Презентация Учимся писать сжатое изложение


Учимся писать сжатое изложениеУрок в 7 классеУчитель русского языка и литературыДубняк М.А. Памятка. Три основных способа сжатия текста: 1)исключение подробностей (сначала выделить главное, а затем убрать детали); Красный, хорошо заточенный карандаш упал на пол. ( Карандаш упал…Карандаш упал на пол.)2)обобщение (сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст).3)Упрощение Скажите, есть ли что-то общее во всех действиях, обозначенных словами: «щипали», «клевали», «толкали», «дразнили», «отталкивали»? Попробуйте найти одно слово, которое бы могло заменить все эти слова. «На птичьем дворе утки щипали, куры клевали гадкого утенка. Утята толкали и дразнили его. Девушка, которая давала корм птицам, отталкивала гадкого утенка ногой. Вот и задумал утенок бежать куда глаза глядят». Каким словом можно заменить выделенные слова?«На птичьем дворе утки, куры и утята, девушка, которая давала корм птицам, обижали гадкого утенка. Вот и задумал утенок бежать куда глаза глядят». Что же получилось?«Все на птичьем дворе обижали гадкого утенка. Вот и задумал он бежать куда глаза глядят». Как надо читать, чтобы понять тему и идею текста?  Работа с  текстом.Назовите важные, существенные мысли.Определите главную мысль.Чему учит этот рассказ-легенда?- Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.- Можно ли объединить, обобщить 6 и 7 абзацы? - Сколько микротем в тексте?- Сколько абзацев будет в вашем изложении? ПланРазные братья-близнецы.Действия братьев ранним утром.Преодоление препятствия на дороге.Плод в руках Геракла.«Скорее одолеем дорогу».Воля – это умение управлять собой. Подумаем вместеЛ..генда, выр..сли, ра(н,нн)им, пр..пятствие, ле(с,з)ть, предл..гает, ..делать, пр..вал, (в)перед, (в)начале, обыкнове(н,нн)ый, пр..од..левать.