Рабочая программа Основы выбора профессии 8 класс


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Александроневская средняя школа»
Убинского района Новосибирской области
ПРИНЯТО
решением МО учителей естественнонаучного и оздоровительного цикла
Руководитель МО
А.В. Терентьев ______________
Протокол № ___ от «____»____________2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора школы по УВР
_____________ Н.А.Гунбатова
«____»____________2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Александроневская средняя школа»
_____________ О.А.Родько
Приказ № ___ от «___»____2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы выборы профессии» 8 класс
Составитель:
Терентьев Антон Владимирович
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Твоя профессиональная карьера. 8 классы / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006».
Предмет «Основы выбора профессии» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Данная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. В связи с этим профессиональная ориентация призвана в школе решать задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда.
Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду.
Цель и задачи учебного предмета
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Цели осуществляются посредством выполнения следующих задач:
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
расширить знания о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
обучить планированию профессиональной карьеры.
Проведение занятий по программе предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
обучение через опыт и сотрудничество.
Профессиональные пробы учащихся
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.
Большое значение имеют профессиональные пробы учащихся. Профессиональная проба – это завершенный вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность.
Основные задачи программ профессиональных проб – ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
Предусматривается серия проб по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».Организация образовательного процесса
Формы: урок.
Типы уроков:
урок усвоения новых знаний, умений и навыков;
урок применения новых знаний, умений и навыков;
урок обобщения и систематизации новых знаний, умений и навыков;
комбинированный урок;
урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
лекция с элементами беседы;
слайд-лекция с элементами беседы;
проблемная лекция с элементами беседы;
решение ситуационных задач;
дидактическая игра;
деловая игра;
эвристическая беседа;
эвристический семинар;
практическая работа.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Письменного контроля и самоконтроля.
Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии:
Дифференцированное обучение.
Операционно-предметная система обучения.
Моторно-тренировочная система.
Операционно-комплексная система.
Практические методы обучения.
Решение технических и технологических задач.
Учебно-практические или практические работы.
Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.
Опытно-экспериментальная работа.
Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Кооперативная деятельность учащихся.
Тематический план
Разделы и темы программы Количество часов по классам
Введение 2
1 Познавательные процессы и способности личности 12
2 Психология личности 12
3 Мир профессий 9
Итого 35
Содержание программы
Введение
Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Познавательные процессы и способности личности
Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания.
Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности.
Формы чувственного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий.
Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления.
Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта.
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей.
Психология личности
Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента.
Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.
Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение: определение направления профессионального развития на основе осознания личностных качеств.
Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей.
Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения.
Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Мир профессий
Этапы профессионального самоопределения. Профессия. Специальность. Специализация. Квалификация. Анализ различий между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация».
Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса, характера и условий труда различных профессий.
Классификация профессий. Цели труда. Классификация профессий по Е.А. Климову.
Формула профессии. Работа с таблицей Е.А. Климова. Профессиограмма: подробное описание профессии.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате выполнения данной программы учащийся должен:
знать / понимать:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
правила выбора профессии;
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
значение творческого потенциала человека, карьеры.
иметь представление:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
о предпринимательстве;
о рынке труда.
уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Календарно-тематическое планирование
1 час в неделю
№ п/пКол-во часов Тема урока Содержание урока Дата проведения
план факт
1 1 Роль профессионального самоопределения в жизни человека Роль профессионального самоопределения в жизни человека. 2 1 Личный профессиональный план Понятие и построение личного профессионального плана. 12 Познавательные процессы и способности личности 3 2 Память Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания.
Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности.
Формы чувственного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий.
Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления.
Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта.
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей. 4 2 Внимание 5 2 Формы чувственного познания 6 2 Мышление 7 1 Интеллектуальная сфера 8 1 Уровень развития интеллекта 9 1 Способности личности 10 1 Специальные способности 12 Психология личности 11 1 Типы нервной системы Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента.
Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.
Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение: определение направления профессионального развития на основе осознания личностных качеств.
Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей.
Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения.
Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. 12 1 Темперамент 13 1 Характер 14 1 Самооценка 15 1 Самоопределение личности 16 1 Профессиональное самоопределение 17 1 Мотивационная сфера 18 1 Потребности и их виды 19 1 Общение 20 1 Деловое общение 21 1 Конфликты 22 1 Способы разрешения конфликтов 9 Мир профессий 23 3 Профессия, специальность, специализация, квалификация Этапы профессионального самоопределения. Профессия. Специальность. Специализация. Квалификация. Анализ различий между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация».
Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса, характера и условий труда различных профессий.
Классификация профессий. Цели труда. Классификация профессий по Е.А. Климову.
Формула профессии. Работа с таблицей Е.А. Климова. Профессиограмма: подробное описание профессии. 24 2 Характеристика труда 25 1 Классификация профессий 26 2 Формула профессии 27 1 Профессиограмма35 Итого