Календарно — тематическое планирование по русскому языку для 5 класса по программе Е.А. Быстровой 6 часов в неделю

ур.
Тема урока
Тип урока
Кол-во
часов
Дата проведения урока
Впервые
вводимые
понятия
Планируемые результаты
Виды и формы контроля
Учебное оборудование,
средства
передачи информации




План.
Факт.

Предметные
(мини-макс)
Формируемые УУД (ЛРКП)



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Часть 1

1
Русский язык – национальный язык русского народа.
Урок изучения нового материала
1


Национальный язык
Ученик научится осознавать значение родного языка в жизни человека, общества.
Ученик получит возможность научиться понимать, что язык – универсальное средство общения, свободное владение родным языком – признак культуры человека.
Личностные: Составление плана пересказа учебно-познавательного текста.
Регулятивные: Способность принимать и
сохранять учебную задачу и цель.
Коммуникатив.: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Познавательные: Ставить и формулировать проблемы; передача информации.
Устное высказывание, составление тезисного плана, выразительное чтение.
Компьютер, презентация.

Раздел 1 Речь. Речевая деятельность. Речевое общение. (6+2 р\р)

2
Язык и речь.
Комбинированный рок.
1


Язык. Речь
Ученик научится Создавать устные и письменные подготовленные и неподготовленные монологические высказывания, устные диалогические высказывания Осознавать различия языка и речи.
Осознавать основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи
Различать диалогическую и монологическую речь.
Ученик получит возможность научиться
Соблюдать при общении нормы речевого этикета.
Осознавать образную основу текстов, находить в небольших текстах сравнение.
На элементарном уровне анализировать языковые особенности небольшого научного, художественного (прозаического и поэтического) текста

Личностные: Умение вести диалог, владеть различными видами монолога и диалога.
Соблюдать при общении нормы речевого этикета.
Определять основную мысль текста. Проявлять интерес к изучению темы; осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к происхождению слов.
Регулятивные: Сопоставлять текст с точки зрения содержания. Преобразование практической задачи в познавательную. Оценивать результаты выполненного задания по учебнику.
Коммуникатив.: Умение работать индивидуально и в группе, умение слушать друг друга, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Познавательные: Знать основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной, уметь из анализировать, различать диалогическую и монологическую речь. работать со словарями, находить в них нужную информацию о слове.

Беседа, работа с учебником
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -

3
Обучающее выборочное изложение.
Урок развития речи.
1


Язык. Выборочное изложение. Паронимы.


Выбор главной информации в тексте.
Портрет баснописца Эзопа

4
Речь и речевое общение.
Урок изучения нового материала.
1


Общение. Цель общения. Участники общения.


Мини-сочинение на заданную тему.
Репродукция картины П.Брейгеля «Вавилонское столпотворение»

5
Речь устная и письменная.
Урок – игра.
1


Виды речи, интонация, жесты, мимика, смайл.


Словарный диктант.
Составление тезисного плана.
Работа по карточкам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

6
Речь книжная и разговорная.
Урок – игра.
1


Речь разговорная и речь книжная., научная речь, термины, общеупотребительные слова, язык художественной литературы


Индивидуальная работа по карточкам.
Беседа по картинкам.
«Уроки Кирилла и Мефодия. Р.яз.5 класс»

7
Речь монологическая и диалогическая.
Комбинированный урок.
1


Монолог. Диалог. Реплика.


Работа с таблицей
Составление диалога.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Аудиозапись басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица».


8
Речевой этикет.
Урок – практическое занятие.
1


Речевой этикет.


Работа с таблицей. Беседа по картинкам. Формулировка правил речевого этикета.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

9
Подробное изложение.
Урок развития речи.
1



Ученик научится Подробно излагать содержание прочитанного текста
Ученик получит возможность научиться
Выбирать главную информацию в тексте.
Личностные: Соблюдать при общении нормы речевого этикета.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Коммуникатив.: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Подробное изложение. Ответы на вопросы. Составление плана.


Раздел 2 Текст (10+3р\р)

10
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста.
Комбинированный урок.
1


Текст. Признаки текста.
Ученик научится Создавать небольшие тексты (описание, повествование, рассуждение). Находить средства грамматической связи предложений в тексте.
Выделять абзацы в тексте на основе проведения анализа текста.
Подробно, сжато, выборочно излагать содержание прочитанного текста.
Осознавать основные признаки текста, определять его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение).
Анализировать текст, определять его тему, основную мысль, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план текста.
Определять функционально-смысловые типы речи.
Ученик получит возможность научиться
Осознавать образную основу текстов, находить в небольших текстах эпитет, метафору, олицетворение, сравнение
На элементарном уровне анализировать языковые особенности небольшого научного, художественного (прозаического и поэтического) текста. Создавать устные и письменные монологические высказывания небольшого объема на учебно-научные, нравственно-этические, социо-культурные темы.
Личностные: Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста Умение работать индивидуально Соблюдать при общении нормы речевого этикета.
Регулятивные: Работа с художественным текстом Сопоставлять текст с точки зрения содержания.
Умение работать индивидуально и в группе, умение слушать друг друга.
Коммуникатив.: Уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные: Выделять главную информацию, распознавать основные признаки текста Выделять абзацы в тексте на основе проведения элементарного структурно-смыслового анализа текста Создавать небольшие тексты в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи
Беседа, работа с учебником.
«Уроки Кирилла и Мефодия. Р.яз.5 класс»

11
Тема, основная мысль и структура текста. Микротема текста. Комбинированный урок.
1


Тема, идея микротема, абзац, заголовок, электронная библиотека


Работа с текстами. Устное монологическое высказывание.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

12
Входная диагностика. Диктант.
Урок контроля усвоения знаний.
1





Списывание, грамматическое задание.


