Рабочая программа Основы выбора профессии


Пояснительная записка
Программа профориентационного курса ориентирована на учащихся 9-х классов. Программа рассчитана на 34 часа и предусматривает изучение основ выбора профессий, формирование профессиональных планов в выбранной деятельности, самоподготовку к ней и развитие профессионально важных качеств.
Цель курса:
Содействовать самоопределению учащихся 9-х классов относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения в профильной школе или в системе начального или среднего профессионального образования.
Задачи курса:
Способствовать профессиональному самоопределению учащихся в процессе получения знаний о мире профессионального труда, о себе и их соотнесения с профессионально важными качествами;
Помочь учащимся оценить свои склонности и способности с точки зрения образовательной перспективы;
Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в профильном обучении, а затем и в будущей профессии;
Ознакомление со специальной профессиональной деятельностью и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции на рынке труда.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних занятий различными упражнениями и заданиями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Учащиеся должны знать:
Значение профессионального самоопределения и требования к составлению профессионального личного плана;
Правила выбора профессии;
Понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психических ресурсах личности в связи с выбором профиля обучения и профессии;
Понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
Значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления:
О смысле и значении труда в жизни человека и общества;
О современных формах и методах организации труда;
О предпринимательстве;
О рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
Соотносить свои индивидуальные особенности с выбором профиля обучения и требованиями конкретной профессии;
Составлять профессиональный личный план и мобильно изменять его; Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Основное содержание
Раздел І. Образ «Я» и выбор профессии - 13 часов.
1.1 Внутренний мир человека и система представлений о себе ~ 3 часа. Понятие о личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей, методы изучения личности. Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Влияние представлений о себе на правильный выбор профессии.
1.2 Секреты выбора профессии - 6 ч.
Правила выбора профессии «хочу» - «могу» - «надо». Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия о профессии, специальности, должности. Склонности и интересы в профессиональном выборе. Потребности и мотивы как условие активности личности. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Возможности личности в профессиональной деятельности. Активная роль личности при выборе профессии.
1.3 Учёт психических особенностей в профессиональном становлении
личности -2ч.
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Волевые качества личности.
1.4 Интеллектуальные способности и успешность профессиональноготруда - 2ч.
Способность к запоминанию. Общее представление о памяти. Виды памяти, условия развития памяти. Способность быть внимательным. Общее представление о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания (объём, устойчивость, распределение, избирательность). Мышление. Мыслительные способности в профессиональной деятельности.
Раздел ІІ. Мир профессий и труда - 21час.
2.1 Профессиональная пригодность - 2ч.
Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тесты Холланда.
2.2 Здоровье и выбор профессии - 2 ч.
Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека.
2.3 Многообразие мира профессий - 4ч.
Труд как потребность человеческой жизни. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Социальные проблемы труда. Разделение труда. Содержание и характер труда. Социально-профессиональная мобильность – качество современного работника.
2.4 Анализ профессий - 6ч.
Предмет, цели и средства труда в профессиональной деятельности. Условия профессионального труда. Классификация профессий по Климову. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Профессиограммы. Формула профессии.
2.5 Рынок труда и его требования к профессионалу - 2ч.
Структурная перестройка экономики. Менеджмент и маркетинг. Предпринимательство. Основные принципы формирования рынка труда. Безработица.
2.6 Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом
типа и профиля учебных заведений –З ч.
Пути получения профессии. Система профессионально - технического образования. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приёма и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приёма и обучения студентов. Понятие о профессиональной карьере.
2.7 Профессиональная проба -2ч.
Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ).
контрольных работ соответствующего или близкого вида.
