Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС ( Авторская линия И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» г.СимАШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора Директор «МКОУ СОШ №2»
по учебно-методической работе _____________________________ _____________________________
«_____»_________________________2015 г. «_____»_________________________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
5А,5Б,5В классов, 1 час в неделю
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель:
Познякова ОльгаЗигфридовнаучитель биологии и химии первой
квалификационной категории
Рассмотрено на заседании ШМО
_______________________________
(дата)
Руководитель________________________
_____________
(подпись)
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………….3
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса…………………………………………………………………………………………………...6
3. Содержание учебного предмета………………………………………………………………....10
4. Календарно – тематическое планирование………………………………………………..........11
5. Описание учебно – методического комплекса………………………………………………….20
6. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса………………20
7. Требования к оценке достижения планируемых результатов освоения ООП ООО…………23
Пояснительная записка
Переход общеобразовательных учреждений Челябинской области на новые образовательные стандарты осуществляется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 № 32-600 «Об утверждении плана действия по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011 -2015 годы».
Для общеобразовательных учреждений осуществляющих переход на новые федеральные государственные стандарты основного общего образования в 2015-2016 учебном году преподавание учебного «Биология» осуществляется в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:
Федеральный уровень
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от31.03.2014г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от05.09.2013г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).
5.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)».
6.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).
7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от14.12.2009г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственнуюаккредитациюи реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).8.Приказ Минобрнауки РоссийскойФедерации от13.01.2011 г. № 2
«О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитациюи реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от16.02.2012г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессев имеющих государственнуюаккредитациюи реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).10.Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».11.Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251).12.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от29.04.2014г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Региональный уровень
1.Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
2.Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
3.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от05.12.2013г. № 01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год»
4.Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810.
5. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2015–2016 учебном году от 16 июня 2015 № 03-02/4938
Локальный уровень
Приказ №200 от 31 августа 2015 года. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МКОУ «СОШ №2» г. Сим для классов, внедряющих ФГОС НОО, ФГОС ООО.
Учебный план МКОУ «СОШ №2» г. Сим на 2015-2016 учебный год приказ №187 от 18.08.2015 г.
Календарный учебный график на 2015-2016 учебный год МКОУ «СОШ№2» г. Сим Ашинского муниципального района приказ №163 от 06.08.2015г.
Биология: программы 5-11 классы: программы/ [И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.] – М.: Вентана-Граф, 2014. – 400с.
В соответствии с п. 18.3.1. федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в учебном плане учебный предмет «Биология» входит в качестве обязательного в состав предметной области «Естественнонаучные предметы».
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Курс биологии в рамках федеральных государственных образовательных стандартов на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Преподавание учебного предмета «Биология» для общеобразовательных учреждений осуществляющих переход на новые федеральные государственные стандарты основного общего образования в 2015-2016 учебном году осуществляется в соответствии с целями биологического образования, сформулированными на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном.
Глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования. При разработке части формируемой участниками образовательного процесса отражено содержание национально-регионального компонента с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей региона.
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Преподавание учебного предмета «Биология» должно быть направлено на достижение учащимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Раздел 1
Живые организмы
Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Раздел 2
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными.
выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать установки здорового образа жизни;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека.
Раздел 3
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, эко-системы своей местности;
использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология», отражающие национальные, региональные и этнокультурные особенности включают:
1) формирование системы научных знаний о живой природе конкретного региона, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах Челябинской области и конкретной территории области;
3) проведения экологического мониторинга в окружающей среде (конкретной территории области);
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе (на территории Челябинской области); осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных (конкретной территории области);
5) формирование представлений о необходимости рационального природопользования в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды (конкретной территории области).
Содержание учебного предмета.
Тема1.Биология—наука о живом мире(8ч).
Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе — биология. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Лабораторная работа №1.«Изучение устройства увеличительных приборов». Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений».
Тема2.Многообразие живых организмов(11ч)
Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных.
Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Бактерии: строение и жизнедеятельность. Значение бактерий в природе и для человека. Растения.
Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения». Животные. Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных — гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств.
Среда обитания: вода, почва, суша и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных». Грибы. Многообразие и значение грибов. Лишайники.Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч +1 ч из резерва)
Среды жизни планеты Земля. Многообразие условий обитания на планете. Экологические факторы среды. Приспособления организмов к жизни в природе. Природные сообщества. Природные зоны России. Жизнь организмов на разных материках. Жизнь организмов в морях и океанах.
Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч +1ч из резерва)
Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу.Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Важность охраны живого мира планеты.Сохраним богатство живого мира. Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Календарно – тематическое планирование
№ урока §учебника
Содержание учебного материала Количествочасов Сроки Виды деятельности учащихся
план факт причина Тема1.Биология—наукаоживом мире(8ч).
1 1 Наука о живой природе 1 Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов? Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Давать определение науки биологии. Называть задачи, стоящие перед учёными-Биологами. Развивать чувство гордости за российскую науку.
2 2 Свойства живого 1 Называть свойства живых организмов.
Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника. Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции. Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма
3
3 Методы изучения природы 1 Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Различать и описывать методы изучения живой природы. Обсуждать способы оформления результатов исследования.
4 4 Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов».
1 Объяснять назначение увеличительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать получаемое с их помощью увеличение. Описывать и сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Находить части микроскопа и называть их. Изучать и запоминать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
5 5 Строение клетки. Лабораторная работа №2
«Знакомство с клетками растений».* 1 Называть части клетки по рисункам учебника. Характеризовать назначение частей клетки. Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие. Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани.
Обобщать результаты наблюдений, делать выводы. Зарисовывать клетки в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
6 6 Химическийсоставклетки 1 Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма.
Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.
7 7 Процессы жизнедеятельности клетки. 1 Оценивать значение питания, дыхания, размножения. Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение. Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события. Рассматривать на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема).
8 1-7 Обобщение и систематизация знаний по материалам темы11 Обсуждать проблемные вопросы темы 1, работая в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Тема2.Многообразиеживыхорганизмов(11ч)
9 8 Царства живой природы* 1 Объяснять сущность термина «классификация». Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами. Называть отличительные особенности строения жизнедеятельности вирусов. Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Владеть диалогической формой речи.
10 9 Бактерии: строение и жизнедеятельность 1 Называть главные особенности строения бактерий. Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника. Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».Различать свойства прокариот и эукариот. Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе. Владеть диалогической формой речи.
11 10 Значение бактерий в природе и для человека* 1 Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты. Различать бактерий по их роли в природе. Приводить примеры полезной деятельности бактерий. Характеризовать процесс брожения и его использование в народном хозяйстве. Обсуждать значение бактерий для человека. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий. Владеть диалогической формой речи.
12 11 Растения. Лабораторная работа №3
«Знакомство с внешним строением
побегов растения».* 1 Характеризовать главные признаки растений.
Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые, голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, знать термин «спора». Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека.
13
12 Животные. * 1 Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть основные части клетки. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Приводить примеры позвоночных животных.Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных.
14 12 Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных». 1 Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. Зарисовать общий облик инфузории. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Формулировать вывод о значении движения для животных. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.
15 13 Грибы 1 Устанавливать сходство гриба с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Владеть диалогической формой речи.
16 14 Многообразие и значение грибов* 1 Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы: пластинчатые и трубчатые. Работать в паре — описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Знать значение терминов «антибиотик», «пенициллин». Различать съедобные и ядовитые грибы. Обсуждать правила сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы.
17 15 Лишайники* 1 Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека
18 16 Значение живых организмов в природе и жизни человека. 1 Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы.Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Владеть диалогической формой речи.
19
8-16 Обобщение и систематизация знаний по теме 2.
1 Обсуждать проблемные вопросы темы 2, работая в парах и малых группах. Выполнять итоговые задания по материалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч +1 ч из резерва)
20 17 Многообразие условий обитания на планете. 1 Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. Владеть диалогической формой речи.
21 18 Экологические факторы среды. 1 Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».
Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора.
22 19 Приспособления организмов к жизни в природе.* 1 Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов. Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания.
23 20 Природные сообщества.* 1 Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Объяснять сущность понятий:«производители»,«потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Различать и характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей
24 21 Природные зоны России.* 1 Объяснять сущность понятия «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы. Владеть диалогической формой речи.
25 22 Жизнь организмов на разных материках. 1 Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Описывать свои впечатления от встречи с представителя ми флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.
26 23 Жизнь организмов в морях и океанах. 1 Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам учебника.
Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать роль планктона для других живых организмов.
Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Владеть диалогической формой речи.
27 17-23 Обобщение и систематизация знаний по теме 3.
1 Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы
Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч +1ч из резерва)
28 24 Как появился человек на Земле. 1 Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.
29 25 Как человек изменял природу* 1 Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, дорог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.
30 26 Важность охраны живого мира планеты.* 1 Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.
31 27 Сохранение разнообразия живого мира.* 1 Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека.
Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами.
Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным.
Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).
32 24-27 Обобщение и систематизация знаний по теме 4. 1 Отвечать на итоговые вопросы по теме 4.Обсуждать проблемные вопросы темы 4 в парах и малых группах.Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
33 Итоговый контроль. 1 Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов. Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
34 Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира»*
1 Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе.
35 Заключение. Обсуждение заданий на лето.
Выбирать задание на лето, анализировать его содержание. Использовать учебные действия для формулировки ответов.
*- уроки с использованием НРЭО
Описание учебно – методического комплекса
Программа Учебники и учебно- методические пособия
Биология: программы 5-11 классы: программы/ [И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.] – М.: Вентана-Граф, 2014. – 400с И.Н. Пономарева Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012
Биология: 5 класс: методическое пособие/И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова.- М.: Вентана- Граф, 2014.-80 с.
3. Громова Л.А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников: биология: 5-9 классы: методическое пособие/Л.А.Громова.-М.: вентана-Граф, 2014.-160с.
4. О.А. Корнилова Биология. 5 кл. Рабочая тетрадь. Изд.1 / Корнилова О.А., Николаев И.В., Симонова Л.В. – М.: Вентана-Граф, 2013
Описание
материально-технического
обеспечения образовательного процесса
ЦОРы на электронных носителях:
Уроки биологии «Животные»
Виртуальный живой уголок
Зоология – цифровая база изображений
Уроки биологии « Растения. Грибы. Лишайники»
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Стандарт основного общего образования по биологии.
2. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).
3. Примерная программа основного общего образования по биологии.
4. Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии.
5. Авторские программы по разделам биологии.
6. Общая методика преподавания биологии.
7. книги для чтения по всем разделам курса биологии.
8. Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков).
9. Учебники по всем разделам.
Издания, составляющих учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, отражающее национальные, региональные и этнокультурные особенности по предмету:
1) Строкова Н.П. Ламехова, Е.А. Учителю о лекарственных растениях Челябинской области, Челябинск, 2010.
2) Строкова Н.П., Коровин С.Е. Мир удивительных растений. Челябинская область: учеб. пос. / Н. П. Строкова, С. Е. Коровин. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: АБРИС, 2009. – 152 с.
3) Лешихин М.И. Растения на страже здоровья. Лекарственные растения Челябинской области : уч. пос. / М.И. Лешихин. – Челябинск : АБРИС, 2011. – 128 с.
4) Уфимцева Г.А., Латюшин В.В. Биология грибов и растений Челябинской области, Челябинск, 2004.
5) Матвеев А.С. Промысловые животные. Приложение к зоогеографической карте Челябинской области / А. С. Матвеев. – Челябинск: АБРИС, 2009. – 128 с.
6) Ламехов Ю.Г. Птицы Челябинской области : уч. пос. / Ю. Г. Ламехов. – Челябинск : АБРИС, 2013. – 128 с.
7) Тюмасева З.И., Гуськова Е.В. О беспозвоночных животных Южного Урала : уч. пос. / З. И. Тюмасева, Е. В. Гуськова. – Челябинск : АБРИС, 2013. – 128 с.
