Урок русского языка в 7 классе Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста.(7 класс)

Цели урока:
Обучение учащихся работе с текстом, умению находить основные художественные приемы, помогающие раскрыть главную мысль текста.
Развитие речи учащихся, умения высказывать свои мысли.
Знакомство с творчеством карельских авторов, воспитание любви к родному краю, интереса к его истории.


1.Слово учителя.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке я предлагаю заглянуть вам в прошлое нашей родной карельской земли. Увидеть, как жили наши земляки много лет назад. А поможет нам в этом отрывок из очерка известного карельского писателя Яакко Ругоева «Перед дорогой».
Несколько слов об авторе этого очерка, Яаакко Ругоеве, расскажет ученица.

Слайд 1.

2.
1.Чтение текста. Работа с текстом.
Слайд 2.
-Докажите, что это текст.
-Определите тему и основную мысль текста.
- Определите стиль.
-К какому типу речи можно отнести текст?
-Найдите устаревшие слова. Выпишите их в тетрадь.

Слайды 3-7
Лапти- это плетеная обувь из лыка( внутренняя часть коры лиственных деревьев, чаще всего липы) или бересты.
Кошель – это плетеная сумка
Коса-горбуша
Соха орудия труда
Борона

- Это архаизмы или историзмы?
- Скажите, пожалуйста, какие художественные средства встретились в тексте?

Слайд 8
Эпитет
Слайд 9
Метафора
Слайд 10
Олицетворение

- Ребята, очень часто в устной и письменной речи мы используем слова синонимы. С какой целью?
Слайд 11
- Возьмем из текста 2 слова СКУДНЫЙ и ТОРОПИТЬСЯ. Запишите к ним слова синонимы.


- Несколько уроков назад мы с вами закончили изучение темы «Причастие».
Найдите в тексте причастия и причастные обороты и выпишите их с определяемым словом.
Слайд 12
- Объясните, пожалуйста, написание НН у причастия ИСТОЛЧЕННЫЕ.

Слайд 13
- Ну и давайте с вами вспомним морфологические признаки причастия.
На примере слова отвоеванной (земли). (Работа у доски)


Домашнее задание:
письменно ответьте на вопрос «Почему карелы вызывают у нас чувство гордости».















15