Презентация к уроку Анализ текста: сжатие текста (приемы компрессии)»


Тема урока«Анализ текста: сжатие текста (приемы компрессии)» Урок русского языка в 9 классеКоролькова Любовь Владимировна * Цель:Учить осуществлять компрессию (сжатие) воспринятой информации. Задачи урока: повторить алгоритм написания сжатого изложения;продолжить работу по формированию навыков понимания текста и умения его анализировать;подготовить учащихся к сдаче ГИА -9;научить правильно и логично излагать свои мысли;научить различным способам и приемам компрессии текста;отработать специфический знак – красная строка; * ВИДЫ ИЗЛОЖЕНИЙ Задание: вспомнив, какие виды изложений мы с вами писали на уроках, дайте характеристику СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ По форме речи: устное, письменное.По объему: подробное, сжатое. По отношению к содержанию исходного текста: полное, выборочное, изложение с дополнительным заданием.По восприятию исходного текста: изложение прочитанного текста; изложение услышанного; изложение текста, воспринятого на слух и зрительно.По цели проведения: обучающее, контрольное. * Часть 1. Сжатое изложение Первая часть работы – написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля.Сжатое изложение позволяет проверить…умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; умение адекватно воспринимать авторский замысел;умение вычленять главную информацию;умение сокращать текст разными способами;умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;умение находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.Степень сжатия текста обычно оговаривается учителем и в экзаменационной практике может составлять сокращение на 1/3 или на 1/2. * Требования к сжатому изложению Изложение просто должно быть таким, чтобы максимально соответствовать всем изложенным в таблице критериев (приложение 1) пунктам:нужно передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для восприятия содержательные элементы; нужно проявить владение  приёмами сжатия текста, то есть суметь вычленить главное и отбросить ненужное; в работе не должно быть логических ошибок, фактических ошибок  и нарушений абзацного членения текста; грамматических (орфографических, пунктуационных) ошибок тоже быть не должно. * Как определить тему текста? Как определить идею текста? Тема определяется различными способами: по началу текста; по ключевым словам; по ключевым эпизодам; по поступкам или размышлениям героев (автора) по заглавию текста Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции) * Композиция текста – построение текста М и к р о т е м а Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.Как сформулировать тезис? Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста. Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзацем.Без основных предложений, микротемы невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность. Дополнительные предложения содержат подробности, детали, описательные элементы («избыточное»). Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста. * Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Выполняя это задание, учтите, что, сжимая текст, вы должны передать главное в каждом абзаце и во всём тексте в целом. Помните, что при написании сжатого изложения следует заменять конкретное и отдельное обобщающим, а также исключать несущественное. Объём изложения – не менее 70 слов.Пишите изложение грамотно, в соответствии с логикой и замыслом автора. Часть 1 Внимание! Так выглядит 1 задание! * СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА ЗАПОМНИ! Исключение подробностей, деталей;Обобщение конкретных единичных явлений;Сочетание исключения и обобщенияВ коробке лежали синие, желтые, зеленые шары.Пример исключения: В коробке лежали шары. Пример обобщения: В коробке лежали разноцветные шары. * Приемы компрессии Разбивка сложного предложения на сокращенные простые;перевод прямой речи в косвенную;пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. * Приемы компрессии Сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;Сокращение сложного предложения за счет менее существенной части. * ПРОЧТИ И ЗАПОМНИ Дополнительный материал для самостоятельного изучения При сжатии текста всегда опускаются диалоги, пространные описания природы, описания чувств, настроений. При этом сохраняются ключевые слова и обороты речи, а также наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передаётся колорит исходного текста. Характер сжатия текста зависит от его стиля и типа речи. * Дополнительный материал Схема описания Сжатие текста - описания Художественное описаниеОбщее впечатление от предмета.2. Описание отдельных признаков.Деловое (научное) описаниеНазначение предмета.2. Главные признаки предмета:а) форма, размер;б) материал, из которого сделан предмет;в) устройство. Художественное описание при сжатии утрачивает многие черты художественного стиля, прежде всего образность и эмоциональность, и превращается в некое подобие информационного сообщения.   * Схема повествования Сжатие повествования Схема повествования (рассказ) 1. Начало действия (завязка).2. Развитие действия.3. Самый острый момент в развитии действия (кульминация).4. Конец действия (развязка). Необходимо отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. * Схема рассуждения Сжатие рассуждения 1. Тезис (основное положение).2. Доказательства (аргументы).3. Вывод. Рассуждение нельзя сокращать за счёт аргументов, а только за счёт иллюстративного материала или уплотнения синтаксических конструкций. *