Презентация по русскому языку на тему Составление связного текста (5 класс)


Составление связного текстаУрок русского языка в 5 классе(развитие речи)Автор учитель русского языка МАОУ «СОШ №17» г.Березники Шишкина Лариса Евгеньевна Урок-практикум по составлению связного текста.Цели: закрепить на практике знания детей о правилах составления текста; развивать речь и воображение учащихся на основе произведений русских писателей; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость обучающихся. Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом?Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было.В конце апреля прилетела пара весёлых щебечущих птичек и стала носиться вокруг старого гнёздышка.Мальчик послушался отца.«Не разоряй гнезда,- сказал мальчику отец, - весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой домик». Расположите предложения в логическом порядке, чтобы получился рассказ К.Д.Ушинского.
Проверим. Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было. «Не разоряй гнезда,- сказал мальчику отец, - весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой домик». Мальчик послушался отца. В конце апреля прилетела пара весёлых щебечущих птичек и стала носиться вокруг старого гнёздышка. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка! (2, 5, 4, 3, 1)Дайте название рассказу.(«Мальчик и ласточка» или «Не разоряй гнезда»)Почему было бы неудачным название «Дело было весной»?Выразительно прочитайте текст.

Дадим движение рассказу, исходя из первой строчки – зачина.1 ряд: В маленькой комнатке на светлом половичке копошились …2 ряд: По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса.3 ряд: Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле.Придумайте второе предложение (письменно). Побеседуем. Как можно дальше разработать сюжет?В маленькой комнатке на светлом половичке копошились … Кульминация Все предложения объединеныРазвитие единой темой и главной мысльюдействия Развязка ЗавязкаЭкспозиция Побеседуем. Как можно дальше разработать сюжет? По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. КульминацияРазвитие Действия РазвязкаЗавязкаЭкспозиция Побеседуем. Как можно дальше разработать сюжет? Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле. КульминацияРазвитие Действия РазвязкаЗавязкаЭкспозиция Составьте план по понравившемуся началу рассказа.Помните о важности первого и последнего предложения.Не отходите от темы и главной мысли текста.Придумайте заголовок. Домашнее задание.Написать маленький рассказ, продолжая первое предложение (по выбору). Подведём итоги.Интересно ли было вам оказаться в художественной лаборатории?Интересно ли было самому сочинять?О каких правилах нужно помнить сочиняя свой текст?