Аналитическое чтение рассказа Антоновские яблоки


Аналитическое чтение рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки»
Особенность рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки» в том, что он автобиографичен, написан от первого лица и построен на воспоминаниях писателя о жизни в барской усадьбе. Картины, воссозданные в этих воспоминаниях, отражают впечатления разных лет. Особенность художественного времени в рассказе состоит в том, что это картины осени, увиденные человеком в разные годы. Это взгляд подростка, юноши, зрелого человека, это взгляд художника, сумевшего удивительно гармонично составить все эти воспоминания в целостный рассказ. Автор очень любил и хотел зарисовать, сохранить в памяти хрупкий, исчезающий мир дворянской усадьбы, пронизанный запахом антоновских яблок…
Основой нашего разбора рассказа послужит аналитическое чтение отдельных эпизодов: от пристального внимания к живописным описаниям - к определению авторской позиции.
Словарная работа: тенетник (устар.) – осенняя паутина, летающая по ветру; гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба (ржи, пшеницы); барчук – сын барина (помещика, владельца усадьбы); престольные праздники – главные праздники, обозначенные в церковном календаре; избы в две-три связи – две-три избы, вместе с хозяйственными постройками, объединенные под одной крышей; ободняется (устар.) – рассветет, настанет утро; озими – озимый посев ржи или пшеницы; «киргиз» - порода лошадей; зазимок – заморозок, первый снежок, небольшая ранняя пороша.
«Вспоминается мне ранняя погожая осень…»
Какие события возникают в этом воспоминании? Какова роль диалога? И какова роль описания? Можно ли говорить об особой роли описания? Приведите аргументы.
Описание шалаша. По каким художественным деталям можно судить о том, что рассказчик нередко бывал в этом шалаше?
Какие народные приметы вспоминает автор, чтобы вызвать представление об осени погожей, ядреной?
Описание раннего утра ранней осени. Какие изобразительные краски (цвет, запах, звук) преобладают в описании сада? Выделите два-три эпитета, объединяющие все краски, создающие единую картину. Какая деталь связывает эту картину с заглавием рассказа?
Описание вечера. Какими языковыми средствами автор передает ощущение таинственности, фантастичности картины? Какие глаголы движения использует автор для создания причудливых очертаний предметов?
Какими красками воссоздается картина поздней ночи? Почему автору запомнилась эта ночь и выстрел в небо?
Найдите аргументы, подтверждающие, что картины эти «увидены» глазами подростка (барчук).
«Ядреная антоновка – к веселому году…»
Чем важна деталь «вспоминается мне урожайный год»? (картины достатка, уюта усадебной жизни)
Как возникает наше представление о том, что «время сдвинулось»? Как уточняются приметы изменившегося времени? (прохладный сад, веет осенней прохладой)
Назовите главную примету урожайной осени («на гумнах возвышается целый золотой город»)
Каким вы представляете дом тетки Анны Герасимовны «точно старое лицо»?
Какую роль в воссоздании атмосферы дома играет его запах? Как вы думаете, почему раньше других назван «запах яблок»?
Дайте портретное описание тетки. Какими лексическими средствами автор подчеркивает близость, удивительное сходство дома, его хозяйки, тех угощений, которыми обязательно потчуют гостя?
Какое особое выражение получает в этой главе образ антоновских яблок?
Хотя в описаниях быта преобладают светлые тона, почему уже нет ощущения свежести и ясности окружающего мира, как в первой главе?
«За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков – охота…»
В этой главе соединились две очень разные картины: азарт охоты и тишина «в безмолвной уже по-зимнему усадьбе». Переменчивость – особенность пейзажных описаний в этой главе: осенние ливни «с бурей и темнотою» чередуются с ясными днями. Время сдвинулось еще – осень обретает новые черты.
Активные художественные образы здесь – ветер и дождь.
Выделите глаголы, обозначающие их действия:
Ветер – (рвал, трепал, не унимался…)
Дождь – (поливал, превращался в ливень…)
Посмотрите, как меняется сад? (выглядит «почти совсем обнаженным, притихшим, смирившимся»). Что стоит за этими эпитетами? Утрачен роскошный осенний наряд сада, но исчезла ли красота?
Что противостоит тучам и ветру? («Авось, бог даст, распогодится»)
Как преображает вся картину солнечный свет? Как выглядит сад в солнечную погоду?
Каково эмоциональное настроение этого описания? Убеждает ли нас автор, что сад красив в дни «прощального праздника осени»?
Это красота сада омытого, обновленного, но именно смирившегося перед неизбежностью «зазимков».
Следующее пейзажное описание еще более динамично: ритм бега коня и бешеной погони за зверем стаи собак («я сейчас еще чувствую…»).
Выделите глаголы, передающие экспрессию действия.
Выделите звуки охоты, каждый из которых «гулко раздается в пустом, сыром и свежем лесу» (крики, лай, фырканье, хрип и др.)
Насколько важны в описании усадьбы гостеприимного соседа художественные детали: библиотека, чувство физического удовольствия от возможности подержать в руках «дедовские» книги, портреты на стенах?
Как в этой главе проявляется «стержневой» образ рассказа – антоновские яблоки?
Насколько усилился мотив грустного сожаления об уходящих усадьбах?
«Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб…»
«Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб…». Ушли из жизни владельцы усадеб… «Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь» неожиданно заявляет автор. Как вы думаете, какие чувства испытывает он? Что примиряет рассказчика с этой жизнью?
Что стоит за описаниями в этой главе, завершающей круг осенних воспоминаний?
Уже глубокая осень. Рассказчик «снова в деревне», в мире простой и естественной жизни, душу его согревает сопричастность к этому миру, чувство слитности с этой природой. «Голодный и озябший», он с особым удовольствием чувствует «запах дыма, жилья», горящей соломы, «резко пахнущей уже зимней свежестью». Как в далеком детстве глядит он на пылающую печку и слушает «печально-веселые деревенские песни»…
Зазимок белой краской завершил поэтический рисунок осени, сложившийся в воспоминаниях разных лет и объединенный запахом русской деревни – запахом антоновских яблок.
Как вы понимаете название рассказа?
Подготовьте обобщенное суждение на вопрос: «В какой мере выбор предмета изображения и языковых образных средств обусловлен особенностями мироощущения писателя»?