Конспект урока по русскому языку для 4 класса Перспектива по теме Текст ка речевое произведение


4 класс
УМК «Перспектива»
I полугодие
Русский язык
Технологическая карта № 1
Учитель начальных классов
Первой квалификационной категории Громова Мария Владимировна

Санкт-Петербург
2015 г.
Блок Б. Текст как речевое произведение
Цели:
Обобщить знания по теме
«Типы текста» и закрепить умения определять их.
Ввести понятия: утверждение, доказательство, вывод.
Научить:
- определять тип текста;
- определять главную мысль текста и обосновывать своё мнение;
- проводить исследование и оформлять результат в таблице;
- составлять и писать текст-рассуждение. Задание 1 (З)
Назовите известные вам стили речи. (Художественный, на-
учный, разговорный, деловой.)
Задание 2 (П)
Верно ли, что текст научной статьи должен воздействовать на эмоциональные чувства читателя? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3 (У)
Прочитайте и определите стиль речи, каждого отрывка.
А сама –то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…
Роняет лес багряный свой убор…
А. С. Пушкин

Задание 4 (З)
Объясните значение слов «величава», «пава», «багряный», «убор».
Назовите средства художественной выразительности, которые используют поэты и писатели.

Задание 5 (П)
Можно ли утверждать, что в этих предложениях есть сравнения, метафора? Обоснуйте своё мнение.

Задание 6 (У)
Списать строчки Пушкина, найти и подчеркнуть знакомые орфограммы.
Задание 7 (З)
Назовите известные вам типы текстов.
Назовите какой тип текста вы написали дома.
(Дети читают текст - повествование)
Задание 8 (П)
Верно ли утверждение, что повествование – это такой тип текста, к которому можно поставить вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Обоснуйте своё мнение.

Задание 9 (У)
Прочитайте тексты на карточке №1, обсудите в паре и определите, что у них общего, обоснуйте своё мнение.
Рыба-лист
В речках Бразилии живёт рыба-лист. Почему её так называют? Тело её плосккое. Нос вытянут. Он похож на черенок листа. На боках нанесены узоры. Они похожи на листовые прожилки. Все её путают с листочком и не трогают.
Почему из космоса Земля кажется голубой, а Венера серебристой? Землю и Венеру окрашивает их газовая оболочка (атмосфера). У Земли – это голубой кислород, а у Венеры плотная, облачная атмосфера, и издали она кажется серебристой.
Задание 10 (З)
Назовите тему урока
(Текст-рассуждение)
Чему будем учиться на уроке?

Задачи урока:
Повторить особенности текста-рассуждения.
Узнать как строится текст-рассуждение.
Научиться составлять текст рассуждение.
Задание 11 (П)
Верно ли составлена таблица? Обсудите в паре.
Текст – описание Что случилось?
Что произошло? Доказывается, объясняется
Текст - повествование
Почему? Описание
Текст-рассуждение Какой? Какая? Какое? Какие? Сообщает о чём - либо
Задание 12 (У)
Заполните таблицу правильно.
Сообщение Мудрика на слайде:
Текст – рассуждение состоит из следующих частей: утверждение, доказательство, вывод.

Задание 13 (У)
Назовите , из каких частей строится текст рассуждение.
Задание 14 (У) Учебник, с. 32 упр.45
Прочитайте текст, обсудите в паре и найдите утверждение доказательство, вывод.
Задание 15 (У)
Найдите обращение и главную мысль текста.
Задание 16 (У)
Выпишите обращение и главную мысль текста в тетрадь.

Задание 17 (У)
Мудрик приготовил загадки. Прочитайте. Спишите и и отгадайте загадки.
1. Чего в комнате не видишь? (воздух)
2. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
Задание 18 (З)
Назовите отгадки

Задание 19 (П)
Можно ли утверждать, что слова воздух и сон – это имена существительные. Обоснуйте своё мнение.
Задание 20 (З) Задание Мудрика. учебник с. 32
Прочитайте сообщение Мудрика «Как составить текст-рассуждение?»
Расскажите друг другу, как составить текст-рассуждение.
Задание 21(У)
Дополните и запишите предложения, чтобы получился текст-рассуждение.
Воздух, сон – это имена………………………. . Во-первых,. ..………………………………………………………………. . Во – вторых ………………………………………………… . Значит, ……………………. .
Прочитайте текст, который вы составили.
Задание 22(У)
Работа по карточке. Запишите в тетрадь текст – рассуждение.
Весело сияет
Месяц над селом.
Белый снег сверкает
Синим огоньком.
И. Никитин
Старый заяц сено косит,
А лиса, сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
С. Маршак.
Этот чистит валенки,
Моет сам галоши.
Он хотя и маленький,
Но вполне хороший.
П. Маяковский
Самопроверка
Самоанализ, итог урока.
1) Назовите цель сегодняшнего урока. Согласны ли Вы с тем, что мы ее достигли? Почему?
2) Оцените свою работу на уроке.
VII. Домашнее задание: Составьте свой текст-рассуждение «Почему я хочу изучать русский язык». Метапредметные умения:
Познавательные:
- различать типы текстов и обосновывать свое суждение;
- уметь озаглавливать текст, учитывая тип текста;
- работать с моделями и схемами;
Регулятивные:
- соотносить учебные действия с учебной задачей.
- соотносить учебные действия с известным алгоритмом;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- оценивать свою деятельность и деятельность работы группы.
Коммуникативные:
- формулировать понятные высказывания, используя термины;
- формировать умения взаимодействия в группе и паре.
Личностные:
- формировать положительное отношение к учебе.