Статья по работе со слабоуспевающимися учащимися.

Укиенова Айтжан Саткеновна
Учитель истории с. ш№9 г. Петропавловск
Северо-казахстанская область
Дифференцированный подход в обучении истории.

Слабоуспевающие ученики не только педагогическая проблема, но и проблема во многом психологическая. Игнорирование психологических факторов, усложняет решение данной проблемы, нужно учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся и особенности организаций условий, в которых протекает учебная деятельность. Почти в любом классе можно провести градацию детей по четырем уровням:
Хорошо успевающие
Среднеуспевающие
Слабоуспевающие
Неуспевающие
Некоторые учителя выделяют 3 группы учащихся:
Слабые
Средние
Сильные
Как не грустно признавать, процент слабоуспевающих и средних учащихся достаточно большой. Основная задача учителя при таком расслоении, суметь одинаково продуктивно работать на всех четырех уровнях одновременно. По существу в классе наметилось еще 4 класса. С каждым надо работать по особой программе и кроме этого, осуществлять дифференцирование по каждому уровню. Индивидуализация идет в основном от педагога. Учитель отмеряет степень сложности задания для учащегося. При таком подходе, дифференцируя задание на «сильных» и «слабых», тем самым ориентируем их на то, что один ученик действительно слабый и более сложное задание ему не по силам, а другой – сильный. Получается, что я сама определяю каждому «место под солнцем», его положение в классе и возможность сменить это место зависит от учителя
Каким образом снять существующие противоречия, ликвидировать вышеописанные тенденции, как осуществлять дифференциацию на более продуктивном уровне?
Я предлагаю систему, позволяющую одновременно опрашивать, выполнять задания практического характера, получать новые знания.13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





I ряд
Определение какого-либо исторического термина. Необходимо данный термин назвать.
Например, как называется
Ответ на этот вопрос в основном рассчитан на узнавание.
II ряд
Задания второго ряда рассчитаны на воспроизведение материала.
Например, дайте определение.
В данном случае необходимо знать вышеприведённое определение.
III ряд
Задания на соответствие.
IV ряд
Задания проблемного, творческого характера, предусматривающие умение оценивать информацию, высказать, обосновать своё мнение.

Задания I ряда оцениваются в 1 балл
II ряда – 2 балла
III ряда – 3 балла
IV ряда – 4 балла
Учащиеся имеют право выбрать задания на то количество баллов, на которые хотят ответить. Брать задания можно с любых рядов и в любой комбинации, можно обменять на более легкие. Задания подготовлены не для конкретной личности, а для общей массы. Индивидуальный подход осуществляется ненавязчиво, незаметно для самого ученика.
Рассмотрим, что дает такой подход в педагогическом и психологическом планах.
Во-первых, ликвидируются противоречия в определении содержания учебного задания – несоответствие содержания, характера, степени трудности задания, ориентированного на среднего ученика и познавательных возможностей сильных и слабых учеников.
Во-вторых, ослабляется второе существенное противоречие – противоречие организационных форм учебной деятельности – темп фронтальной работы класса т темп индивидуальной работы каждого ученика.
В-третьих, данный подход осуществляется как приспособление индивидуальных особенностей к процессу обучения. Обучение не приспосабливается к обучению, а ведет за собой, что гораздо успешнее достигается при данной системе.
В-четвертых, позволяет повысить уровень притязаний личности, вырабатывает правильную самооценку, способствует самоутверждению личности.

Обычно при использовании такого подхода учащиеся получают хорошие оценки. Но оценка оценке рознь. И четверка, полученная на задании I ряда в глазах учащихся, имеет совсем иную ценность, чем четверка, полученная на задании IV ряда. Это побуждает учащихся брать более сложные задания, но для того, чтобы


их выполнить, надо знать материал. Обычно учащиеся начинают выполнять легкие задания, а затем переходят на более сложные.
При данном подходе состояние напряженности снимается, исчезает страх перед возможностью получения отрицательной оценки, вопросами учителя, позволяет ученику почувствовать себя, таким как все. Возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а им самим.
Основной задачей учителя становится стимуляция учащихся, ученики не должны останавливаться на достигнутом, а идти вперед.
Таковы достоинства данного подхода к слабоуспевающим учащимся в процессе обучения. Главное – не абсолютизировать, а применять их в разумных сочетаниях.

I

II

III

IV