Конспект урока по русскому языку на тему : «Связь слов в глагольных словосочетаниях» 4 класс


Тип урока: открытие нового знания.
Тема урока: «Связь слов в глагольных словосочетаниях»Цель:  дать представление о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь выделять словосочетания из предложения.
Метапредметные: понимание учебной задачи и умение решать её, умение делать выводы, проверка по учебнику сделанных выводов, преобразование полученной информации.
Личностные:  привитие интереса к предмету.
Методы: практические, методы стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля, создание ситуации успеха; словесный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения и необходимое техническое оборудование (ресурсы): Учебник:  А.В. Полякова Русский язык: 4 класс часть 1
План урока:
Мотивация учебной деятельности (1,5 мин);
Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии (4 мин);
Выявление места и причины затруднения (30 с);
Построение проекта выхода из затруднения (1 мин);
Реализация построенного проекта (5мин);
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин);
Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой (10мин);
Включение в систему знаний и повторений (10мин);
Рефлексия. Итог урока. (2 мин)
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Наш урок мы начнем с девиза. Давайте прочитаем все вместе.
Будем мы учиться!Будем вспоминать!И, конечно, новое будем открывать!
II. Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии
К какой части речи относятся слова: учиться, вспоминать, открывать? (глаголы)
- Что вы знаете о глаголах? (слайд 3)
Слайд 3
Глагол
Часть речи
Действие предмета
Что делать? Что сделать?
Настоящее время, будущее время, прошедшее время.
Число(ед.ч., мн. ч.),
лицо(1,2,3 л).
Род(м. р., ср. р., ж. р.)
III. Локализация индивидуальных затруднений
– Как вы думаете, вы уже всё узнали о глаголе? (нет)
Сегодня нам предстоит совершить ещё одно открытие в этой части речи.
Посмотрите на слайд. (слайд 4 )
Стояли на своих местах в словаре: а, не, перо, писать, ум.
- Что же из них можно составить?
Получается прекрасная пословица: Не пером пишут, а умом.
- Как вы ее понимаете? (перед тем как что – то написать, надо всё обдумать, осмыслить. То, что вы пишете- результат вашего ума).
- Какие вы знаете пословицы с таким же смыслом?
Писать — не языком чесать.
Где ум, там и толк.
Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
Ум не в бороде, а в голове.
Был бы ум — будет и рубль; не будет ума — не будет и рубля.
Голова без ума, что фонарь без свечи.
Не всяк умен кто с головою.
- Запишите предложение и выделите словосочетания (пишут пером,пишут умом).
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений
- Кто мне скажет, что такое словосочетание?
Словосочетание - это два или несколько слов связанных между собой по смыслу и грамматически.
- Из чего состоит словосочетание?
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Главным называется слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д. Зависимым называется слово, которое поясняет, распространяет главное.
- Как определить зависимое слово в словосочетании?
От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.
- Какие словосочетания вы уже знаете? (именные словосочетания)
- Что вы можете сказать об именных словосочетаниях?
В именных словосочетаниях главное слово может быть выражено существительным, прилагательным, числительным и местоимением. Например: Старое дерево; вежливый со старшим; три собаки.
Сегодня на уроке мы будем изучать связь слов в глагольных словосочетаниях.
- Как вы думаете, какие словосочетания называются глагольными?
Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено глаголом.
Рассмотрим пример глагольного словосочетания: пишут пером, пишут умом.
- Где главное слово? (пишут)
- Какой частью речи выражено слово пишут? (глагол)
- Ставим вопрос к зависимому слову. (чем?)
V. Реализация построенного проекта
Откройте учебник на странице 69 № 95. Прочитайте. Ставьте вопросы от глаголов к выделенным существительным.

- Из какой сказки этот отрывок? ( сказка о рыбаке и рыбке).
- Кто автор этой сказки? (Александр Сергеевич Пушкин).
- Какие еще вы знаете сказки А.С. Пушкина?