13
Средства связи предложений в тексте.
Урок изучения нового материала.
1


Средства связи предложений в тексте.


Опрос, работа с учебником.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

14
Простой и сложный план текста.
Урок изучения нового материала.
1


Простой и сложный план текста.


Работа с учебником, работа с текстами.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15
Сочинение «Мой четвероногий друг».
Урок развития речи.
1




Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Проявлять интерес к выполнению задания; осознавать на основе текста нравственные нормы, понимать важность таких качеств человека, как забота о животных.

Сочинение.
Вопросы 14 рубрики «Проверяем
себя» на с. 42.

16
Типы речи.
Урок – исследование.
1


Типы речи.

Регулятивные:
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Познавательные:
давать определение понятиям, строить логические рассуждения.
Коммуникативные:
аргументировать свою точку зрения.
Определение типов речи в текстах, обоснование выбора.


17
Повествование. Комбинированный урок.
1


Повествование.


Определение типовой принадлежности текста. Выполнение упражнений.


18
Описание. Комбинированный урок.
1


Описание. Тропы.


Составление вопросного плана.


19
Рассуждение. Комбинированный урок.
1


Рассуждение. Аргументы, тезис, выводы, конспект


Поиск ответов на поставленные вопросы, составление конспекта.


20
Сочетание разных типов текста. Урок изучения нового материала.
1





Работа с учебником.


21-22
Подготовка и написание контрольного подробного изложения № 1. Урок развития речи.
2



Ученик научится Подробно излагать содержание прочитанного текста.
Передавать содержание текста в развернутом виде в письменной форме.

Проявлять интерес к выполнению задания. Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Подробное изложение.


Раздел 3. Система языка (165ч.)
Синтаксис и пунктуация (26+4 р\р)

23
Синтаксис и пунктуация. Урок изучения нового материала.
1


Синтаксис и пунктуация
Ученик научится Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством общения.

Распознавать словосочетание в составе предложения.

Определять главное и зависимое слово, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.

Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Познавательные:
строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений
Коммуникативные:
задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Личностные: Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.
Стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка.
Ответы на вопросы. Высказывание на лингвистическую тему.
32 урока с интермедиями «Радионяня. Весёлая грамматика».

24
Словосочетание. Урок изучения нового материала.
1


Словосочетание.


Составление словосочетаний по предложенным схемам.
«Уроки Кирилла и Мефодия. Р.яз.5 класс».

25
Словосочетание. Разбор словосочетания. Урок изучения нового материала.
1





Словарный диктант. Разбор словосочетаний.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -

26
Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья».
Урок развития речи.
1



Последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы.












Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сочинение по картине.
Репродукция картины Е.Н. Широкова «Друзья».

27
Предложение и его признаки. Комбинированный урок.
1


Предложение и его признаки.
Конструировать изученные виды словосочетаний.

Группировать словосочетания по заданным признакам

Определять основные признаки предложения.
Распознавать вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Познавательные:
строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений
Коммуникативные:
задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Личностные: Стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к изучению языка.

Составление вопросного плана, упр. в учебнике.


28
Интонация. Урок изучения нового материала.
1


Интонация.


Ответы на вопросы. Упражнения учебника.



29
Логическое дарение. Урок изучения нового материала.
1


Логическое дарение.


Чтение предложений с выбором необходимой интонации, списывание.



30
Виды предложений по цели высказывания. Комбинированный урок.
1


Виды предложений по цели высказывания.


Составление таблицы
Работа с учебником. Ответы на вопросы. Грамматические разборы.

«Уроки Кирилла и Мефодия. Р.яз.5 класс».

31
Виды предложений по эмоциональной окраске. Комбинированный урок.
1


Виды предложений по эмоциональной окраске.


Словарный диктант, выразительное чтение, разбор слов по составу. Ответы на вопросы.



32
Сжатое изложение «Тетрадки под дождем».
Урок развития речи.
1



Уметь подробно излагать содержание прочитанного текста.
Передавать содержание текста в развернутом виде в письменной форме.








Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сжатое изложение.


33
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Комбинированный урок.
1


Грамматическая основа предложения.
Выделять грамматическую основу двусоставного предложения.
Разграничивать распространенные и нераспространенные предложения.
Разграничивать главные и второстепенные члены предложения.
Опознавать однородные члены предложения.
Осознавать основные функции обращений.
Опознавать, правильно использовать в речи предложения с вводными конструкциями.
Правильно интонировать предложения с прямой речью
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Познавательные:
строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений
Коммуникативные:
задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Личностные: Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.
Разбор предложений. Работа с учебником.
Таблица

34
Тире между подлежащим и сказуемым. Урок изучения нового материала.
1





Осложненное списывание.
Таблица

35
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Урок изучения нового материала.
1


Второстепенные члены предложения.


Диктант. Разбор предложений.
Таблица [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -

36
Определение. Урок изучения нового материала.
1


Определение.


Монологическое высказывание на лингвистическую тему, составление плана.
Таблица [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

37
Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» и В.Н. Бакшеева «Иней». Урок развития речи.
1



Последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы.











Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сочинение по картине.
Репродукции картин И.Э. Грабаря «Зимнее утро» и В.Н. Бакшеева «Иней».

