Урок по русскому языку «Связь слов в словосочетаниях» 8 класс


Тема урока: Связь слов в словосочетании. 
Цели урока:
образовательные: - систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание», - формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании; - развитие орфографических навыков; развивающие: - развитие навыков монологической речи, - развитие навыков парной и групповой работы, - развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);  воспитательные: - воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе. Тип урока :совершенствование знаний и способов деятельности
Методы урока :проблемный ,поисковый,
Приемы :- «мозговой штурм», - таблица «Знаю – хочу знать – узнал», - объединение информации в блоки через сопоставление. Оборудование: - раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал»,Атив студия Ход урока I. Организационный момент. - Ребята, на прошлых двух уроках мы начали знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня перед нами новая тема – «Связь слов в словосочетании». (Запись даты, темы урока в тетради) - Цель нашей работы – узнать, какие связи слов в словосочетании выделяются в языкознании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена. Начнем с проверки знаний. II. Стадия вызова. Прием «мозговой штурм». 1. Индивидуальная работа.
Прочитать текст на листах ,которые вы получили каждый индивидуально, и значком + отметить, то, что вы уже знали, а значком –, то, что вы не знали, а если у вас возник вопрос, то ставьте знак? Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.
Время на выполнение – 3 минуты. Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?
2. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал» (с каждой группы выступает по 1 учащемуся с информацией что они знают)
Фамилия учащегося: Знаю Хочу знать Узнал
Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал». Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю». (на доске)1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 2Словосочетание состоит из главного слова и зависимого 3В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 4Между главным и зависимым словами существует подчинительная связь: согласование,управление ,примыкание.
5. Согласование – способ связи, при котором зависимое слово (прилагательное, местоимение, причастие, порядковое числительное) ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное. При изменении форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого.
6.Управление – способ связи, при котором главное слово «командует» зависимым, заставляя его стоять в определенном падеже. При изменении главного слова зависимое слово не изменяется. Зависимым словом может быть существительное, местоимение.
7.Зависимое слово является неизменяемым, поэтому присоединяется к главному только по смыслу, т.е. примыкает к нему, поэтому этот способ связи называется примыканием. Зависимое слово может быть наречием, деепричастием, неопределённой формой глагола.
- Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию. 4. Групповая работа (класс поделен на 3 группы). Прием объединения в блоки. Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар. - Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания? по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар. по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар; 3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком? (Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову вызывают затруднения.) - Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения. (На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).) 
Читать книгукасательная линияслегка прикоснуться
Предложить помощь творящий художниксидеть прямо
Выбирать подарок обжигающий жар слушать внимательно- Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».  Хочу знать 1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?  2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? 3.Как называется связь с зависимым словом наречием? III. Стадия осмысления. 1. Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал». - Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф учебника . Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение – 4 минуты. Проверка колонки «Узнал». В ходе чтения параграфа таблица заполняется так: знаю хочу знать узнал 1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 1. Как называется связь с зависимым словом – существительным? Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного) 2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. 2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? 3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 3. Как называется связь с зависимым словом – наречием? Согласование (связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного) 4. Связь в словосочетании – подчинительная. Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола) - Как вы думаете, почему так называются связи? (Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.) 2. Применение правила на практике. Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи – управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим блоком; способ связи – примыкание. 3. Практическое закрепление знаний. 1) Упражнение 68 (Прочитать словосочетания, указать, какой частью речи является зависимое слово, и назвать способ связи слов в словосочетаниях. Сделать вывод, какие части речи могут употребляться в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.) 2) Составить по 3 примера на каждый способ связи слов в словосочетании на тему «Алматы- мой родной город», 3) Проверка выполнения. IV. Стадия рефлексии - Что узнали о способах связи слов в словосочетании? - Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании? (Этапы: 1) вспомни ли то, что известно, объединяли в блоки словосочетания, сами формулировали вопросы, требующие решения; 2) при помощи работы с учебником самостоятельно в паре находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе; 3) закрепляли знания через применение их на практике.) - Что было легко? - Что вам помогало в работе? - Как оцениваете свои действия? 5. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему «Алматы - мой родной город», используя словосочетания, составленные на уроке. Выписать из текста по 3 других примера на каждый способ связи.