Статья Формирование осознанного способа решения орфографмческих задач в начальной школе


Формирование осознанного способа решения орфографических задач в начальной школе.
Изохватова З.А.
В жизни трудящихся звуковРазное может случиться:Могут они оказатьсяВ слабой и сильной позиции,Гласные и согласныеБывают такие опасные!Звук очень ясно слышится,А буква другая пишется.Проникнув в тайны фонемы,Освоим эти проблемы.
Орфография - система правил написания слов и один из противоречивых разделов науки о языке. Русская орфография устроена разумно. И эту логику языка важно сделать понятной для детей в начальных классах. К обучению орфографии непосредственное отношение имеют слова опытного учителя Е.И.Бесчастной “Не спешите учить, а спешите научить детей учиться”, т. е. прежде чем знакомить детей с правилами, необходимо научить осознавать наличие орфограмм в слове. Как научить грамотно писать - это проблема всегда волновала учителя и ученика. Что делать, если русские дети не любят русский язык именно из-за орфографии. Недостаточная грамотность, вероятно, является следствием несовершенства методики обучения и учебных пособий. Учебники русского языка для начальной школы учили правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами и путем раскрывания скобок. Прием неплох сам по себе, но когда он повторяется на каждой странице учебника, то такая форма работы становится механической, т.к. орфограммы здесь уже определены и как бы первое действие орфографической задачи за ученика уже выполнено. Следовательно, в обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором ученик искал бы самостоятельно и выделял на письме орфограммы. Возможна ли ошибка в слове -/горы /? А в слове - / гора/? При записи слова с безударным гласным [о] или [а] его значение не изменилось. Мена букв (о - а) явление чисто орфографическое. Следовательно, орфографические ошибки возможны лишь в тех случаях, когда есть выбор букв, употребление которых не влияет на произношение слова (гора - [ гара] ).
Это и есть орфограмма (правильное письмо). В слове нет орфограмм - если нет выбора букв.
Целенаправленное обучение обнаружению орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом, в процессе звуко-буквенного анализа слова. Существенные шаги в этом направлении были сделаны в методике Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова. Еще в 60-70 г. ими была разработана и проверена система обучения первоклассников, основанная на морфемной теории русского языка. В этой системе важным является этап формирования умений видеть орфограмму. Предлагаемая методика позволяет уже с первых шагов обучения грамоте обнаруживать и выделять сразу несколько орфограмм в слове. Систему работы по развитию орфографической зоркости я разделила на следующие этапы:
На 1 этапе дети учатся быстро определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой и убеждаются, что в слове орфографическую ошибку сделать нельзя, т.е. в слове нет орфограмм.
Например: ноты, рыба, зубы.
На 2 этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова, т.е. различать, какой звук находится в сильной позиции, какой в слабой. Например: выделить сильную позицию ударением, а слабую – точкой снизу- ( сне?го?па?д).
На 3 этапе осваивается новый способ записи слов - запись слов с пропусками гласных букв в слабой позиции. Буква, обозначающая любой безударный звук кроме ( у, ы, ю), представляет собой трудность в написании слова. Поэтому безударный звук нельзя сразу обозначать буквой – ее надо сначала узнавать. А это непросто. Ребятам предлагается пока вместо фонем в слабой позиции ставить пропуски.
Например: м-р-сил, тра-ка, рису-т.
На 4 этапе определяется умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании, т.е. безударный звук [а] обозначается буквами / о, а /; безударный звук [и] обозначается буквами /е, и, я /.
На этом этапе учащиеся знакомятся с таким явлением неоднозначного соотношения звуков и букв.
Например: в слабой позиции записать мену букв- ре(и)ка, тро(а)па,
Проя (и/е) вил.
На 5 этапе важным является восприятие орфограммы на слух.
Например: [ п'ин'ок]
- Есть в слове б/уд. гласный? - Да.
- Можно допустить ошибку? - Да.
- Почему? - Есть выбор букв ( е/и) (п(/и)нек) для обозначения звука [и] в этом слове. Значит можно ошибиться. В слове (дубы) нет выбора букв – значит ошибиться нельзя. Трудно от ученика получить такое небольшое рассуждение, но это необходимо, т.к. такое рассуждение – это осознанная основа навыка. Такое обучение требует системы.
На 6 этапе – учащиеся учатся выбирать правильный вариант из имеющегося набора. Это умение отрабатывается в 1 классе при знакомстве с корнем.
Например: доказать правильность написания слов – (с тропинки, зима, нож, в синем)
Идет осознание – почему проверочным может быть только слово с сильной позицией морфемы? (т.к. там написание соответствует произношению) Так идёт работа с каждой орфограммой, в зависимости от того, в какой морфеме она находится. Например, правописанию безударного гласного в корне помогает следующий алгоритм.

Правильному написанию парного согласного в слове помогает такой составленный ребятами алгоритм:

Далее понятие сильной и слабой позиции переносится на другие орфографические правила, подчиняющиеся основному фонематическому признаку русской орфографии. В третьем и четвёртом классах при изучении безударных окончаний существительных операция “перевода слабого к сильному” переходит на окончание. Например: иди к бабушк... , иди по площад… . Здесь мы с ребятами применяем следующий алгоритм правописания падежных окончаний:

Когда ребята владеют несколькими алгоритмами проверки орфограмм, я предлагаю им такие задания: Прочти, запиши и подчеркни все орфорграммы: [Па р’ик’е плыв’от плот]
В начальной школе создается основа для выработки навыка письма по основному фонематическому принципу русской орфографии (слабую позицию проверяй сильной); отрабатываются умения по составлению собственных алгоритмов к любому правилу; прививаются навыки работы с орфографическим словарем, т.е. закладывается фундамент, на котором средняя школа будет строить “орфографический дом”. Применить орфографическое правило, значит, решить орфографическую задачу. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Наиглавнейшая задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.