «Что? Где? Зачем?»На вопрос «Что?» - надо дать определение.На вопрос «Где?» - необходимо показать на таблице и подтвердить устным ответом месторасположение объекта. На вопрос «Зачем?» - нужно объяснить его основные функции. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. При затруднениях может помочь участник группы, но в этом случае ответ оценивается в 0,5 балла. Если ни один член группы не в состоянии ответить на вопрос, то для своей команды может заработать 1 балл любой участник другой команды. Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализироваться и мы с вами должны ему помочь в этом, независимо от его успеваемости. Спасибо за внимание!