Сказка о попе и работнике его Балде;
Сказка о царе Салтане;
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях;
Сказка о золотом петушке;
Сказка о медведихе;
- Выпишите словосочетания глаголов с выделенными существительными.
- Обозначьте падеж существительных.
П р о в е р к а. Пришёл с рыбкой; отпустил рыбку; сказал слово; забранила старика; не хочет быть крестьянкой; хочет быть дворянкой; поклонился старухе; плеснула хвостом по воде.
– От какой части речи задаётся вопрос? (от глагола )В словосочетаниях главным словом является то слово, от которого задаётся вопрос. В данных словосочетаниях – это глаголы. Такая связь называется управление.
Как вы думаете, почему она так называется? (ответы детей)
Прочитайте правила на стр. 69 самостоятельно. Затем ребенок читает в слух, пересказ правила.
Итак, управление – это вид связи в словосочетаниях, когда глагол в предложении требует от существительного определённого косвенного падежа (без предлога или с предлогом).
– В каких падежах стоят имена существительные в словосочетаниях? (В косвенных.)
- Скажите, а косвенные падежи это, какие падежи? (все кроме И.п.)
– От чего мы должны отличать словосочетания? (От грамматической основы, от однородных членов предложения).
Например: 1. Ветер дует. (это предложение, т. к. ветер это подлежащее, дует сказуемое).
2. И снег, и дождь (это однородные члены предложения)
Физкультминутка для глаз
VI. Обобщения затруднений во внешней речи
В ы п о л н е н и е упражнения 96.
Алгоритм работы:
1. Прочитать предложение;
2. Определить главные члены предложения;
3. Задать вопросы от сказуемого к второстепенным членам предложения – существительным;
4. Выписать словосочетания, в которых существительные стоят в косвенном падеже Р.п. и В. п.
Решение. 1. Осенью лес сбрасывает свой летний наряд. 2. Туристы расположились у костра. 3. В спичечной коробке лежали рыболовные крючки. 4. Море покрылось мелкой рябью. 5. Гага живёт на севере. 6. Гага строит гнездо только из пуха. Пух она выщипывает у себя на груди.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Составьте словосочетания из группы слов, так, чтобы они подходили по смыслу. И разделите их на две группы. А какие вы мне скажете сами.
- Какой вид словосочетания мы повторили сегодня на уроке? (именные словосочетания).
- С каким новым видом словосочетания мы сегодня познакомились? (глагольные словосочетания).
- На какие же две группы мы разделим словосочетания?
Еловая украшение; Готовить ошибка
Слабый шишка; Ездить концерт
Ёлочное гололёд; Указать автобус
Решение.
1 группа именные словосочетания: Еловая шишка, слабый гололёд, ёлочное украшение.
2 группа глагольные словосочетания: готовить концерт, ездить на автобусе, указать на ошибку.
- Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями.
VIII. Включение в систему знаний и повторений
- Давайте подведем итог сегодняшнего урока.
Предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет ». Я задаю вопросы, а вы отвечаете на них словами «Да» или «Нет».
- глагол – это часть речи? - Да
Глагол обозначает действие предмета? – Да
- Бывает ли у глагола три времени? – Да
- Глагол отвечает на вопросы Кто? Что? – Нет
- Словосочетание это два или несколько слов связанных между собой по смыслу и грамматически? – Да
- В словосочетаниях есть главное и зависимое слово? – Да
- глагол + сущ. образуют связь управления? – Да
- глагольными словосочетаниями называются словосочетания, у которых главное слово является глаголом? – Да
IX. Рефлексия. Итог урока
– Как называется связь между глаголами и существительными? (управление – это вид связи в словосочетаниях, когда глагол в предложении требует от существительного определённого косвенного падежа (без предлога или с предлогом))
Почему? (глагол в предложении требует от существительного определённого косвенного падежа (без предлога или с предлогом))
– От чего мы должны отличать словосочетания? (от грамматической основы, от однородных членов предложения)
Домашнее задание. Стр. 70 № 97