Теоретический тест за I полугодие для 5 класса (УМК под ред Е.А. Быстровой)


Теоретический тест за I полугодие по русскому языку
учени___ 5 __ класса ___________________________________________
I вариант
Раздел «Язык и речь».
1. Из текста пропали слова. Вы будете в роли реставратора, попробуйте восстановить текст, вписав необходимые слова.
Текст – это ______________________________________________________________________.
Все предложения объединены темой и основной мыслью. Тема – это то, ____________________ в тексте. Основная мысль (идея) – то, что __________________________________________________.
Текст обычно разделён на части, которые называются ___________________. Все предложения в _________________ связаны по смыслу. Каждый __________________ начинается с красной строки и содержит определённую мысль – микротему.
Очень часто у текста есть ____________________, но его может и не быть. __________________ выражает обычно тему или основную мысль текста.
2. Определите тип связи в следующих текстах.
У нас на Байкале было всё своё. У нас там был свой домик, своя гора. Во дворе у нас стояли свои лиственницы.
Ответ: ______________________________________.
Маруся всякий раз всплёскивала ручонками. Глаза её загорались огоньком восторга. Она смеялась. И этот смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах.
Ответ: ______________________________________.
3. Дополните таблицу.
Тип речи Определение Языковые особенности Построение
тип речи, в основе которого действия и события, которые происходили или происходят последовательно завязка;
развитие действия;
кульминация;
развязка.
Описание описание общего вида;
описание деталей, частей;
описание наиболее интересных деталей, частей.
Разновидности: доказательство, объяснение, размышление. много осложненных и сложных предложений, особая роль принадлежит вводным словам, подчинительным союзам со значением причины, следствия и уступки Раздел «Синтаксис и пунктуация».
2. Соотнесите термины и их определения, либо к первой части предложения найдите вторую. Запишите в таблицу под цифру соответствующую букву.
1 синтаксис Н словосочетание, у которого главное слово выражено глаголом
2 словосочетание Т повествовательными, вопросительными и побудительными
3 глагольное словосочетание Ю это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью
4 интонация А изменение тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков
5 предложение Ы раздел науки о языке, который изучает звуки речи, их изменение в речевом потоке, а также слоги, ударение и интонацию
6 По цели высказывания предложения бывают… Р распространёнными и нераспространёнными
7 По количеству грамматических основ предложения бывают… П буквы, расположенные в определенном порядке
8 По наличию второстепенных членов предложения бывают… Б восклицательными и невосклицательными
9 подлежащее Н второстепенный член предложения, указывает где, когда, каким образом совершается действие
10 определение А фонетический прием для усиления яркости и выразительности речи
11 обстоятельство Г главное, основное, исходное значение слова
12 фонетика З это сочетание двух слов, которые связаны по смыслу и грамматически
13 ударение Ь значение слова, раскрывающееся только в словосочетании или предложении
14 звукопись Я науки, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения
15 алфавит И второстепенный член предложения, обозначающий признаки, качества предмета, отвечающий на вопрос какой? чей?
16 лексикография Н выделение голосом одного из слогов в слове
17 однозначное слово Е простыми и сложными
18 переносное значение М главный член предложения, обозначающий предмет речи, то, о чём или о ком говорится в предложении, отвечает на вопросы кто? что?
Т слово, имеющее одно значение
Я раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, правила их построения и употребления в речи
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
4. Объясните постановку знаков препинания. К номерам предложений подберите соответствующую (ие) буквы с вариантом ответа.
1) Наш музей, кажется, можно посещать и зимой, и весной, и летом, и осенью.
2) В нашем городе есть все виды транспорта: трамваи и троллейбусы, автобусы и микроавтобусы, метро и электрички.
3) «Мама, можно мне поехать в гости к бабушке?» – спросила Алина.
4) Солнечная Испания – это страна в Европе.
А) Предложение с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом.
Б) Предложение с однородными членами, которые соединены одиночным союзом.
В) Предложение с попарным соединением однородных членов.
Г) Предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в форме единственного числа и именительного падежа.
Д) Предложение с обобщающим словом, которое находится после однородных членов.