38
Дополнение. Урок изучения нового материала.
1


Дополнение.
Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение.

Ученик получит возможность научиться

Анализировать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.


Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Познавательные:
строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений
Коммуникативные:
задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Личностные: Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу
Свободный диктант. Разбор предложений. Запись по образцу.
Компьютер, презентация. Таблица

39
Обстоятельство. Урок изучения нового материала.
1


Обстоятельство.


Словарный диктант. Составление таблицы, списывание.
Компьютер, презентация. Таблица

40- 41
Предложения с однородными членами. Урок изучения нового материала.
2


Однородные члены предложения.


Объяснительный диктант. Построение схем предложений.
Компьютер, презентация, таблица. Таблица

42
Обобщающее слово при однородных членах предложения. Урок изучения нового материала.
1





Составление схем, подбор примеров.
Компьютер, презентация, таблица.

43-44
Контрольный диктант с грамматическим задание № 1. Анализ результатов контрольного диктанта. Урок контроля.
1



Находить изученные орфограммы в словах и между словами, обосновывать выбор написания, правильно писать предложения с изученными пунктограммами.
Регулятивные: осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Познавательные:
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: Мотивация достижения целей и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы
Диктант с грамматическим заданием.


45
Предложения с обращениями. Урок изучения нового материала.
1


Обращение
Употреблять названные предложения в тексте.

Составлять схемы предложений с однородными членами предложений.

Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употреблять их в речи.

Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Познавательные:
строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные:
задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Личностные: Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.
Работа с учебником.
Компьютер, презентация, таблица. Таблица

46
Предложения с вводными словами. Урок изучения нового материала.
1


Вводные слова.


Составление плана и таблицы, списывание.
Компьютер, презентация, таблица.

47-48
Предложения с прямой речью. Урок закрепления изученного.
2


Прямая речь.


Составление схем, списывание.
Компьютер, презентация, таблица.

49
Синтаксический разбор простого предложения. Урок обобщения и систематизации знаний.
1


Синтаксический разбор простого предложения.


Словарный диктант, синтаксический разбор предложений.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

50
Обучающее изложение от другого лица.
Урок развития речи.
1


Изложение от другого лица.
Уметь подробно излагать содержание прочитанного текста.
Передавать содержание текста в развернутом виде в письменной форме.
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.

Изложение от другого лица.


51-52
Простое и сложное предложение. Урок изучения нового материала.
2





Распределительный диктант, построение схем.


Фонетика. Орфоэпия. (18+3 р\р)

53
Фонетика. Звук – единица языка. Урок обобщения и систематизации знаний.
1


Фонетика. Звук.
Ученик научится
Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове.



Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.
Ответы на вопросы. Словарный диктант.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -

54
Звуки и буквы. Урок обобщения и систематизации знаний.
1


Звуки и буквы. Отличие звуков от букв.


Осложненное списывание. Выполнение упражнений учебника.
32 урока с интермедиями «Радионяня. Весёлая грамматика».

55
Обучающее изложение от третьего лица «Журавли».
Урок развития речи.
1



Уметь подробно излагать содержание прочитанного текста.
Передавать содержание текста в развернутом виде в письменной форме.


Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сочинение от третьего лица.


56
Фонетическая транскрипция. Урок изучения нового материала.
1


Фонетическая транскрипция.
Распознавать гласные (ударные, безударные), согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие.
Членить слова на слоги.
Правильно переносить слова с одной строки на другую.
Определять место ударения в слове.
Осознавать значение письма.
Соотносить в словах звуки и буквы.
Уметь различать и обозначать на письме твердость и мягкость согласных, [j’]. Находить орфограммы в морфемах.
Ученик получит возможность научиться



Уметь подробно излагать содержание прочитанного текста.
Передавать содержание текста в развернутом виде в письменной форме.

Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике,
пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебниках.
Коммуникативные:
принимать участие в работе парами и группами,
допускать существование раз
личных точек зрения.
Личностные: Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Работа с учебником.


57
Отличие гласных и согласных звуков. Урок обобщения и систематизации знаний.
1


Распознавание гласных и согласных звуков.


Монологическое высказывание на лингвистическую тему.
Таблица

58
Согласные звонкие и глухие. Комбинированный урок.
1


Согласные звонкие и глухие.


Запись транскрипции.
Таблица

59
Согласные твердые и мягкие. Комбинированный урок.
1


Согласные твердые и мягкие.


Работа с учебником.
32 урока с интермедиями «Радионяня. Весёлая грамматика».

60
Обозначение мягкости согласных. Комбинированный урок.
1





Работа с учебником.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

61
Правописание Ь. Комбинированный урок.
1




Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.
Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике,
пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебниках.

Осложненное списывание.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -

62
Позиционные чередования гласных. Урок изучения нового материала.
1


Позиционные чередования гласных.


Диктант, составление таблиц.


63
Позиционные чередования согласных. Урок изучения нового материала.
1


Позиционные чередования согласных.


Работа с учебником, выполнение упражнений


64-65
Подготовка и написание контрольного изложения № 2 от третьего лица.
Урок развития речи.
2




Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Изложение от третьего лица.


66
Слог. Ударение. Комбинированный урок.
1


Слог единица слова Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения.
Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции.
Выявлять и оценивать использование выразительных средств фонетики в художественной речи.
Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
Усвоить правила правописания гласных и согласных в корне слова и применять их на практике.
Коммуникативные:
принимать участие в работе парами и группами,
допускать существование раз
личных точек зрения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Монологическое высказывание на лингвистическую тему.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -

67
Орфоэпия. Урок изучения нового материала.
1


Орфоэпия. Орфоэпический словарь.


