Программа предпрофильной подготовки Основы выбора профессии. 9 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 1 города Рудня»

УТВЕРЖДАЮ РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО
Директор школы На заседании методсовета на заседании педсовета
Протокол от 24. 08.2016 № 1 Протокол от 30.08.2016 № 1
И. Д. ДятченковаПриказ от 30.08.2016 №119
Рабочая программа
курса предпрофильной подготовки
ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
в 9 классе
Автор программы: учитель высшей категории:
Комарова Галина Ивановна
2016 г
Пояснительная записка
Отрицательные представления неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и всё общество, поэтому правильный выбор профессии – одна из важных задач, которую должен решить каждый человек и сделать правильный выбор.
Программа «Основы выбора профессии» разработана как дополнение к содержанию образования и направлена на оказание помощи школьникам в определении дальнейшего пути, ориентации на правильный подход к выбору будущей профессии, в рамках профильной подготовки учащихся к профильному обучению.
Содержание программы включает в себя две содержательные линии: мой выбор и психологические особенности личности, которые способствуют правильному выбору профессии подростками с учётом их индивидуальных особенностей, интересов, склонностей и способностей, совпадающих с требованиями к профессии.
Цели и задачи:
1. Оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 9-х классов.
2. Открыть перед юношами девушками перспективу дальнейшего личностного развития.
3. Помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
4. Сформировать актуальное для подростков «информационное поле».
5. Обеспечить подростков средствами самопознания, развития навыков и умений по целеполаганию и планированию.
6. Сформировать мотивы саморазвития и личностного роста.
Формы, методы и режим занятий
Формы: урочная и внеурочная деятельность.
Методы: беседа, консультации, рекомендации, метод проектов, моделирование.
Режим занятий: занятия проводятся в течение 1 года по 1 часу в неделю по расписанию.
Ожидаемые результаты
Программа «Основы выбора профессии» позволит осуществить руководство выбором профессии, оказание помощи при выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, интересам, склонностям и способностям подростков, а также поможет в выборе профильного обучения в старшей школе.
Этапы проведения:
1.Ознакомительно-ориентировочный.
2.Проективный, коррекционный.
3.Основной, развивающий.
Содержание программы
1.Ведение (1 ч): Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий. Образ «Я» и профессия
2.Мой выбор (16 ч): Мои размышления о себе и своей будущей профессии. Типичные ошибки. Мотивы выбора профессии. Мои интересы и склонности. Деятельность, способности, карьера. Тип личности. Полигон профессиональных предпочтений. Секреты выбора профессии (ХОЧУ» - «МОГУ» - «НАДО»)
3.Психологические особенности личности (17 ч): Что ещё надо учитывать при выборе профессии. Свойства нервной системы и профессиональный выбор. Тип темперамента. Эмоциональные состояния личности. Интеллектуальные способности. Коммуникативные и организаторские способности. Межличностные отношения. Волевые качества личности.
Тематическое планирование (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п Название темы Теория Практика
1 2 3 4
Ведение(1 ч)
1 Образ «Я» и профессия + Мой выбор (16 ч)
2 Мо размышления о себе и своей будущей профессии + 3 Типичные ошибки + 4 Мотивы выбора профессии + 5 Определение мотивов выбора профессии +
6 Мои интересы и склонности + 7 Определение интересов и склонностей +
8 Деятельность, способности, карьера + 9 Определение предпочитаемой деятельности, способностей +
10 Моделирование карьеры +
11 Тип личности + 12 Определение типа личности +
13 Полигон профессиональных предпочтений + 14 Определение профессиональных предпочтений +
15 Секреты выбора профессии. «ХОЧУ» - склонности, желания, интересы личности + 16 «МОГУ» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности) + 17 «НАДО» - потребности рынка труда в кадрах. Общее понятие о профессии, специальности, должности. + Психологические особенности личности (17 ч)
18 Что ещё надо учитывать при выборе профессии + 19 Свойства нервной системы и профессиональный выбор + 20 Тип темперамента + 21 Определение типа темперамента +
22 Эмоциональные состояния личности + 23 Определение эмоционального состояния личности +
24 Интеллектуальные способности + 25 Определение интеллектуальных способностей +
26 Коммуникативные и организаторские способности + 27 Определение коммуникативных и организаторских способностей +
28 Межличностные отношения + 29 Определение межличностных отношений +
30 Волевые качества личности + 31 Определение волевых качеств +
32 Сотрудничество + 33 Определение степени сотрудничества +
34 Психоанализ и выбор профессии + +
Литература:
1.Комплект методик для диагностики профиля обучения учащихся в старших классах.
2 Составитель – Тимин А.П. Смоленск, 2004.
2.Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога». М., 1996.
3.Савченко М. Ю. «Профориентация» М., 2005.
4.Шевандрин Н.И. «Психодиагностика, коррекция и развитие личности». М., 1999.