Методическая разработка к уроку по обществознанию Этносоциальные конфликты и пути их разрешения


Полухина Н.В.
Методическая разработка урока
Дисциплина: обществознание
Тема урока: Этносоциальные конфликты и пути их решения.
Задачи урока: 
Помочь учащимся усвоить следующие понятия: (Меж) Национальный конфликт, геноцид, дискриминация, ассимиляция, культурная автономия, этноцентризм, интернационализм, патриотизм. Помочь учащимся проследить логические связи между данными понятиями.
Уяснить причины возникновения конфликтов, а также пути разрешения и прекращения уже возникших конфликтов и предотвращения их в будущем.
Развивать у учащихся навыки работы с понятийным аппаратом; микро исследования социальных явлений, прослеживания логических связей; поощрять у учащихся стремление высказывать свою точку зрения при разрешении проблемных ситуаций, умение работать в группе и отстаивать свое мнение.
Обеспечение урока:
учебник «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: уч-к для учреждений нач. и среднего проф. образования». Автор А.Г. Важенин.
Презентация преподавателя.
Ход урока
I. Повторение изученного материала.На прошлом уроке мы начали изучать сложную и обширную тему – этнические общности. Для нас, как граждан России, федеративного многонационального государства, эта тема очень важна и актуальна. Мы познакомились с понятием этнической общности и ее типами; проговорили о тенденциях развития национальных отношений в современном мире.
Устный фронтальный опрос:
1. Что такое этническая общность?
2.Какие типы этнических общностей вы знаете?
3. В какое историческое время они существовали?
4. Кратко охарактеризуй любую из этих общностей.
Общий письменный опрос.
Вариант 1
1. Исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности,
нации – это:
а. этнос
б. община
в. государство
г. класс
2.Т.родился в Париже, его бабушка уехала из России еще до 1917 года. Он хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Признаки какой общности проявляются в этом примере?
а. демографической
б. территориальной
в. этносоциальной
г.конфессиональной
3.Установите соответствие (социальные группы – критерий), для этого к каждому элементу левого столбца подберите все соответствующие позиции правого столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУПЫ КРИТЕРИИ
а. Мужчины б.Племена 1.демографический 2. этнический
в.Народности г.Дети
А Б В Г
4.Верны ли следующие суждения об этнических общностях?
А.Этнические общности являются важными элементами социальной структуры общества
Б.Племена – это наиболее многочисленные этносы, отличающиеся общностью самосознания, определенным этническим характером и психическим складом
1. Верно только А 2. Верно только Б 3.Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
Вариант 2
1. По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?
А. демографическому
Б. этносоциальномуВ. территориальному
В. классовому
2.По итогам переписи населения было установлено, что большая часть жителей региона – марийцы. Это определяет их принадлежность к общности:
А.конфессиональной Б.демографической В.территориальной Г.этносоциальной3.Установите соответствие (социальные группы – критерий), для этого к каждому элементу левого столбца подберите все соответствующие позиции правого столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУПЫ КРИТЕРИИ
а.Мужчины б.Племена 1.демографический 2.этнический
в.Народности г.Дети
А Б В Г
4.Верны ли следующие суждения об этнических общностях?
А.Этнические общности являются важными элементами социальной структуры общества
Б.Племена – это наиболее многочисленные этносы, отличающиеся общностью самосознания, определенным этническим характером и психическим складом
1. Верно только А 2. Верно только Б 3.Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
II. Объяснение нового материала
1. Постановка познавательных задач.
А все ли так гладко, легко и просто в отношениях между нациями, особенно в многонациональных странах? Какие трудности и даже опасности подстерегают людей? Можно ли избежать каких-то столкновений интересов, попыток «перетянуть одеяло на себя»? Что делать, если возникли проблемы?
План работы на доске (Слайд 1)
Межнациональный конфликт. История и современность.
Факторы, влияющие на межнациональные конфликты.
Причины и характер происхождения.
Формы.
Примеры крупнейших этносоциальных конфликтов.
Причины национальных конфликтов на территории бывшего СССР.
Пути разрешения и предотвращения.
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Уч-к стр.236-238 (конфликты современные в Канаде и др. илл. к слайду 6)
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью межнациональных отношений.
Обостренное национальное самосознание, нетерпимость к малейшим нарушениям национального равноправия пронизывают духовную атмосферу нашего времени
Факторы, влияющие на межнациональные конфликты (Слайд 7)
1. национальный состав региона конфликта (выше его вероятность в смешанных регионах);2. тип поселения (вероятность выше в большом городе);3. возраст (крайние полюсы: «старшие-молодые» дают более высокую вероятность конфликта);4. социальное положение (выше вероятность конфликта при наличии маргиналов);5. уровень образования (корни конфликта гнездятся в массе невысокого уровня образования, однако, следует помнить, что идеологами его всегда выступают отдельные представители интеллигенции);6. политические взгляды (конфликты значительно выше у радикалов).
Причины и характер происхождения национальных конфликтов (Слайды 8,9)
● социально-экономические (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);● культурно-языковые (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);● этнодемографические (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т.е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);                                                  ●этнотерриториально-статусные (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);
● исторические (взаимоотношения в прошлом – войны, былые отношения политики «господство – подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);● межрелигиозные и межконфессиональные (включая различия в уровне современного религиозного населения);● сепаратистские (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством).Также Причиной возникновения межэтнических конфликтов могут стать и любые необдуманные или заведомо провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера
Слайд 10 Формы конфликтов
а) локальные войны (гражданские, сепаратистские);
б) массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, грубыми и многочисленными нарушениями прав и свобод личности; в) религиозный фундаментализм г).национально-освободительные революции.
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13 Пути урегулировании возникшего конфликта
Слайд 14
В основе национальных конфликтов на территории бывшего СССР лежат следующие национально-территориальные проблемы:
1. Нерешенные проблемы в отношениях между суверенными государствами – бывшими союзными республиками. (Азербайджаном и Арменией.)
2. Внутриреспубликанские проблемы (гагаузский конфликт в Молдове, абхазский и югоосетинский в Грузии). Возникло движение территорий (краев, областей) Российской Федерации за их равное правовое положение с республиками в составе РФ.
3. Проблемы разделенных народов. И границы между национально-государственными образованиями, и политико-административные рубежи в стране неоднократно сдвигались. Результатом стала разделенность многих народов двоякого рода: государственной границей бывшего СССР (например, таджики в Таджикистане и Афганистане, азербайджанцы в Азербайджане и Иране) и внутриреспубликанскими границами новых суверенных государств (в Закавказье, Средней Азии, Российской Федерации).
5. Отсутствие программы решения национального вопроса, анализа проблем межнациональных отношений и путей их разрешения.
6. Личностно-бытовые конфликты, которые выливаются в конфликты между коренным и некоренным населением.
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
III. Закрепление изученного - слайд 19
1) Межнациональный конфликт - это явление нежелательное и крайне разрушительное в жизни общества.2) В основе межнационального конфликта лежат как объективные, так и субъективные противоречия. 3) Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой. 4) Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями. Так как возникают массовые перемещения мигрантов, что существенно изменяет количественный состав населения. Также к последствиям конфликтов относятся и безработица среди молодежи, малоземелье, люмпенизация (формированием обширного "социального дна", состоящего из обездоленных, обнищавших слоев населения.) значительной части населения. 5)Избежать межнациональных конфликтов, к сожалению, крайне трудно.
IV. Домашнее задание: § 5.3 стр. 236-241