Расстановка ударения в словах.
Орфоэпический словарь.

68
Произношение гласных звуков. Комбинированный урок.
1


Основные нормы произношения гласных звуков.


Чтение вслух с соблюдением орфоэпических норм.


69
Произношение согласных звуков. Озвончение и оглушение согласных. Урок изучения нового материала.
1


Озвончение и оглушение согласных.


Составление таблицы.
Таблица.

70
Произношение сочетаний согласных звуков. Урок изучения нового материала.
1


Основные нормы произношения согласных звуков.


Словарный диктант, составление таблицы.
Таблица.

71
Выразительные средства фонетики. Урок изучения нового материала.
1


Тропы. Звукоподражательные слова.


Ответы на вопросы.
Компьютер, презентация.

72-73
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2. Работа над ошибками. Урок контроля.
2



Находить изученные орфограммы в словах и между словами, обосновывать выбор написания, правильно писать предложения с изученными пунктограммами.
Регулятивные: осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Познавательные:
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: Мотивация достижения целей и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы
Диктант с грамматическим заданием.


Графика. Орфография. (8+1 р\р)

74
Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв. Обобщающий рок.
1


Графика. Алфавит.
Ученик научится
Осознавать значение письма.
Соотносить в словах звуки и буквы.
Находить изученные орфограммы в словах, научиться правильно писать слова с непроверяемыми гласными в корне.
Находить изученные орфограммы в словах, научиться правильно писать слова с буквами О-Ё после шипящих.
Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные:
договариваться, приходить к общему решению
Личностные: положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка.
Составление схем и плана.
Алфавит, старинная русская азбука.

75
Орфография. Правописание гласных в корне слова. Урок изучения нового материала.
1


Орфография. Орфограмма. Ошибкоопасные места.


Списывание, нахождение и объяснение орфограмм.
Компьютер, презентация.

76
Правописание непроверяемых гласных в корне слова. Урок изучения нового материала.
1


Правописание непроверяемых согласных.


Списывание
Компьютер, презентация.

77
Правописание гласных О – Ё в корне слова. Урок изучения нового материала.
1





Распределительный диктант.
Компьютер, презентация.

78
Сочинение по картине А.Н. Семенова «Как прекрасен этот мир».
Урок развития речи.
1



Последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы.
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сочинение по картине.
Репродукция картины А.Н. Семенова «Как прекрасен этот мир».

79
Правописание согласных в корне слова. Урок изучения нового материала.
1



Ученик получит возможность научиться
Понимать необходимость орфографической грамотности, находить изученные орфограммы в словах.
Владеть приемами определения правописания гласных и согласных в корне.
Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные:
договариваться, приходить к общему решению
Личностные: положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка.
Диктант, списывание, фонетический разбор.
Компьютер, презентация.

80
Правописание удвоенных согласных в корне слова. Урок изучения нового материала.
1


Удвоенные согласные в корне слова.


Диктант, транскрипция слов.
Компьютер, презентация.

81
Повторение по теме «Графика. Орфография». Урок закрепления.
1



Правильно писать слова с изученными орфограммами.
Проявлять интерес к выполнению задания. Самостоятельная работа, самоконтроль, взаимоконтроль
Осложненное списывание, фонетический разбор слов, синтаксический разбор предложений.


82
Проверочная работа по теме «Графика. Орфография». Урок контроля.
1





Тест.


Лексика (13+4р\р)

83
Слово и его значение. Обобщающий урок.
1


Слово. Лексическое значение. Лексика. Лексикология.
Ученик научится Определять лексическое значение слов, разграничивать его с грамматическим значением слова.
Извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использование для определения, уточнения его значения
Разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов
Разграничивать омонимы и многозначные слова
Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов
Употреблять в речи слова-синонимы с учетом их значения.
Использовать в речи слова в переносном значении
Ученик получит возможность научиться
Осознавать роль слова в выражении мысли, чувства, эмоций.
Извлекать необходимую информацию из словарей синонимов
Оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов в различных ситуациях общения, стилях речи
Осознавать художественную выразительность тропов
Регулятивные:
называть цели конкретного задания; планировать работу c ним;
проверять свою работу, повторно следуя этапам плана, находить и исправлять свои ошибки, оценивать результат конечной работы, необходимость дальнейшей работы (свои индивидуальные проблемы), -оценивать результаты урока в целом.
Познавательные:
работать с учебным текстом,
задавать вопросы в случае непонимания, оформлять в тетради письменные работы в соответствии с принятыми нормами.
Коммуникативные:
высказывать и обосновывать свою точку зрения,
слушать и слышать других,
договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
Личностные: Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Списывание, ответы на вопросы.
Толковый словарь.

84
Толковые словари, их назначение, структура. Урок изучения нового материала.
1


Толковые словари, словарная статья


Работа со словарями.
Толковые словари разных авторов.

85
Однозначные и многозначные слова. Комбинированный урок.
1


Однозначные и многозначные слова.


Составление плана. Упражнения в учебнике.
Толковый словарь.

86
Прямое и переносное значение слов. Комбинированный урок.
1


Прямое и переносное значение слов.


Работа с учебником, тестовое задание.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -

87
Омонимы. Комбинированный урок.
1


Омонимы.


