Статья: Выпуск санаторной газеты как элемент становления детско-взрослой общности в санатории «Бригантина».

Выпуск санаторной печатной газеты как элемент становления детско-взрослой общности в санатории «Бригантина».

Выпуск газет в образовательных учреждениях давно уже стал повсеместным явлением в нашей жизни. Газета моделирует ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить широкий круг детей, различных и по социальному положению, и по возрасту, и по интересам, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями окружающих. Несколько лет назад в нашем санатории тоже появилась газета – «Ветер странствий», в которой затрагиваются важные, интересные для детей темы. Педагоги санатория стремятся сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы делаем все возможное, чтобы ребенок верил в свои силы и мог добиваться задуманного. Хорошо понимая при этом, что субъектом деятельности и развития ребенка является еще не он сам, а детско-взрослая событийная общность, большую часть работы по реализации задуманного проекта педагоги посвятили созданию и развитию такой общности. В связи с этим и возникла идея педагогического проекта – выпуск печатной газеты. Для осуществления этого проекта в нашем санатории были объединены усилия и детей и педагогов.
Санаторная печатная газета – это не только издание, освещающее жизнь санатория, но и средство формирования детско-взрослой событийной общности. Под детско-взрослой общностью мы понимаем группу детей и взрослых, проявляющую схожие потребности и интересы, осуществляющую пересечение ценностей и смыслов участников в совместной деятельности и общении, отражающую характер связей и отношений между участниками.
Существенные шаги для анализа понятия и феномена общности сделаны в работах отечественных и зарубежных философов, социологов и психологов: Г.М. Андреевой, Э. Дюркгейма, К. Левина, Т. Парсонса, Б.Д. Парыгина, Л.Г. Почебут, Ф. Тенниса, В.А. Ядова и др.
Для кого издается печатная газета? Для чего она нужна? Наша газета создается силами детей, отдыхающих в санатории. Она задумывалась не только ради того, чтобы освещать важные санаторные события. В нашей газете самым широким образом затрагиваются проблемы, волнующие детей в возрасте от 12 до 16 лет, обсуждаются интересные темы, которые предлагаются самими детьми. Газета способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый чувствует собственную значимость и причастность к решению задач. Ещё одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде дело серьёзное и трудное. Каждый берётся за ту работу, которая ему по плечу.
Конечно же, газета не появилась из пустоты. Ведь наша газета – это индикатор того, что происходит в санатории. Целью газеты является более широкое освещение событий, жизни ребят, тревог, забот, их интересов.
И прежде чем санаторий увидел наш первый выпуск, пришлось проделать огромную и кропотливую работу.
Газета - важнейшее средство самовыражения ребенка. Именно такие газеты позволяют детям научиться высказывать свои мысли, идеи, помогают лучше познать себя, открыть окружающий мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между детьми и взрослыми устанавливаются отношения взаимопонимания.
Детско-взрослая общность способствует развитию культурного потенциала личности ребенка, расширяет его кругозор, формирует познавательную активность, создает условия развития самосознания. Участие в создании газеты детей невозможно без участия взрослого-педагога. В санатории газета «Ветер странствий» объединяет всех детей и педагогов.
Какие же условия должны быть созданы для организации правильной работы с детьми? Прежде всего – это понимание цели организации совместной работы по данному проекту, установлении тактики сотрудничества. Участники знакомятся с этапами развития проектной деятельности, ведь интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения разносторонних интересов ребенка, реализации его потребностей в активной деятельности, самовыражении, увлеченности совместной деятельностью со взрослыми. Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов воспитания. А так как воспитание – это уникальный процесс, где каждый из участников является одновременно и субъектом и объектом воздействия, то же можно сказать и о детско-взрослой общности: для ее возникновения необходимо желание инициаторов ее создания, питательная среда, а потом и всех членов жить, исследовать и созидать в процессе общения. И, в первую очередь, общее дело, возникающее из идеи, в воплощении которой все заинтересованы. 














Список литературы:
Беляев Г. Ю. Педагогическая специфика проблемы детской общности // Вестник МГОУ. - 2009.  № 3. С. 79 Селиванова Н. Л. Роль детской школьной общности в системе воспитания // Детская общность в системе социального воспитания / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. – М., 2011. С. 412
Степанов В. П. Воспитание как создание и функционирование детско-взрослых общностей //Детская общность в системе социального воспитания / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. – М., 2011. С. 1220
Шакурова М. В. Субкультурное своеобразие детских общностей // Детская общность в системе социального воспитания / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. – М., 2011. С. 2130











13PAGE 15


13PAGE 14215




15