Интернет-ресурсы по биологии:
Редкие и исчезающие животные России.
Сайт:http://nature.ok.ru/
О растениях и животных.
Сайт: http://www.floranimal/ru/
База знаний по биологии человека.
Сайт:http://obi.img/ras/ru/
Изучаем биологию.
Сайт:http://learnbiology/narod.ru/
Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.
Сайт:http://plife.chat.ru/index.htm
Подготовка к ЕГЭ и ГИА
Сайт: www.ege.edu.ru, www.fipi.ru
Всемирный фонд дикой природы
Сайт: http://www.www.wwf.ru
В помощь учителю биологии
Сайт: http://fns.nspu.ru/resurs/nat/pedpract.phpПечатные пособия
Таблицы:
1. Анатомия, физиология и гигиена человека
2. Генетика.
3. Основы экологии.
4. Портреты учѐных биологов.
5. Правила поведения в учебном кабинете.
6. Правила поведения на экскурсиях.
7. Развитие животного и растительного мира.
8. Систематика животных
9. Систематика растений.
10. Строение, размножение и разнообразие животных.
11. Строение, размножение и разнообразие растений.
12. Схема строения клеток живых организмов.
Карты:
1. Зоогеографическая карта мира.
2. Зоогеграфическая карта России.
3. Природные зоны России.
4. Центры происхождения культурных растений и домашних животных.
Атласы:
Анатомия человека.
Технические средства обучения (средства ИКТ)
1. Мультимедийный компьютер.
2. Принтер лазерный.
3. Мультимедиа проектор.
4. Экран (на штативе или навесной).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Приборы, приспособления:
1. Лупа ручная (7 штук)
2. Микроскоп школьный ув. 300 (8 штук).
Модели объѐмные:
1. Модели цветков различных семейств.
2. Набор «Происхождение человека».
3. Набор моделей органов человека.
4. Торс человека.
Модели рельефные:
1. Дезоксирибонуклеиновая кислота.
Муляжи:
1. Плодовые тела шляпочных грибов.
2. результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений.
Натуральные объекты
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические
особенности разных групп.
Влажные препараты:
1. Строение глаза млекопитающего.
Микропрепараты:
1. Набор микропрепаратов по разделу «Растения, бактерии, грибы, лишайники».
2. Набор микропрепаратов по разделу «Человек».
3. Набор микропрепаратов по разделу «Животные».
Коллекции:
1. Вредители сельскохозяйственных культур.
Живые объекты:
1. Комнатные растения по экологическим группам (тропические влажные леса, влажные субтропики,сухие субтропики, пустыни и полупустыни).
Требования к оценке достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.В структуре планируемых результатов выделяются:
ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей, обучающихся средствами предметов;
планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», приводятся к каждому разделу учебной программы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, мстапредметных и предметных.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий. В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся.а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия». Познавательные универсальные учебные действия программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения мстапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных мстапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных тематических работ по географии.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов. Система оценки предметных результатов освоения учебной программы с учётом уровневого подхода, принятого в новом стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений «ученик научится» и повышенного уровня «ученик может научиться».
Достижение предметных и метапредметных результатов ООП ООО необходимы дня продолжения образования. При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися ООП ООО должны учитываться: сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО
1)определяет основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки:
2)ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
3)обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных н личностных результатов основного общего образования;
4)обеспечивает оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
5)предусматривает использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
6)позволяет использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности образовательного учреждения и системы образования разного уровня.
Для оценки текущего, промежуточного и итогового целесообразно выделить 4 уровня достижений:
1)высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
2)повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
3)базовый уровень достаточный для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
4)пониженный уровень достижений, свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»).
Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений используются данные системы накопленной оценки:
•стартовой диагностики;
•тематических и итоговых проверочных работ по биологии;
•творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Решение о достижении или не достижении планируемых результатов или об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения ФГОС ООО критерий достижения (освоения) учебною материала задан как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.