Тестовое задание.
Словарь омонимов.

88-89
Синонимы. Комбинированный урок.
1


Синонимы.


Списывание,выполнение упражнений
Словарь синонимов.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

90-91
Сжатое изложение. Анализ выполнения сжатого изложения. Урок развития речи.
2





Сжатое изложение.


92
Антонимы. Комбинированный урок.
1


Антонимы.


Составление плана, подбор антонимов.
Словарь антонимов.

93-94
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3. Анализ результатов контрольного диктанта. Урок контроля.
2





Письмо под диктовку с грамматическим заданием.


95
Эпитет. Урок изучения нового материала.
1


Эпитет.


Осложненное с
· д
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ю ,
·
·
·
·
·
·
·иписывание, выразительное чтение.


96
Метафора. Урок изучения нового материала.
1


Метафора.


Диктант, выразительное чтение.


97
Олицетворение. Урок изучения нового материала.
1


Олицетворение.


Использование выразительных средств языка в самостоятельно составленном тексте.


98-99
Подготовка к сочинению по картине. Сочинение по картине И. Шишкина «Перед грозой».
Урок развития речи.
2




Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сочинение по картине.
Репродукция картины И. Шишкина «Перед грозой».
Урок развития речи.

Часть 2

Морфемика. Словообразование. Орфография (21+2р\р)

100
Морфема – значимая часть слова. Окончание. Основа слова. Урок обобщения знаний.
1


Морфема. Окончание. Основа слова.
Ученик научится Осознавать морфемы как минимально значимые единицы языка.

Регулятивные:
создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные:
договариваться, приходить к общему решению.
Осложненное списывание, грамматический разбор.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

101
Окончание. Основа слова. Урок обобщения знаний.
1





Словарный диктант.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

102
Корень. Урок обобщения знаний.
1


Корень.


Тестовое задание.


103
Обучающее изложение.
Урок развития речи.
1



Уметь подробно излагать содержание прочитанного текста.
Передавать содержание текста в развернутом виде в письменной форме.
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Проявлять интерес к выполнению задания. Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Изложение, составление плана.


104-105
Суффикс. Урок обобщения знаний.
2


Суффикс.


Словарный диктант. Работа с учебником.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -

106
Приставка. Урок обобщения знаний.
1


Приставка.


Тестовое задание.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

107
Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков. Урок изучения нового материала.
1


Корни с чередованием.
Опознавать морфемы, членить слово на морфемы.
Различать словообразующие и формообразующие морфемы.
Характеризовать морфемный состав слова.
Проводить морфемный анализ слова.
Выделять
производящую основу слова и словообразующую морфему.
Определять способ образования слова.
Проводить словообразовательный анализ слова.
Ученик получит возможность научиться
Выявлять использование словообразовательных средств в художественной речи.
Находить изученные орфограммы в словах и между словами, обосновывать выбор написания, правильно писать предложения с изученными пунктограммами.

Регулятивные:
создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные:
договариваться, приходить к общему решению.
Личностные: положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка. Мотивация достижения целей и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы
Диктант, подбор однокоренных слов и форм слова.


108
Чередование гласных Е\\И. Урок изучения нового материала.
1


Чередование гласных.


Распределительный диктант, тестовое задание.
Компьютер, презентация, таблица.

109
Чередование звуков О\\А в корне слова. Урок изучения нового материала.
1


Чередование гласных


Распределительный диктант
Компьютер, презентация, таблица.

110
Правописание корней с чередование –РАСТ-\\-РАЩ-\\-РОС-. Урок изучения нового материала.
1


Корни с чередованием.


Составление плана, тестовые задания.
Компьютер, презентация, таблица.

111
Правописание корней с чередованиями. Урок изучения нового материала.
1


Корни с чередованием.


Ответы на вопросы, работа с учебником.


112
Правописание приставок. Урок изучения нового материала.
1


Приставка.


Распределительный диктант, составление текста.
Таблица «Правописание приставок».

113
Правописание приставок на –З, -С. Урок изучения нового материала.
1





Тестовое задание.
Компьютер, презентация

114
Буквы Ы-И в корне после приставок. Урок изучения нового материала.
1





Запись по памяти, работа с учебником.
Компьютер, презентация

115-116
Приставки ПРЕ- и ПРИ- Урок изучения нового материала.
2





Выборочный диктант. Составление текста на основе словосочетаний.
Компьютер, презентация, таблица.

117
Буквы И и Ы после Ц. Урок изучения нового материала.
1





Распределительный диктант.
Компьютер, презентация, таблица.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

118
Способы образования слов. Урок изучения нового материала.
1


Способы образования слов.


Вопросный план, работа с учебником.
Компьютер, презентация.

119
Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство». Урок развития речи.
1



Строить рассказ в соответствии с требования повествования, знать особенности композиции повествования, составлять устное сочинении по картине
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Проявлять интерес к выполнению задания. Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сочинение по картине.
Репродукция картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

120
Способы образования слов. Сложение. Урок изучения нового материала.
1


Сложение.
Определять способ образования слова, уметь строить словообразовательную цепочку.

Регулятивные:
создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ.
Составление схемы, работа с чебником.
Компьютер, презентация

121
Морфемный разбор слова. Обобщающий урок.
1


Морфемный разбор слова


Словарный диктант, морфемный разбор слов.


122
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4. Урок контроля.
1



Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического анализа слова
Регулятивные;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные:
вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение.
Личностные: Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.
Диктант с грамматическим заданием.


