Конспект урока литературы по Сказке о том, как один мужик двух генералов прокормилМ.Е.Салтыкова -Щедрина


Тема: М.Е.Салтыков-Щедрин сказка « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Стадия вызова.
Слово учителя.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда-
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
Сказка- один из самых ярких фольклорных жанров. В.И.Даль называет её «волшебным рассказом».Сказки говорят о вечных проблемах, волнующих человека в любую эпоху: о жизни и смерти, любви и ненависти, благородстве и подлости, добре и зле.
1) Фронтальный опрос
- Какие бывают сказки?
- Вспомним, какие литературные понятия используются в сказках.
Я даю определение, а вы называете соответствующее понятие.
(На доске)
ГРОТЕСК
ЮМОР
АНТИТЕЗА
ГИПЕРБОЛА
ИНОСКАЗАНИЕ
САТИРА
Весёлый, добрый смех.
Выражение со скрытым смыслом.
Уродливо-комическое преувеличение.
Злой, гневный смех.
Противопоставление.
Преувеличение.
-Сегодня поговорим о писателе- сатирике М.Е.Салтыкове-Щедрине и его сказке « Повесть о том…» (1 слайд)
- Что мы знаем по теме урока?( Биографию писателя, сказку, литер. понятия)
- Возьмите чистый лист, лежащий на парте. Подумайте и напишите, что вы должны узнать по теме урока. Переверните и отложите лист на край стола.
3. Стадия осмысления.
- Что вы узнали о писателе?
- Что вас удивило?
- Анализируя сказку, мы будем составлять кластер, отражающий её особенности.( 2 слайд)
- Запишите в тетрадях число и заглавие кластера.
1)Анализ сказки
-Почему М.Е.Салтыков-Щедрин выбрал для повествования форму сказки?
-Как понимаете фразу: «Сказки Щедрина предназначены « для детей изрядного возраста»?
-Впишем 1-ую особенность в кластер.(3 слайд)
- Какой сюжет в любой сказке? (завязка, зачин- кульминация- развязка, концовка)
- Где начинается действие произведения?
- Как называется улица? Почему?
-Кто герои сказки?
-Кто такой генерал?
- Что мы о них узнали? Прочтите.
-Что с ними произошло?
- Предлагаю посмотреть фрагмент из мультфильма по сказке Щедрина.(4 слайд)
-Как повели себя генералы на острове?
- Какими качествами они обладали?
-Могли на самом деле существовать такие генералы, в таком виде, какими изобразил сатирик?
- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?
-Какой приём при этом использует сатирик?(гиперболу)
-Использует ли автор гротеск в повествовании о генералах? Приведите пример из текста.
- Как думаете, в какой момент происходит кульминация сказки? Почему? Прочитайте.
- Посмотрите следующий фрагмент.(5 слайд)
- Кто противопоставлен генералам?
- Кто такой мужик?(зависимый крестьянин)
- Какими качествами он обладает?
- Какой приём использует автор? Приведите примеры из текста.
2)Работа в парах.
-Поработаем в парах. В тетрадях, оставив место для кластера, начертите сравнительную таблицу.
генералы мужик

-Впишите характеристику героев.
-Прочтите.-3 пары (Остальные внимательно слушают и дополняют свои записи).
- Что лежит в основе этого сравнения, какой приём? (антитеза)
-Для чего автор использует гиперболу, гротеск и антитезу в сказке?
-Внесем эти особенности в кластер.(6 слайд)
-Как генералы относятся к мужику?
-Как автор относится к с своим героям?
-На что направлен смех автора?(обличение глупости , невежества и рабской покорности)
-Прямо ли об этом говорит автор? Как называется такой приём?(иносказание)
-Запишем его в кластер.(7 слайд)
- В каком стиле написана сказка? Приведите примеры.
-Какой вывод можно сделать?
- Запишем вывод в кластер.(7 слайд)
3)Работа в группах.
-Перед вами раздаточный материал- таблица. Выясните обозначение граф. Что непонятно?
Какие черты народных сказок использовал Салтыков-Щедрин в «Повести…»
Сказочный зачин Устойчивые сказочные выражения Фантастические события Элементы реальной жизни
-Запишите примеры в таблицу.
-Прочитайте свои примеры.-2 группы(остальные письменно дополняют).
- Вносим следующую особенность в кластер.(8 слайд)
4.Стадия рефлексии
1)Подведение итогов с опорой на кластер.
-Вспомните, что вы были должны узнать на уроке. На какие вопросы мы не ответили? Как на них ответить?
2)Проведём игру «Верное- неверное суждение».
ПРАВА ЛИ Я?:
-Я утверждаю, что сказки Щедрина написаны только для детей?
-Я утверждаю, что в его сказках используется только разговорный стиль?
- Я утверждаю, что Салтыков-Щедрин прямо указывает на недостатки своих героев?
- Я утверждаю, что в его сказках используются черты народных сказок и элементов реальной жизни?
3)Составление синквейна.
-Составим необычное стихотворение.
СМЕХ
Обличительный, горький.
Осуждает, поучает, разоблачает.
Борется с недостатками.
Исправляйся!
- На что был направлен смех в сказке Салтыкова-Щедрина « Повесть…»?
-Актуальна ли эта тема в наши дни?
- Урока время истекло.
Я вам, ребята благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно!
4)Оценки за урок.
5)Домашнее задание.
Прочитать сказку «Дикий помещик» М.Е.Салтыкова-Щедрина, составить синквейн со словом «помещик».