№ п/пНазвание темы Кол-во часов
І. Образ «Я» и выбор профессии
13
1 Смысл и цель в жизни человека 2 Внутренний мир человека 3 Система представлений о себе 4 Правила выбора профессии 5 Ошибки при выборе профессии 6 Профессиональные интересы 7 Профессиональные склонности, способности 8 Профессиональные намерения 9 Самовоспитание и выбор профессии 10 Свойства нервной системы в профессиональной деятельности 11 Значение темперамента в профессиональном самоопределении 12 Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении 13 Роль внимания и мышления в профессиональном самоопределении II Мир профессий и труда 21
14 Профессиональный план 15 Профессиональная пригодность 16 Здоровье и профессия 17 Характеристики здоровья человека 18 Труд как потребность человеческой жизни 19 Социальные проблемы труда 20 Знакомство с профессиями района 21 Сознательность и самостоятельность выбора профессии 22 Общий обзор классификации 23 Типы профессий 24 Классы профессий 25 Отделы и группы профессий 26 Профессиограмма профессий 27 Формула профессии 28 Понятия «менеджмент» и «маркетинг» 29 Рынок труда и безработица 30 Пути получения профессии 31 Знакомства с учебными заведениями Крыма 32 Навыки самопрезентации33 Профессиональная проба 34 Уточнение профессиональных интересов Итого 34
Календарно-тематическое планирование
№ п/пНазвание темы Кол-во часов Дата по плану Дата по факту
І. Образ «Я» и выбор профессии
13 1 Смысл и цель в жизни человека 1 2 Внутренний мир человека 1 3 Система представлений о себе 1 4 Правила выбора профессии 1 5 Ошибки при выборе профессии 1 6 Профессиональные интересы 1 7 Профессиональные склонности, способности 1 8 Профессиональные намерения 1 9 Самовоспитание и выбор профессии 1 10 Свойства нервной системы в профессиональной деятельности
1 11 Значение темперамента в профессиональном самоопределении 1 12 Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении 1 13 Роль внимания и мышления в профессиональном самоопределении 1 II Мир профессий и труда 21 14 Профессиональный план 1 15 Профессиональная пригодность 1 16 Здоровье и профессия 1 17 Характеристики здоровья человека 1 18 Труд как потребность человеческой жизни 1 19 Социальные проблемы труда 1 20 Знакомство с профессиями района 1 21 Сознательность и самостоятельность выбора профессии 1 22 Общий обзор классификации 1 23 Типы профессий 1 24 Классы профессий 1 25 Отделы и группы профессий 1 26 Профессиограмма профессий 1 27 Формула профессии 1 28 Понятия «менеджмент» и «маркетинг» 1 29 Рынок труда и безработица 1 30 Пути получения профессии 1 31 Знакомства с учебными заведениями Крыма 1 32 Навыки самопрезентации1 33 Профессиональная проба 1 34 Уточнение профессиональных интересов 1 Итого 34 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
- анкеты, опросники.
Технические средства:
-компьютер, проектор.
Интернет-ресурсы:
http://www.planetaedu.ru – помощь школьникам в выборе образовательного учреждения профессионального образования.
http://www.edunews.ru – информация для школьников и абитуриентов по определению профессионального маршрута.
http://www.gdeuchitsa.ru – справочно-информационные материалы об учебных заведениях всех уровней образования.
http://www.proforientator.ru – профессиональная помощь в выборе и принятии жизненно важных решений (для школьников).
http://www.proekt-pro.ru – консультации, бизнес-игры, путешествия на предприятия и др. материалы по профессиональной ориентации школьников 13-16 лет.
Список литературы
       1. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и . — М., 2008     2.  Путевка в жизнь. В.Н. Аверкин ,О.М. Зайченко. Учебно- справочное пособие общеобразовательных учреждений.М « Просвещение» 2005
Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1990
Пряжников Н.С. «Профориентация в школе и колледже» - М. «ВАКО», 2008
Павлова Т.В. «Профориентация старшеклассников» - М. «Сфера», 2005
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения. Опросники (8-11 классы) – М., 2005
Интернет-ресурсы:
http://www.planetaedu.ru – помощь школьникам в выборе образовательного учреждения профессионального образования.
http://www.edunews.ru – информация для школьников и абитуриентов по определению профессионального маршрута.
http://www.gdeuchitsa.ru – справочно-информационные материалы об учебных заведениях всех уровней образования.
http://www.proforientator.ru – профессиональная помощь в выборе и принятии жизненно важных решений (для школьников).
http://www.proekt-pro.ru – консультации, бизнес-игры, путешествия на предприятия и др. материалы по профессиональной ориентации школьников 13-16 лет.