Морфология (2ч)

123
Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи. Комбинированный урок.
1


Морфология.
Ученик научится
Опознавать различные части речи по их существенным признакам Разграничивать самостоятельные и служебные части речи.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.
Познавательные:
владеть основами смыслового чтения текста,
подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.
Коммуникативные:
задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Личностные: Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Осложненное списывание. Работа со схемами.


124
Самостоятельные и служебные части речи. Комбинированный урок.
1


Самостоятельные и служебные части речи.
Ученик получит возможность научится
Расширить представления о месте частей речи в русском языке. Опознавать различные части речи по их существенным при- знакам.

Распределительный диктант.
Таблица «Самостоятельные и служебные части речи».

Имя существительное как часть речи (21+5р\р)

125
Имя существительное как часть речи. Комбинированный урок.
1


Имя существительное как часть речи.
Ученик научится
Расширить представление об имени существительном. Осмыслить понятие «предмет» в грамматике
Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль
Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного.
Опознавать имена существительные среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим признакам.
Производить морфологический разбор имени существительного.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.
Словарный диктант.


126-127
Подготовка к сочинению по картине. Контрольное сочинение № 1 по картине А.А. Пластова «Первый снег».
Урок развития речи.
2




Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.

Сочинение.
Репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег».

128
Правописание суффиксов существительных –ЧИК-, -ЩИК-, (-чиц(а), -щиц(а)). Урок изучения нового материала.
1




Познавательные:
владеть основами смыслового чтения текста,
подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.
Коммуникативные:
задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Личностные: Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка.
Морфемный разбор, ответы на вопросы.
Компьютер, презентация

129
Правописание суффиксов существительных -ЕК- , -ИК-. Урок изучения нового материала.
1





Фотодиктант, работа с учебником.
Фрагмент мультфильма «В стране невыученных роков», презентация.

130-131
Правописание НЕ с именами существительными. Урок изучения нового материала.
2





Работа с учебником.
Компьютер, презентация

132
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Урок изучения нового материала.
1


Одшевленность-неодушевленность


Грамматические разборы.
Компьютер, презентация. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -

133
Описание натюрморта по картине «Утренний натюрморт» К.С. Петрова – Водкина. Урок развития речи.
1


Натюрморт
Строить рассказ в соответствии с требования повествования, знать особенности композиции повествования, составлять устное сочинении по картине
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Проявлять интерес к выполнению задания. Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сочинение.
Репродукция картины «Утренний натюрморт» К.С. Петрова – Водкина

134
Имена существительные нарицательные и собственные. Обобщающий урок.
1


Имена существительные нарицательные и собственные.
Различать одушевлённые и неодушевлённые существительные по значению и формальным грамматическим признакам. Правильно употреблять прописную букву при написании имён существительных собственных. Определять род имён существительных по суффиксу и окончанию.
Правильно употреблять в речи существительные общего рода и несклоняемые существительные.
Регулятивные:
создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные:
договариваться, приходить к общему решению.
Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Составление текста, грамматические разборы.
Компьютер, презентация. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

135
Род имен существительных. Обобщающий урок.
1


Род имен существительных.


Распределительный диктант.
Компьютер, презентация. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -

136
Ь после шипящих на конце имен существительных. Обобщающий урок.
1


Ь после шипящих на конце имен существительных


Работа с учебником.
Компьютер, презентация

137
Описание комнаты. Урок развития речи.
1


Описание комнаты.
Строить рассказ в соответствии с требования повествования, знать особенности композиции повествования, составлять устное сочинении.
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Проявлять интерес к выполнению задания. Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сочинение.


138
Имена существительные общего рода. Урок изучения нового материала.
1


Общий род.
Образовывать множественное число имён существительных и употреблять их в речи.
Употребление существительных, имеющих форму только одного числа, с глаголами.
Определять тип склонения имён существительных.
Образовывать нужные падежные, предложно-падежные формы существительных и употреблять их в речи.
Правильно писать безударные падежные окончания существительных.
Правильно произносить и писать суффиксы существительных.
Различать имена существительные с приставкой не и с отрицательной частицей не, существительные-синонимы с не и без не.
Регулятивные:
создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные:
договариваться, приходить к общему решению.
Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Распределительный диктант, составление текста.
Компьютер, презентация. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

139
Род несклоняемых имен существительных. Урок изучения нового материала.
1


Несклоняемые имена существительные.


Тестовое задание.
Компьютер, презентация. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

140
Склонение имен существительных. Урок изучения нового материала.
1


Склонение.


Диктант, ответы на вопросы.
Компьютер, презентация, таблица.

141
Разносклоняемые имена существительные. Урок изучения нового материала.
1


Разносклоняемые имена существительные.


Работа с учебником.
Компьютер, презентация

142
Число имен существительных. Урок изучения нового материала.
1


Число имен существительных.


Словарный диктант.
Компьютер, презентация

143
Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи». Урок контроля знаний.
1




Регулятивные:
обращаться к способу действия, оценивая свои возможности,
прогнозировать результат и уровень освоения способов действия.
Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действия,
выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение.
Тестовое задание.


144-145
Правописание падежных окончаний имен существительных. Урок изучения нового материала.
2


Падежных окончаний имен существительных.


Осложненное списывание.
Компьютер, презентация, таблица.

146
Правописание О, Ё в окончаниях существительных после шипящих и Ц. Урок изучения нового материала.
1


О, Ё в окончаниях существительных после шипящих и Ц.


