Статья: «Этносоциальные установки современных российских подростков»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоивановская средняя общеобразовательная школа
Амурская область Свободненский район


















Доклад по теме:


Этносоциальные установки
современных российских подростков























Подготовила: Дорофеева Е.С.
учитель английского языка

Новоивановка
2012г
Этносоциальные установки современных российских подростков
Процесс социализации в детском, подростковом возрасте постепенно включает с себя и элементы самореализации, ценности сначала усваиваются лишь как основа оценочных суждений и лишь постепенно выступают как мотив социального поведения. Уточним, что вербальные выражения этнических ценностей - это не собственный продукт сознания детей, это, несомненно, переработанная, адаптированная детским возрастным сознанием социумная репрезентация. Она постепенно фиксируется, закрепляется, цементируется или под воздействием новых влияний трансформируется и приобретает устойчивость к концу формативных лет (термин А.П. Вардомацкого, который
предполагал, что к 19 годам завершается период формирования ценностей) . Механизмом дифференциации ценностной структуры сознания подростков выступает освоение ими новых социальных ролей. Полнота структуры ценностного сознания зависит от трансформации (наличия/отсутствия, активности, «градуса» влияния и пр.) институтов социализации. Только старшие подростки имеют постепенно устанавливающуюся систему взглядов, интересов, убеждений и ориентации, но самое главное, имеют возможность «апробировать» в отдельных эпизодах своей жизни свои этносоциальные установки.
В этой связи «измерять» этнические взгляды, настроения, уровень нетерпимости или толерантности детей необходимо с помощью особых методов или серьёзной адаптации некоторых традиционных методов. К особым методам отнесём игры-фантазии. Пример: методика «Мечты о будущем». Ребёнку предлагается описать письменно или устно будущее страны, города, школы. Проводимый социологом анализ образа будущего позволяет выявить направленность установок. Выясняется, насколько волнуют юных респондентов вопросы отношений национальности, развития своей нации.
Перспективным считаем использовать проективные ситуации и метод коллизий. Примеры построения проективных вопросов: «Как ты поступишь, если кого-то дразнят в школе за его национальность? Ты однажды выходишь во двор и видишь группу ребят, с кем будешь играть, а с кем нет? Почему кого-то ты называешь своими ребятами, друзьями, а кого-то считаешь чужими?».
При использовании метода коллизии ребёнку предлагалось оценить поведение героев текста, предложить свою позицию по обсуждаемой проблеме. Коллизия не предполагает личное «включение» ребёнка, а потому, по нашему мнению, может служить более объективным показателем социальных установок опрашиваемого.
Как ты считаешь, чем отличаются представители разных национальностей
Традициями, обычаями, обрядами(64) Языком(57) Религией(43) Особенностью поведения(28)
Внешним видом, костюмом(28) Песнями, танцами, литературой и др.(26) Чертами характера(20)
Считаю, что различий нети или они.(6). Различия есть, но их трудно назвать(6)
Крайне важен вопрос об этической сгорав проведения такого рода исследований. Мы настаиваем, что предлагать детям наполненные шкалы с положительными и негативными суждениями о различных нациях недопустимо.
Этнические установка современных подростков
Мы выявляли их в ходе исследования «Дети, подростки в условиях модернизации общества». В октябре 2010 года было проведено анкетирование подростков в возрасте от 10 до 15 лет в 13 регионах России (№ 1966). Основной инструмент исследования анкета «Откровенный разговор», которая содержала более 40 вопросов, касающихся различных аспектов подростковой жизни, в том числе и этносоциальных установок. Все вопросы были составлены с учётом специфики . социологического изучения этносоциальных установок детей и подростков, стро-] го соблюдались этические принципы.
Какими характеристиками, по мнению учащихся, отличаются представители разных национальностей? Итак, главные личителъные черты:
традиции, обряды, обычаи (64%); язык (57%); религия (43 /о).
Затруднились назвать различия 6 /о опрошенных, столько же подростков считают, что различий нет. В целом при ответе на этот вопрос подростки проявили активность, это видно по частоте выборов.
Интересен факт, что 15% подростков затруднились указать свою национально Интерпретируя отсутствие ответов на вопрос, можно сказать, что дети просто не знают свою национальность и путаются между понятиями «национальность», «гражданство» и названием гражданина, проживающего в том или ином населённом пункте (горожанин). При этом наибольшие затруднения этот вопрос вызвал у подростков 1314 лет (более 20% от данной группы). Выявлена особенность юных жителей Москвы: некоторые из них в качестве национальности указывают москвич
Респондентом был задан вопрос: «В вашей услышать, как кого-то дразнят за его нац-ность? Как ты к этому относишься? Прежде всего отметим, что ситуация крайне типичная для этой возрастной группе, не ответили на этот вопрос всего 0,6%о числа опрошенных. Самый повет (46%): «К сожалению, есть глупые люди, на это не надо обращать внимание». Отсюда можно сделать вывод о нейтрально-отрицательной позиции половины подростков в отношении оскорбления их сверстников из-за отличной от других национальности. Ещё 22 /о опрошенных заявили, что это возмутительно, но изменить это трудно, т.е. почти четверть пашей страны смирились с унижениями на национальной почве. И только 26% школьников заявляют, что будут с этим бороться. Таким образом,2/3 подростков не считают необходимым или I включаться в разрешении конфликтной почве национальности. Нашлись и те, кто не видит в таком поведении своих сверстников ; ничего плохого (6 /о). 2/3 таких настроенных подростков мальчики 13 лет. Обнаружены некоторые региональные отличия. В Мордовии, Московской, Воронежской, Пермском крае, не нашлось ни одного который ответил бы, что в унижении на национальной почве нет ничего плохого В Курской и Саратовской областях таких ого около 2 /о. Лидируют по количеству ответов «Я не вижу в этом ничего плохого Новосибирская (11%) и Амурская области.