Е) Предложение с обобщающим словом, которое находится перед однородными членами.
Ж) Предложение с вводным словом.
З) Предложение с обращением.
И) Предложение с прямой речью.
Теоретический тест за I полугодие по русскому языку
учени___ 5 __ класса ___________________________________________
II вариант
Раздел «Язык и речь».
1. Из текста пропали слова. Вы будете в роли реставратора, попробуйте восстановить текст, вписав необходимые слова.
________________ – это средство общения. С его помощью люди говорят друг с другом, хранят и передают знания, информацию.
________________ – это язык в действии, это использование языка для общения и в процессе общения. А вот для того, чтобы состоялось общение, прежде всего надо, чтобы были участники общения: говорящий и слушающий, либо читающий и пишущий. Также необходима _________ общения и ______________ язык.
2. Определите тип связи в следующих текстах.
У нас на Байкале было всё своё. У нас там был свой домик, своя гора. Во дворе у нас стояли свои лиственницы.
Ответ: ______________________________________.
Маруся всякий раз всплёскивала ручонками. Глаза её загорались огоньком восторга. Она смеялась. И этот смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах.
Ответ: ______________________________________.
3. Дополните таблицу.
Тип речи Определение Языковые особенности Построение
тип речи, в основе которого действия и события, которые происходили или происходят последовательно глаголы, особенно прошедшего времени совершенного вида.
Описание описание общего вида;
описание деталей, частей;
описание наиболее интересных деталей, частей.
Разновидности: доказательство, объяснение, размышление. много осложненных и сложных предложений, особая роль принадлежит вводным словам, подчинительным союзам со значением причины, следствия и уступки Раздел «Синтаксис и пунктуация».
2. Соотнесите термины и их определения, либо к первой части предложения найдите вторую. Запишите в таблицу под цифру соответствующую букву.
1 пунктуация Н выделение голосом одного из слогов в слове
2 словосочетание Т восклицательными и невосклицательными
3 именное словосочетание Ю это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью
4 пауза А слова, передающие различные звуки
5 предложение Ы раздел науки о языке, который изучает правила произношения звуков речи и их сочетаний и постановки ударений в словах
6 По эмоциональной окраске предложения бывают… Е односоставными и двусоставными
7 По наличию главных членов предложения бывают… П слова, передающие своим звучанием звуки окружающей среды
8 По наличию второстепенных членов предложения бывают… Б повествовательными, вопросительными и побудительными
9 сказуемое Н словосочетание, у которого главное слово выражено или именем существительным, или именем прилагательным, или именем числительным, или местоимением.
10 дополнение А временная остановка звучания
11 обстоятельство Г раздел науки о языке, который определяет правила написания слов
12 орфоэпия З это сочетание двух слов, которые связаны по смыслу и грамматически
13 ударение Ь главное, основное, исходное значение слова
14 звукоподражательные слова Я раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка
15 графика И второстепенный член предложения, обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей
16 лексикология Н второстепенный член предложения, указывает где, когда, каким образом совершается действие
17 многозначное слово Р распространёнными и нераспространёнными
18 прямое значение М главный член предложения, обозначает то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? и др.
Т слово, имеющее два и более значений
Я раздел науки о языке, в котором изучаются знаки препинания и правила их употребления
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
4. Объясните постановку знаков препинания. К номерам предложений подберите соответствующую (ие) буквы с вариантом ответа.
1) Наташа сказала: «Катя, сегодня мы поедем в гости».
2) В квартире и на улице – везде был дым.
3) Балаково и Пугачев, Хвалынск и Маркс – это города Саратовской области.
4) Может быть, в нашем городе когда-нибудь будет метрополитен.
А) Предложение с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом.
Б) Предложение с однородными членами, которые соединены одиночным союзом.
В) Предложение с попарным соединением однородных членов.
Г) Предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в форме единственного числа и именительного падежа.
Д) Предложение с обобщающим словом, которое находится после однородных членов.
Е) Предложение с обобщающим словом, которое находится перед однородными членами.
Ж) Предложение с вводным словом.
З) Предложение с обращением.
И) Предложение с прямой речью.