Тестовые задания.
Компьютер, презентация, таблица.

147
Сочинение – описание памятника архитектуры.
Урок развития речи.
1



Строить рассказ в соответствии с требования повествования, знать особенности композиции повествования, составлять устное сочинении по картине.
Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: Проявлять интерес к выполнению задания. Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Сочинение – описание.


148
Морфологический разбор имени существительного. Урок изучения нового материала.
1


Морфологический разбор.
Ученик получит возможность научиться
Правильно ставить вопросы к существительным, обозначающим животных, птиц, рыб, насекомых. Узнавать прием олицетворения, источником которого является категория одушевленности/неодушевленности. Правильно употреблять в письменной речи собственные имена существительные. Определять род имен существи тельных по значению, по различным формальным при- знакам. Согласовывать в роде имена прилагательные, глаголы про- шедшего времени, порядковые числительные, местоимения с именами существительными.
Личностные: Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Морфологический разбор.


149
Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи». Тестовые задания. Урок контроля знаний.
1




Регулятивные:
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
Познавательные:
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: Положительная мотивация учебной деятельности.
Тестовые задание. Составление текста на лингвистическую тему.


150
Контрольный диктант с грамматическим задание № 5. Урок контроля знаний.
1



Грамотно и каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы.
Регулятивные:
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
Познавательные:
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: Положительная мотивация учебной деятельности.
Диктант с грамматическим заданием.


Имя прилагательное (16+2 р\р)

151
Имя прилагательное как часть речи. Обобщающий урок.
1


Имя прилагательное
Ученик научится Выявлять грамматическое значение, анализировать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Разграничивать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные и притяжательные прилагательные.
Правильно произносить и писать безударные окончания прилагательных единственного и множественного числа. Анализировать формы сравнительной и превосходной степени прилагательных.
Определять морфологические признаки и синтаксическую функцию кратких прилагательных.
Образовывать краткие прилагательные.
Определять способы образования имен прилагательных.
Правильно писать н и нн в прилагательных.
Разграничивать правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц в зависимости от места ударения в слове.
Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
Правильно писать сложные прилагательные. Ученик получит возможность научиться Расширить знания о значении и основных грамматических при- знаках имени прилагательного. Осмыслить понятие «признак
Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного.
Сопоставлять морфологические признаки имени прилагательного и имени существительного. Употреблять прилагательные разных разрядов в прямом и переносном значении. Правильно произносить имена прилагательные в разных степенях сравнения. Правильно произносить краткие прилагательные, употреблять краткие прилагательные в речи. Образовывать имена прилагательные при помощи приставки не.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.
Познавательные:
владеть основами смыслового чтения текста,
подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.
Коммуникативные:
задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Личностные: Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Ответы на вопросы, творческое задание.
Компьютер, презентация

152
Сочинение – описание внешности человека.
Урок развития речи.
1





Сочинение – описание внешности.


153
Имена прилагательные качественные и относительные. Урок изучения нового материала.
1


Разряды имен прилагательных.


Запись текста по памяти, разбор слова по составу.
Компьютер, презентация, таблица.

154
Притяжательные имена прилагательные. Урок изучения нового материала.
1





Распределительный диктант.
Компьютер, презентация

155
Согласование имени прилагательного с именами существительными. Урок изучения нового материала.
1


Согласование.


Словарный диктант. Работа с учебником.


156
Имена прилагательные полные и краткие. Урок изучения нового материала.
1


Краткая и полная форма.

Регулятивные:
обращаться к способу действия, оценивая свои возможности,
прогнозировать результат и уровень освоения способов действия.
Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действия,
выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение.
Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Тестовые задания.
Компьютер, презентация.

157
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. Урок изучения нового материала.
1





Осложненное списывание.
Компьютер, презентация.

158
Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень имени прилагательного. Урок изучения нового материала.
1


Степени сравнения.


Ответы на вопросы. Работа с учебником.
Компьютер, презентация, таблица.

159
Превосходная степень имени прилагательного. Урок изучения нового материала.
1





Тестовые задания.
Компьютер, презентация, таблица.

160
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». Урок закрепления знаний.
1




Регулятивные:
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
Познавательные:
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Положительная мотивация учебной деятельности.
Тестовые задания.


161
Словообразование и правописание имен прилагательных. Суффиксальный способ образования имен прилагательных. Урок изучения нового материала.
1





Распределительный диктант. Разбор слова по составу.
Таблица.

162
Правописание Н и НН в прилагательных. Урок изучения нового материала.
1





Работа с учебником.
Компьютер, презентация, таблица.

163
Приставочный способ образования имен прилагательных. Правописание НЕ с прилагательными. Урок изучения нового материала.
1




Регулятивные:
выполнять учебные действия в письменной речи.
Познавательные:
строить ответ в письменной форме в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: Проявлять интерес к выполнению задания. Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Диктант. Составление алгоритма.
Компьютер, презентация, таблица.

164
Правописание сложных имен прилагательных. Урок изучения нового материала.
1


Сложные имена прилагательные.


Работа с учебником.
Компьютер, презентация, таблица.

165
Описание натюрморта по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».
Урок развития речи.
1





Сочинение по картине.


166
Морфологический разбор имени прилагательного. Урок изучения нового материала.
1




Регулятивные:
обращаться к способу действия, оценивая свои возможности,
прогнозировать результат и уровень освоения способов действия.
Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действия,
выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение.
Личностные: Положительная мотивация учебной деятельности

Морфологический разбор имени прилагательного.
Компьютер, презентация, таблица.

