Конспект урока-исследования по русскому языку «Литературные приемы в создании сатирических образов в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».



Урок-исследование на тему: «Литературные приемы в создании сатирических образов в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"».
Учитель русского языка
МОБУ СОШ с. Новая ОтрадовкаВалетова Ю.В.
Тема урока: Литературные приемы в создании сатирических образов в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".
Класс: 7
Цели:
познавательные: 1) помочь понять иносказательный смысл произведения;
2) познакомить с ролью художественных приемов в сатирических произведениях, языковой картиной произведения.
развивающие: 1) совершенствовать умение анализировать текст;
2) развивать способность определять художественный прием в произведении;
3) исследовать языковую картину сатирического произведения; 4)способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;
воспитывающие: 1) воспитывать художественный вкус;
2) воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.
Оборудование : проектор, компьютер, ноутбуки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
М.Е.Салтыкова –Щедрина нельзя назвать писателем одного жанра. Он писал и романы, и повести, и критические статьи, и стихи в ранний период творчества, и сказки.
Так вот Салтыков-Щедрин сумел совместить в одной сказке и волшебный сюжет, и действующих лиц в образе животных, и социальные проблемы, волнующие читателя и автора. Эти сказки не совсем обычны, они предназначались для “детей изрядного возраста”, т. е. для людей уже способных думать и анализировать, которым нужно было открыть глаза на мир и на проблемы, существующие в нем.
Кроме этого, сказки Салтыкова-Щедрина отличаются своей сатирической направленностью. Сатира-это один из видов смеха, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. Сам писатель назвал свою манеру «эзоповым языком», по имени древнего баснописца Эзопа, создателя жанра басен в 6 веке до нашей эры. «Эзоповская речь» – форма сатирической речи. Как же писателю удавалось создавать такие произведения и образы? Сегодня попробуем ответить на этот вопрос.
III. Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были прочитать сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Вспомнить определения литературных приемов. Давайте проверим.
Вам необходимо прочитать отрывок из художественного произведения и определить, какой литературный прием использовал автор, а также по характеристике назвать художественный прием и привести пример.
а) Прекрасен царскосельский сад,Где льва сразив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (А.С. Пушкин) (слайд 3)
(Лев – Швеция , аллегория)
б) шаровары шириною с Чёрное море. (Н.Гоголь) (слайд 3)
(Гипербола)
в) назовите прием, в котором в основе произведения лежит нарушение границ реальности, принятых условностей, приведите примеры. (слайд 4)
(Фантастика)
г) древнейший художественный прием, основанный, как и гипербола, на преувеличении, заострении качеств и свойств людей, предметов, явлений природы и фактов общественной жизни, фантастическое преувеличение.
(Гротеск). (слайд 4)
Давайте вспомним определения литературных приемов, проверим (слайд 5,6 )
Как вы думаете, почему мы уделяем внимание именно этим выразительным средствам? (Они относятся к теме урока). В каком, недавно прочитанном произведении они встретились? (М.Е. Салтыков -Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил").
Верно. Мы будем говорить о значении литературных приемов в создании сатирических образов сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
IV. Работа по теме урока.
1. Ребята, сегодня на уроке будут работать четыре группы, у каждой на столах ноутбуки, вам необходимо по образцу (слайд 5,6 ) создать таблицу литературных приемов, которые вы будете заполнять в течение урока примерами. Выполнение такой работы позволит вам определить основные художественные приемы сатирической литературы.
2. Составление таблицы (работа на ноутбуке) ;
3. Каждая из групп находит примеры использования автором в тексте сказки одного из литературных приемов и заполняет третий столбец таблицы.
(Н-р, аллегория: отношения сказочных генералов и мужика - аллегория отношений власти и народа.
Гипербола:"Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились..."
Фантастика: генералы необыкновенным образом попадают на необитаемый остров.
Гротеск: генералы думали, что "булки в том самом виде родятся".)
Далее группы знакомят со своими примерами из текста, обмениваются ими для заполнения таблицы.
4. Задания для выполнения в группах.
Пользуясь электронной версией словаря литературоведческих терминов, разместить виды комического по степени усиления отрицания : сатира, гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола, сарказм. Объяснить свой ответ. Дополнить таблицу новыми литературными приёмами.
Почему М.Е. Салтыков-Щедрин использует гротеск?
V. Подведение итогов.
Каждая группа, пользуясь составленной таблицей, формулирует вывод о роли литературных приемов в создании сатирических образов.
VI. Домашнее задание (слайд 7)
Задание на выбор:
1. Продолжить сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил ».
2. Написать сказку, используя составленную таблицу.
Электронно-образовательные ресурсы
1. https://ru.wikiquote.org/wiki/
2. http://slovar.lib.ru/
3. http://www.textologia.ru/
4. http://lit-helper.com/
5. http://velikayakultura.ru/
6. http://feb-web.ru/
7. www.gramma.ru8. writerstob.narod.ru