Разработка урока литературное чтение во 2 классе на тему: Л. Н. Толстой Старый дед и внучек .


21. 10. 16
Литературное чтение
Урок 30: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».
Цели урока: ознакомить детей с биографией и рассказами Л.Н. Толстого; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; развивать логику, технику чтения; воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого; карточки с частями пословиц.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания
Выразительное чтение басен.
III.Постановка цели урока
-Сегодня мы познакомимся с рассказами Льва НиколаевичаТолстого.
IV.Изучение нового материала
1. Рассказ учителя.
Лев Николаевич родился в 1828 году- почти 200 лет назад. А умер в 1910 году. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений - 90 томов! (Чтение учителем статьи в учебнике на с. 108.)
Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. В то время было еще очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.
В старшей школе вы будете читать его повести и романы. Даже роман «Война и мир», состоящий из 4 томов.
2.Творческое задание.
-Рассмотрите иллюстрации на странице 109. Узнали ли высказку? Расскажите ее по рисункам.
3.Подготовка к восприятию.
Сейчас мы познакомимся с рассказами Л.Н. Толстого для детей. Так как они написаны специально для школьников, то все они поучительные.
Какой вы уже знаете жанр литературы, который создается с такой целью? (Басни.)
А жанр устного народного творчества? Как называются короткие, мудрые высказывания? (Пословицы и поговорки.)
На доске у нас написаны пословицы. Но только в одной строчке начало одной пословицы, а конец - другой. Соедините начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.
1) Детки - радость... …и душа на месте.
2)Нет лучше дружка... …чем родная матушка.
3)Вся семья вместе... … детки же и горе.
Какой смысл вложил народ в эти пословицы?
Какой темой они объединены? (О семье.)
Сегодня мы будем читать рассказы о семье. Посмотрите на иллюстрацию на странице 110. О какой семье пойдет речь?
Где они живут?
Как вы думаете, какие они?
4.Первичное чтение рассказа «Старый дед и внучек».
Дети читают по цепочке, по ходу чтения объясняют слова: «лохань», «невестка», «слаживает».
5.Первичная проверка понимания:
Интересный ли рассказ?
Чем он вам понравился?
Какие действующие лица в этом рассказе?
V.Физкультминутка
VI.Продолжение изучения темы
1.Выборочное чтение.
Найдите в тексте, почему дедушку не сажали за стол?
Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
Зачем Миша делал лохань?
Почему родители Миши заплакали?
2.Обобщающая беседа.
Как они стали относиться после этого к дедушке?
Какая из собранных нами пословиц подходит к истории?
Подходит ли пословица «Как аукнется, так и откликнется» к этому рассказу?
Зачем Л.Н. Толстой рассказал эту историю?
Что означает почитать старших? (Любить, уважать, баловать, заботиться?) Как вы понимаете?
Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы к ним относитесь? Почему?
VII.Итог урока
Какой рассказ вы сегодня прочитали?
Какая главная мысль этого рассказа? Чему он вас научил?