167
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное как часть речи». Урок закрепления знаний.
1





Лингвистические задания, творческая работа.


168
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 6. Урок контроля.
1





Диктант с грамматическим заданием.


Глагол (27+4 р\р)

169
Глагол как часть речи.
1


Глагол как часть речи.
Ученик научится Выявлять грамматическое значение глаголов, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.
Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола.
Делать морфологический разбор глагола.
Правильно писать не с глаголами. Определять значения, морфологические признаки и синтаксическую роль инфинитива.
Усвоить правописание тся и ться в глаголах. Различать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Различать переходные и непереходные глаголы, употреблять их в речи. Использовать в речи возвратные глаголы. Выявлять особенности глаголов условного, повелительного и изъявительного наклонений.
Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи. Определять спряжения глагола.
Осознавать семантику безличных глаголов.
Ученик получит возможность научиться Использовать безличные глаголы при трансформации личных предложений в безличные.
Использовать глаголы в речи с учётом их смыслового значения, речевой ситуации. Употреблять в речи инфинитивные конструкции. Употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида. Употреблять бы с глаголами в условном наклонении. Употреблять предложения с безличными глаголами. Правильно произносить и писать личные окончания глаголов I и II спряжения.
Регулятивные:
обращаться к способу действия, оценивая свои возможности,
прогнозировать результат и уровень освоения способов действия.
Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действия,
выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение.
Личностные: Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию
Ответы на вопросы, составление плана.
32 урока с интермедиями «Радионяня. Весёлая грамматика».

170
Правописание НЕ с глаголами. Урок изучения нового материала.
1





Словарный диктант.
Компьютер, презентация.

171
Инфинитив. Урок изучения нового материала.
1


Инфинитив


Объяснительный диктант.
Компьютер, презентация.

172-173
Правописание
–ТСЯ и –ТЬСЯ. Урок изучения нового материала.
2





Работа с учебником.
Компьютер, презентация.

174-175
Подготовка и написание контрольного сочинения – рассуждения № 2. Урок развития речи.
2


Сочинение – рассждение


Сочинение – рассуждение.


176-177
Вид глагола. Урок изучения нового материала.
2


Вид глагола.


Ответы на вопросы, распределительный диктант.


178
Правописание суффиксов –ОВА- ( -ЕВА-), -ЫВА-
(-ИВА-) Урок изучения нового материала.
1





Грамматические разборы. Словарный диктант.
Компьютер, презентация.

179
Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». Тестовые задания. Урок закрепления знаний.
1




Регулятивные:
обращаться к способу действия, оценивая свои возможности,
прогнозировать результат и уровень освоения способов действия.
Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действия,
выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение.
Личностные: Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе. Положительная мотивация учебной деятельности. Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы.

Тестовые задания. Составления текста на лингвистическую тему.


180
Переходные и непереходные глаголы. Урок изучения нового материала.
1


Переходные и непереходные глаголы.


Выборочно – распределительный диктант.
Компьютер, презентация.

181
Возвратные глаголы. Урок изучения нового материала.
1


Возвратные глаголы.


Списывание, грамматические разборы.
Компьютер, презентация.

182
Наклонение глагола. Условное наклонение глагола. Урок изучения нового материала.
1


Наклонение глагола.


Составление таблицы. Работа с учебником.
Компьютер, презентация.

183
Сочинение «Что было бы, если бы»
Урок развития речи.
1





Сочинение.


184
Повелительное наклонение глагола. Урок изучения нового материала.
1


Наклонение глагола.


Работа с учебником.
Компьютер, презентация.

185
Изъявительное наклонение глагола. Времена глагола. Урок изучения нового материала.
1


Наклонение глагола.


Работа с учебником.
Компьютер, презентация.

186
Настоящее время. Урок изучения нового материала.
1


Настоящее время.


Устное высказывание на лингвистическую тему.
Компьютер, презентация.

187
Прошедшее время. Урок изучения нового материала.
1


Прошедшее время.


Тестовые задания.
Компьютер, презентация.

188
Будущее время. Урок изучения нового материала.
1


Будущее время.


Морфемный разбор.
Компьютер, презентация.

189
Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». Урок закрепления знаний.
1





Словарный диктант.


190
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 7. Урок контроля.
1





Диктант с грамматическим заданием.


191-192
Спряжение глагола. Урок изучения нового материала.
2


Спряжение глагола.


Работа с учебником.
Таблица, алгоритм.

193
Разноспрягаемые глаголы. Урок изучения нового материала.
1


Разноспрягаемые глаголы.


Работа с учебником.
Таблица.

194
Безличные глаголы. Урок изучения нового материала.
1


Безличные глаголы.


Работа с учебником.
Компьютер, презентация.

195
Морфологически разбор глагола. Урок закрепления знаний.






Морфологический разбор.


196
Контрольный диктант с грамматическим задание по итогам года № 8. Урок контроля.
1




Личностные: Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе. Положительная мотивация учебной деятельности. Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы.

Диктант с грамматическим заданием.


197
Анализ результатов контрольного диктанта.
1








198
Изложение с цитированием стихотворных строк.
Урок развития речи.
1





Изложение с цитированием стихотворных строк.


Повторение в конце года (6ч)

199
Повторение. Фонетика.
1








200
Повторение. Лексика.
1








201-202
Повторение. Орфография
2








203
Повторение. Синтаксис.









204
Повторение. Текст.










15