При выборе брачных партнёров требование об одинаковой национальности, уступает место всем остальным ответам, и является самым непопулярным (16 /о респондентов). Такое требование к своим будущим супругам чаще выдвигают мальчики, чем девочки (57 /о против 43%). При этом чаще других этот ответ выбирают жители Москвы (20%) и Оренбургской области (18%). Но, учитывая, что это вариант ответа самый непопулярный, мы допускаем, что для большинства современных подростков национальность будущего супруга не имеет значения.
Воспитание терпимого отношения к иным нациям и народностям связано с развитием общего интереса к иным культурам, традициям, мировой жизни. Именно поэтому мы считаем важным рассмотреть некоторые вопросы общего характера из анкеты, сконцентрировав внимание именно на интересующих нас аспектах.
Российским подросткам был задан вопрос «Как ты думаешь, что сейчас самое главное для всех людей на Земле?». Самым популярным являлась позиция о том, что самым важным для жителей планеты является сохранение природы. Так ответили 67 /о. Интересно, что в 1990 году этот ответ также выбирали чаще других3. Ответ «Воспитывать доброту, желание дружить и сотрудничать» выбрали сегодня 38% респондентов и это четвёртый по популярности ответ. Посчитали важным жить по законам равенства, справедливости и счастья в каждом государстве 34% опрошенных подростков (пятый по популярности ответ). Ответ о сохранении национальной культуры и культуры всех стран оказался в списке наименее популярных. Так ответили 26% респондентов, и это седьмой по популярности ответ. В исследовании, проведённом в 1990 году, ответ о сохранении национальной культуры выбирали почти столько же подростков (25 /о).
Формирование этносоциальных установок современных подростков может быть взаимосвязано с их предпочтениями в литературе. По данным проведённого исследования, современные подростки больше всего любят читать юмористическую литературу (44%), о путешествиях (34 /о) и о дружбе, любви, отношениях (31 /о). Жизнью людей, событиями, политикой в нашей стране и за рубежом подростки интересуются гораздо в меньшей степени. Больше других подростков интересует литература о жизни ребят, их сверстников в нашей стране (15%).
Отношение подростков к религии
Как мы обнаружили по некоторым вопросам, понятие национальности связано в сознании детей с принадлежностью к той или иной религии. Поэтому мы считаем важным рассмотреть и некоторые темы религиозных установок.
Среди школьников чуть больше половины (51%) нейтрально относятся к религиозной активности своих сверстников. Чуть больше четверти опрошенных (26%) не видят в этом ничего плохого, так как сами ходят в церковь. Около 19 /о школьников не имеют чётко сформированного отношения к церкви и религии и считают, что возможно их друзья, посещающие религиозные та, правы. Только 4 /о школьников отрицательно относятся к посещению церкви и других религиозных мест.
В итоге можно сказать, что среди подростков отношение к религиозным убеждениям своих сверстников носит позитивный характер. Можно говорить об уважительном отношении подростков к представителям различных вероисповеданий. Различий в этом вопросе по полу и возрасту не наблюдается.
Итак, подведём некоторые итоги.
В подростковом возрасте в достаточной степени сформированы этносоциальные установки, которые могут быть изучены с применением особых адаптированных к возрасту и тематике методик.
В ходе исследования выявлены элементы терпимого поведения подростков, принятие большой группой подростков особенностей различных этносов.
В детской среде присутствуют ситуации нетерпимого поведения по отношению к сверстникам иной национальности. При этом дети не проявляют установок на активное, деятельностное противостояние, противоборство таким негативным явлениям.
Этносоциальные установки подростков нельзя игнорировать, однако нет основания преувеличивать их значение на весь жизненный период человека, от подросткового до конца «формативных лет» возможна их коррекция, а главное, их развитие под воздействием пробной апробации взаимодействий в этнических средах.

15