Внеклассное мероприятие на тему: «Путешествие по родному Башкортостану».


Внеклассное мероприятие на тему:
«Путешествие по родному Башкортостану».
Цель: развитие любознательности, познавательного интереса к истории, литературе и культуре башкирского народа.
Задачи:
воспитать в детях любовь к Родине,
воспитать уважение к ее героям и чувство гордости за них;
развить творческие способности; воспитать бережное отношение к природе.
Оборудование: интерактивная доска, колонки, листочки и ручки.
План:
Организационный момент.
Территория Башкортостана миллионы лет назад.
Башкирская сказка о великане.
Стихотворение «Башкирия» Г.Молодцова.
О празднике «Сабантуй».
Представление команд.
Блиц-опрос.
Игра «Кто больше?»
Игра «Сильное звено».
Головоломка.
Музыкальный ринг.
Итоги.
Ход мероприятия
Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости, учителя и ученики!
Ведущий 2. Вся Республика 11 октября отмечала День Республики Башкортостан! В этот день в 1990 г. была провозглашена Декларация о государственном суверенитете нашей республики. Именно этой знаменательной дате посвящается наше сегодняшнее мероприятие. И оно называется «Путешествие по родному Башкортостану».
Ведущий 1: И сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию по красивейшим местам нашей маленькой Родины. Отправляясь в путешествие, нам пригодятся знания о родном крае, его культуре и истории.
Ведущий 2: Наш край называют страной дивных красот природы: высоких гор и красивых рек и озёр, неисчерпаемых богатств – золота, серебра и драгоценных камней. А сколько земли у нас нетронутой! Но не всегда природа республики была такой. А как же зарождалась эта красота?
Ученик 1: Миллионы лет назад наша территория была дном огромного тёплого моря. Учёные называли его Девонским. Около 350 лет назад земная кора стала подниматься. С Девонского моря постепенно поднялись Уральские горы. Долго менялся климат: то он был тёплый и влажный, то сухой и жаркий. А полтора миллиона лет назад наступило великое похолодание. Землю покрыл ледник, дошедший до Урала. В ледниковый период на Урале жили мамонты, которые вымерли 15 тысяч лет назад. Выжили и приспособились к новым природным условиям другие звери и птицы, которые в обилии населяли дремучие леса Урала.Ведущий 2: Известно, что башкиры живут на Урале с давних времён. Поэтому большинство географических объектов названо башкирскими именами. По преданию слово «Урал» произошло от сочетания двух слов: «ур» - возвышенность и «ал» - от слова «алтын» - золото. Это название наш Урал унаследовал, может быть, от башкир за богатство его недр разнообразными полезными ископаемыми. 
Ученик 2: Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был очень большой. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. «Урал» по-башкирски пояс. Длина его 250 км. Ширина различна. В одних местах горы сжаты в полосу до 30 – 40 км, в других раскинулись на 150 и больше километров.Уральский хребет поднимается над двумя равнинами: Восточно – Европейской и Западно – Сибирской. Он, как барьер, отделяет Европу от Азии.
Ученик 3:
Башкирия,Моя земля и небо,Моя любовь,Мой соловьиный край!...Мне жаль того,Кто здесь не разу не был,Мне жаль того,Кому не пел курай…Башкирия,Мое второе сердце,Второе солнце у меня в огне!Чтоб на тебя досыта наглядеться,Не два,А двадцать глаз иметь бы мне!...(Г.Молодцов).
Ведущий 1: Башкиры жили на Южном Урале ещё в первом тысячелетии. Тогда они занимались скотоводством, охотой, рыболовством, а также в некоторых местах начали выращивать хлеб, добывать руду, плавить металл.Ведущий 2: Башкирский народ всегда умел на славу не только воевать и трудиться, но и веселиться. По-настоящему народным праздником является сабантуй. Слово «сабантуй» переводится как «праздник плуга». Этот праздник тесно связан с трудом. После удачного посева хлеборобы устраивали себе отдых. Всё сплетается в празднике: и награда за труд, и надежда на хороший урожай, и общение с расцветшей природой, и удальство джигитов, и мудрость аксакалов. Для празднества выбирается широкий майдан. Здесь происходят главные соревнования: лазание по шесту, перетягивание каната, борьба, скачки и многое другое. Целый день продолжаются игры, пляски, песни.
Ведущий 1: Сегодня у нас тоже будут соревнования между 3-мя командами. Попрошу капитанов команд выйти и представить свои команды (представление команд).
Ведущий 2: В середине XVI века Башкирия присоединилась к Русскому государству. Вскоре был построен город Уфа. Датой его основания считается 1574 год. Сейчас это столица Башкортостана.  Итак, наше путешествие начинается. 1-ая остановка город Уфа.
