Система работы дефектолога в школе при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Система работы дефектолога в школе при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Н.Толстой) Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования на основе формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и получения личностных, предметных и метопредметных результатов. Такое обра зование предполагает высокий уровень сформированности у ученика ВПФ. Поэтому вопрос о развитии познавательной сферы является на сегодняшний день актуальным, особенно применительно к учащимся с особыми образовательными потребностями. Обучение и воспитание д анной категории учащихся осуществляет учитель - дефектолог, либо учитель - предметник + учитель - дефектолог. Цель деятельности учителя дефектолога - обеспечение своевременной специализированной помощи детям с особыми образовательными потребностями в овладении ими обязательным минимумом содержания образования в условиях массовой школы. Основной контингент детей, которым адресована помощь учителя - дефектолога в общеобразовательной школе – это дети с трудностями в обучении различного происхождения, в том числе с о граниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Причинами трудностей могут являться: задержка психического развития (ЗПР), парциальное нарушение высших корковых функций, минимальная мозговая дисфункция (ММД), снижение темпов когнитивного развития, специфические трудности формирования учебных навыков, педагогическая запущенность, психофизическая и эмоциональная незрелость, астения и церебрастения и другое. Специалист школы призван на основании уже имеющегося заключения врача и/или психолого - медико - педагогической комиссии квалифицировать трудности ребенка, разобраться в структуре нарушения, подобрать адекватные нарушению ребенка приемы коррекционной работы. Содержание работы специального педагога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание п омощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, учителям, администрации школы в форме рекомендаций. Основными направлениями работы учителя - дефектолога являются: 1. Диагностическое направление 2. Коррекционн ое направление 3. Аналитическое направление 4. Консультативно - просветительское и профилактическое направление 5. Организационно - методическое направление (подробную работу по данным направлениям можно посмотреть на сайте http://vilshanskaya.ru) Основными формами работы учителя - дефектолога являются:  психолого - педагогическое сопровождение учебно - воспитательного процесса, когда дефектолог выступает в роли консультанта, помощника учителю, воспитателю и родителю;  индивидуальные и групповые коррекционно - развива ющие занятия, которые строятся с учетом ведущего нарушения в познавательной сфере. Общеизвестно, что первичный дефект влечет вторичные нарушения развития. Поэтому, на наш взгляд, в системе работы учителя - дефектолога при работе с детьми, имеющими особые обр азовательные потребности, необходимы занятия, развивающие все составляющие познавательной сферы. В связи с этим в систему работы дефектолога в нашей школе был включен курс «Развивайка» (за счет вариативной части учебного плана, часы индивидуально - группов ой работы с учащимися). На содержании данного курса я бы хотела остановиться подробнее. Рабочая программа по курсу «Развивайка» составлена на основе программы развивающего обучения Л.Б. Ермолаевой - Томиной (Москва, 1994), авторской программы по развитию поз навательных процессов В.В. Лайло (Москва, 2001). Данный курс ориентирован на развитие и компенсацию познавательной сферы учащихся классов компенсирующего обучения. Недостаточный уровень развития познавательных процессов часто выступает как один из ведущих факторов, препятствующих не только усвоению образовательной программы и ее практической части, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности ученика. Наша программа коррекционно - развивающих занятий, включает в себя 2 блока: 1. Блок развития познав ательной сферы, который включает в себя методические приёмы, развивающие задания, игры и упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, связной речи, пространственной ориентации, воображения учащихся классов компенсирующего обучения. 2. Блок развития мотивационной сферы, развивающий мотивационную сторону учебной деятельности. Несомненно, мотивационная составляющая - это психологическая основа обучения, но если у ребенка нет данной основы, то развитие его ВПФ не сможет привести его к школьной успешности. Так же, проведенное нами опытно - экспериментальное исследование и опыт педагогической деятельности показывают, что большинство учащиеся ККО не могут понять значимость и необходимость обучения. На вопрос «Зачем нужно учиться?» большая часть учен иков (58%) отвечает «чтобы пятерки получать», «чтобы мама радовалась», «чтобы учительница не поругала», «чтобы было много денег». Эта же группа учащихся по результатам исследования показывает низкую школьную адаптацию, школа их привлекает лишь внеучебными сторонами (преобладание внешней мотивации над внутренней), у отдельных учеников было выявлено негативное отношение к школе, дезадаптация. Таким образом, вышеперечисленные причины обосновывают необходимость выделения в отдельный блок развитие учебной мотив ации. Каждое занятие включает в себя упражнения и задания по двум блокам. Задачи курса «Развивайка»: 1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания. 2 . Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации. 3. Развить волевую сферу, саморегуляцию. 4. Развивать операции мышления, учить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозак лючения. 5. Развивать воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности. 6. Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами. 7. Формировать устойчивую личностно - значиму ю учебную мотивацию, устойчивую самооценку. Структура занятий. Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, учебной мотивации. Так же данные занятия способств уют обучению учащихся способам учебной работы на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер (это метопредметные результаты обучения по ФГОС). К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др. В структуре занятий можно выделить следующие этапы: 1. Ритуалы привет ствия - прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. В этот ритуал необходимо включать всех учащихся. 2. Разминка не тол ько служит элементом развития познавательной сферы, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. 3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических и дефектологических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно - развивающего комп лекса, но и на формирование учебной мотивации, социальных навыков, динамическое развитие группы, выработке способов учебной работы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционально го напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности. 4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы эт о делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и педагогу. На наш взгляд включение такого рода занятий в систему работ ы учителя - дефектолога в школе при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями наряду с индивидуальной и групповой формой работы помогает достигать гармоничного развития личности ученика, повышая уровень его школьной и социальной ус пешности.