Урок по теме Организация исследовательской деятельности по теме: Односоставные предложения в рассказе Бунина Антоновские яблоки


Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка по теме «Односоставные предложения. Роль односоставных предложений в речи».
Использование односоставных предложений в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки».
Учащимся дается домашнее задание прочитать рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки». Особое внимание предлагается обратить на 1 часть рассказа и проанализировать ее с точки зрения синтаксиса (строение предложений). Учащиеся должны сами сделать попытку определить тему исследования рассказа.
1 этап.
Научить обучающихся видеть односоставные предложения в художественном тексте, выделять простые односоставные предложения в составе сложных предложений
Прочитать первую часть рассказа, сосчитать общее количество предложений, односоставных самостоятельных предложений, односоставных, входящих в сложные предложения, определить вид односоставных предложений. Текст может быть разделен на несколько частей и учащиеся работают по группам.
Общее кол-во предл. – 56 В подсчете предложений помогают знаки препинания: точка, многоточие, вопросительный. Восклицательный знаки преп. Особо обращаем внимание на предл. С прямой речью и диалоги.
Самост. однос. предл. – 14
Однос. Предл. В составе сложных – 17 о-л – 2, безл. – 10, наз. – 5
Все данные свести в таблицу
Первый вывод, который делают учащиеся : 1 часть рассказа «Антоновские яблоки» насыщена односоставными предложениями.
2 ЭТАП.
Учащиеся самостоятельно приобретают знания по теме «Стилистические функции односоставных предложений», тем самым расширяя свои знания по теме «Односоставные предложения», учатся работать с компьютером, пользоваться справочной литературой.
Учащиеся готовят теоретический материал по теме «Стилистические функции односоставных предложений». Используют учебные пособия, справочный материал, лингвистические словари, используют интернет, делают сообщения.
3 этап.
Учащиеся должны увидеть разницу между двусоставными и односоставными предложениями сточки зрения их эмоциональности, экспрессивности и сферы употребления
Индивидуальные задания или задания по группам: роль односоставных предложений в рассказе Бунина «Антоновские яблоки».
Деление текста на части вариативное в зависимости от количества учащихся, от степени их подготовки и т.д. При проверке задания учащиеся называют односоставные предложения, определяют их вид, способ выражения главного члена предложения и рассказывают об роли односоставных предложений в данном контексте.
1абзац. Односоставные определенно-личные предложения: глаголы стоят в форме 1 лица единственного числа, настоящего времени—3 предл.; сказуемое выражено формой 2 лица повелительного наклонения – 1 предл.
Также в этом абзаце употреблено 3 безличных предл., входящих в состав сложного, глаголы употреблены в инфинитиве.
Определенно-личные предложения с глаголом в форме 1 лица, единственного числа, настоящего времени позволяют автору сосредоточится не на лице, совершающим действие (для этого используются двусоставные предложения), а на самом действии, подчеркнуть красоту окружающего мира, и выразить свое восхищение осенней природой.
Определенно-личное предложение с глаголом 2 лица, единственного числа, повелительного наклонения служат средством выражения волеизъявления, создания призывной интонации в данном конкретном случае и в тоже время отсутствие личного местоимения придает этому предложению обобщенный характер, напоминает об установившейся традиции – всякий сборщик яблок может есть их в неограниченном количестве.
Использование безличных предложений дает возможность автору выразить личное отношение к предмету речи, т.к. Предложения типа» ..так славно лежать на возу» очень лаконичны, экспрессивны. Читатель делается участником событий.
2абзац. В этом абзаце использованы всего два односоставных предложения: безличное (Всюду сильно пахнет яблоками) и назывное в составе сложного (На голове ее «рога»…).
Безличное предложение в данной части текста является стержневым, вокруг него группируются все остальные предложения, описывающие природу, рассказывающие о людях – читатель не должен забывать, что все что происходит в этом рассказе, происходит во время сбора урожая яблок.(Образная функция).
Назывное предл. Нужно автору, во-первых, чтобы объяснить сравнение молодой старостихи с холмогорской коровой , возникшее в предыдущем предложении, во- вторых, назвать предмет, чтобы вызвать представление о нем, т. к. автор предполагает, что читатель не знаком с этим предметом и дать ему объяснение в последующем предложении.
3 абзац. К НОЧИ –НАД ГОЛОВОЙ БЕЛЕЕТ Млечный путь
Чтобы описать состояние природы, назвать время суток, указать события, которые в данный момент происходят, автор использует рядом безличные и назывные предложения. А чтобы выразить эмоциональное состояние своего героя, передать его отношение к происходящему, он использует определенно-личные предложения с глаголом в форме 2 лица единственного числа, настоящего времени. Предложения приобретают обобщенный характер, что позволяет читателю почувствовать себя участником событий. Разделить чувства и эмоции автора.
Домашнее задание. Анализ одной из оставшихся частей рассказа с точки зрения употребления в них односоставных предложений.
На примере данного урока («Роль односоставных предложений в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки») учитель продемонстрировал использование развивающей технологии обучения в своей работе. На уроке была организована исследовательская деятельность учащихся. Выполняя домашнее задание, восьмиклассники достаточно точно определили тему исследования. Задания учителя помогли им найти пути решения поставленной проблемы.