Ведущий 1: Конкурс «Блиц-опрос» состоит из вопросов, требующие быстрых ответов. Приглашаются по 1 участнику из каждой команды, знающие историю и культуру Башкортостана.
1. Национальная спортивная борьба башкир это (курэш)
2. Кто составлял основное население Южного. Урала в IX—XV веке? (башкиры).
3. Кто дал первые письменные сведения о башкирах? (Арабский путешественник Ибн Фадлан).
4.Что такое шэжэре? (летопись)
5. Ясак? (дань).
6. Мурза? (феодал).
7. Аул? (село).
8.Кто такие кочевники? (люди, переходившие с места на место в поисках пастбищ).
9. Как называлась р. Урал в древности? (р. Яик).
10. Религия башкир? (ислам).
11. Что такое курултай? (народное собрание).
12. Кто изображён в центре герба? (Салават Юлаев)
13. Кто написал музыку гимна РБ? (Фарит Идрисов)
14. Назови 3 цвета флага РБ? (синий, белый, зелёный).
15. Кто является президентом РБ? (Рустэм Хамитов).
Ведущий 2: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этим заданием! Мы отправляемся в путь. А пока мы едим в следующий город каждой команде предлагается составить за 2 минуты как можно больше слов из букв слова "БАШКОРТОСТАН". На листочках запишите название команды и ваши слова (Например, "кора, торт" и т.д. Листочки отдаются жюри).
Ведущий 1: На этот раз мы остановились в Бурзянском районе, а именно в Башкирском государственном заповеднике. Он организован  в 1930 г. Площадь его более 70 тыс. га. Все звери и птицы живут под защитой и наблюдением работников заповедника. На территории заповедника запрещается охота на животных. Ребята! Бережно относитесь к животным и растениям.
Ведущий 2: Сейчас наступило время проверить ваши знания о животном мире. Поиграем в игру «Сильное звено». Каждой команде будет задаваться загадка. За правильный ответ команда получает 1 балл. (Вопросы задаются по командам).
Загадки.
Меньше тигра, но немножкоБольше крупной рыжей кошки.На суку она обычно,Притаившись ждет добычу.Не робей, но берегисьВ том лесу, где бродит (рысь).
У дуба огромным рылом Деловито землю рыл он.Видно жёлуди искал.Очень грозен был (кабан)
Он в земле живёт.За щеками зёрнышки несёт.Запасает рожь, пшеницу,Чечевицу и горох.Спит зимой в нореНа огромной глубине (хомяк).
Хозяин леснойПросыпается весной,А зимой под вьюжный войСпит в избушке снеговой (Медведь).
Зимой на ветках яблокиСкорей их собериИ вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это… (снегири).
Рыжая птичницаВ курятник пришла,Всех кур перечлаИ с собой унесла (лиса).
Сердитый недотрогаЖивёт в глуши лесной.Иголок очень много,А нитки не одной (ёж).
Белый на беломНаписал, где бегал,Рыжая прочтет - белого найдет (заяц).
Днем спит, ночью летает и прохожих пугает (сова).
Ведущий 1: Молодцы! 3-я наша остановка будет в городе Салават. А пока мы едим вам предлагается разгадать головоломку. Я задаю вопрос, и вы ищите ответ. Если слово найдено, поднимаете руку, выходите и зачёркиваете слово. Слова могут располагаться как вертикально, так и горизонтально.
И следующий конкурс называется «Музыкальный ринг». Из каждой команды приглашается по одному участнику, хорошо знающий музыку. Под номерами №1, 2, 3 указать название музыкального инструмента:
КУБЫЗ
ГАРМОНЬ
КУРАЙ
Ведущий 2: Далее прозвучат 3 фрагмента. Вам необходимо определить музыкальные инструменты, которые будут звучать и также записать их под номерами (звучит музыка).
Ведущий 1: И ещё одно задано связано с гимном РБ. Из 3-х фрагментов вам необходимо узнать гимн РБ. Запишите, под каким номером будет звучать гимн (звучит музыка).
Ведущий 2: Молодцы, ребята! Садитесь. Заканчиваем наше путешествие. Мы вновь прибыли в родные места, в г.Стерлитамак.
Ведущий 1: Что нового вы сегодня узнали о республике Башкортостан? (ученики отвечают)
Ведущий 2: Жюри уже готово объявить нам результаты. 3-е место занимает команда…, набравшая …баллов. 2-е место – …, 1-е – …
Ведущий 1: Всем большое спасибо!
Использованная литература:
Лопатин В. В., Мурзагулов А. А. Туристские маршруты Башкирии — М.: Физкультура и спорт, 1972.
Асфандияров А. З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI — первая половина XIX в). — Уфа: Китап, 2006.