Презентация по русскому языку комплексный анализ текста 10-11 класс


Урок. Комплексный анализ текста в рамках республиканского эксперимента по апробации нового инновационного учебника-практикума «Русский язык для 10-11 классов. - Авторы книги – доктор педагогических наук, профессор, декан филологического факультета Московского педагогического университета А. Д. Дейкина и профессор кафедры методики преподавания русского языка этого же вуза Т. М. Пахнова. Цель урока: Закрепить умение учащихся делать комплексный анализ текста; формировать навык учащихся пользоваться всеми богатствами русского языка и речи. Воспитание эстетического отношения к окружающему миру. План урока: I. Чтение отрывка из рассказа В. Белова (упр. 531) II. Анализ текста. Работа по вопросам к (упр. 531) III. Творческая работа. IV. Итог урока. Я слушаю гениальные звуки, проникающие и вечные. Они заставляют думать, что разницы между живыми и мертвыми не существует. Душа бессмертна, потому что одна и ни на кого не похожа. Ни на кого не похожа «Осенняя песня". Разве не она, не душа Чайковского витает в моей избе? Может, это кощунство, но, когда я одинок, я не чувствую разницы между моими умершими и здравствующими в разных местах друзьями. Для меня они одинаково живы, как жива душа Петра Ильича Чайковского. Звучит его «Осенняя песня», и я слышу грибной запах от скрипучей тяжёлой корзины, вздрагиваю от лесной влаги и отмирающих берёзовых и осиновых листьев, чую всё, что делается за воротами... Почему же я слышу сейчас валдайский бубенчик моего прадеда? И бодрящий ритмичный бег по скользкой дороге, и хохот весёлой масленичной толпы, и катание на слегах, о котором мама так часто рассказывает, - всё как бы перевоплотилось, без потерь вместилось в этих бессмертных звуках. И становится ясно, что ничего не проходит бесследно, ничего не пропадает и не бывает зря. В горле размягчается и затем исчезает горькая моя тяжесть, я снова въяве слышу утренний звон застывших за ночь снегов, они слепят меня отражением золотых ранних лучей. Мы по насту бежим в школу... Так весело, так приятно сократить утреннюю дорогу, пробежав напрямую через поле и перелесок. Мы обследуем стог, от которого полетела как на крыльях рыжая белогрудая лиска... Вот уже сидит на проталине первый чёрный скворец, и первый подснежник удивлённо проклюнулся из-под снега на белый свет. Слушая музыку, я чую младенческую беспомощность этого крохотного зелёного существа. Но какова сила ничему не подвластной неукротимой и вечной жизни! Везде белоснежный слепящий холод, а наш пострел везде поспел. Вокруг белые, окаменелые от мороза пласты снегов, а тут на малой проталинке плавится и отступает ледяной панцирь. И он – младенчик подснежник, – не успев проклюнуться из земли, уже заторопился цвести... "Жизнь сильнее смерти" - просится на бумагу банальная фраза, и я уступаю, запускаю ее туда, хотя знаю, что сопоставление понятий жизни и смерти неправомерно. (В. Белов) Типы речи Описание Повествование Рассуждение ______ к 1.Тезис ______ / \ | ______ з р 2.Доказательство | OOOO 3.Вывод OOOO 1.Стиль художественный 2.Сфера употребления в произведении художественной литературы 3. Задача нарисовать словами картину, выразить свое отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображения читателя при помощи художественных образов 4.Основы языков приметы. Тропы, диалектизмы, историзмы, просторечия, слова и формы других стилей (разговорный, публицистический, деловой) Основные средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические)Однотематическая лексикаЛексический повторСинонимы (в том числе контекстуальные)Антонимы (в том числе контекстуальные)СоюзыМестоименияНаречия Видовременная соотнесенность глагольных формЧислительныеЧастицыВводные слова, указывающие на порядок явлений (мыслей) и связь между нимиСтруктурная соотнесенность предложений Порядок слов в предложениинеполные предложения Интанационные связи между предложениями (особая роль вопросительных предложений в тексте) Односоставные предложения Главный член - Главный член - сказуемое подлежащее определенно - Назывное личное Есть только Сказуемое - глагол в подлежащее форме 1-го или 2-го лица единственного или множественного числа неопределенно- личное Сказуемое - глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущее время и в форме множественного числа прошедшего времени Безличное При сказуемом нет подлежащего. Напишите мини-сочинение, выразите в нём своё отношение к проблеме, затронутой автором. Согласны ли вы с позицией автора? УДАЧИ! Упражнение 531.Составить схемы СППЗадание №10 (Яминова Л., Шагеева Р.)Задание №12Выполнить разборы слов под цифрами I вариант – I абзац (цифры 1, 3) II вариант – II абзац (цифры 1, 3) Это лучший учебник при подготовке к ЕГЭ. В нем рассматриваются как раз такие задания, которые помогают подготовить учащегося к достаточно глубокому их пониманию. Они комплексные. Чтобы найти ответ на каждое задание, нужно не просто прочитать тексты, а понять их идею. А они в книге все – шедевры высокохудожественной литературы: эмоциональны, вызывают интерес, заставляют задуматься и даже пофилософствовать, а не просто выполнить задание, выделив орфограммы и расставив знаки в предложении… Это своеобразие текстов, как и новый подход к заданиям при работе с ними, выделяет инновационный учебник из общего ряда. Тексты помогают взглянуть на слово с разных точек зрения: языковедческой, лингвистической, литературоведческой, культурологической и др. Старшеклассники школы №11, обучаются по учебнику нового поколения, приобретают знания, которые пригодятся им не только для сдачи ЕГЭ, но и в дальнейшей жизни.Завершен первый год эксперимента, и мы с уверенностью можем сказать, что учебник А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой вызвал живой интерес как среди преподавателей русского языка и литературы, так и среди учащихся.