Системно – деятельностный подход в учебной и внеурочной деятельности в условиях школы – интерната I вида


КГБ ОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа -интернат»
Системно – деятельностный подход в учебной и внеурочной
деятельности в условиях школы – интерната I вида
Учитель Васильева О.И.
Сборник «Современная научная мысль: проблемы и перспективы развития»
Материалы III Международной заочной научно-практической конференции,2013
На этапе модернизации образования признано, что система обучения и воспитания детей с нарушениями слуха должна не только обеспечивать оптимальный уровень образования каждому воспитаннику, но и готовить выпускников к жизни быстро меняющемся современном обществе, но и обеспечивать самостоятельность в проявлении жизненной компетенции. Образование детей с нарушениями слуха предусматривает смену приоритетов в целях обучения, отказ от узкой направленности учебного процесса на формирование умений, навыков, знаний по отдельным учебным предметам. Принципиальным отличием новых специальных образовательных стандартов для детей с нарушениями слуха от ранее существовавших программ, является ориентация их на результаты образования, определяемые с учетом цели образования. В обобщенном виде, цель образования может быть сформулирована как введение обучающегося в культуру общества. В качестве цели образования выступает развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения рассматривается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности; создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
От определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться, как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; от "изолированного" изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, включению содержания обучения в контекст решения жизненно значимых задач, т.е. от ориентации учебной – предметного содержания школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов. На первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно- ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций .
Известно, что одна и та же учебная программа может быть усвоена с применением различных технологий обучения. Сейчас придаётся большое значение разработке такой системы методических приёмов и способов организации уроков, которая позволяла бы использовать учебный материал для общего речевого развития ученика, для формирования активности, самостоятельности в приобретении знаний, для развития познавательных возможностей обучающихся со слуховой депривацией. Система методических приёмов призвана обеспечивать повторяемость материала, включение его в разные виды связи.
В основе обучения лежат принципы действующей системы обучения, с усилением деятельностного подхода.
Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности являются значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев А.Н. говорил, что человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познаёт мир.
«Присвоение» (А.Н. Леонтьев) школьниками достижений предшествующих поколений (обучение и воспитание) осуществляется в условиях различных видов педагогически организованной деятельности, предусматривается их развитие с отработкой структуры деятельности. С развитием деятельности происходит и психическое развитие ребёнка. Принятое в школе глухих широкое использование предметно-практической деятельности предполагает одновременную работу по полному овладению ею школьниками. Усиление деятельностного подхода к формированию словесной речи глухих школьников выражается в укреплении связи речевого развития с деятельностью, в определении речевой деятельности в качестве объекта обучения.
Через предметно-практическую деятельность дети постепенно плавно вводятся в учебную деятельность, для формирования умения учиться большое значение придаётся обучение детей рефлексии, т.е. умению оценивать свои знания, видеть их недостаточность, и уметь её преодолевать. Учебный процесс организуется так, чтобы в нужный момент дети чувствовали недостаток в знаниях, необходимость в их пополнении. Их специально учат обращаться с вопросами с недостающей информации, уточнять имеющиеся сведения и использовать полученные данные в своей деятельности.
Учебный процесс организуется так, чтобы ученик, как субъект деятельности проявлял самостоятельность, сознательность, инициативность в учении. Учитель использует систему методических приёмов, способов организации уроков, регулирует соотношение информационной и деятельностной сторон познавательной активности обучающихся в пользу последней. Содержанием разных видов деятельности, используемых в учебном процессе, является содержание учебного материала.
Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.
Обучать деятельности – значить делать обучение мотивированным, учить ребёнка максимально организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ученика в выполнении каких-то приёмов, операций – эти операции должны быть осмыслены и приняты учеником, в идеале – он должен находить свои способы действий.
Все эти 3 этапа:
мотивационный, на котором ставится учебная задача, с актуализацией ЗУН;
планирование и организация деятельности, здесь нужны учебные действия с созданием ситуации успеха, именно в этом этапе вырабатывается УУД;
самоконтроль и самооценка, такая последовательность необходима на любом системно - деятельностном уроке.
Термин универсальные учебные действия – главная составляющая системно - деятельностного подхода в обучении.
Универсальные учебные действия делятся на:
- личностные;
- коммуникативные;
- познавательные;
- регулятивные.
В широком смысле системно- деятельностный подход означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового опыта.
В узком смысле – психологическом значении – это совокупность действий обучающихся, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Каждый раз мы, учителя, составляя проект очередного урока, задаём себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал подобрать, и какой дидактической обработке его подвергнуть;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.
Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умения организовать «поиски» на уроке, умения управлять, а не натаскивать, что можно представить в следующей схеме:
постановка учебной задачи;
«открытие» детьми нового знания;
первичное закрепление (это комментирование);
самостоятельная работа в классе;
самоконтроль ЗУН;
интеграция ЗУН, которые появились ранее с одной стороны, опережающая подготовка к следующим темам, с другой стороны;
рефлексия и задание на дом.
Рассмотрим более подробно использование системно- деятельностного подхода в учебной деятельности на примере урока развития речи в 7-м классе.
Урок соответствует программе по развитию речи седьмого класса «Знакомство с новой книгой».
Можно сказать, что данный урок- своеобразная экспериментальная площадка. Задания тщательно продумывались. Они отличались новаторством и доступностью. Появление мотиватора в начале урока на экране содействовало созданию позитивного настроения.
Цель, тему и задачи урока обучающиеся вывели сами. Приём синквейна помог соединить ранее изученные знания и осознать новую информацию.
Урок построен на сочетании парной групповой, фронтальной и индивидуальной работе. Включение воспитанников в разнообразные виды коллективной деятельности благополучно сказывается на формировании гуманных качеств личности обучающихся. Учебная деятельность развивается под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.
Учитель предложил провести ролевую игру»Пресс-конференция» Через игру»Пресс-конференция» воспитанникам предлагалось собрать информацию и перенести её в новые условия(вписать в текст).В ходе урока обучающиеся закрепили навыки ведения диалога, вовлекались в активную речевую деятельность. Воспитанники совершенствовали умение работать с книгой , навыки анализа , общения, развивали коммуникативные навыки работы в группах. Были сформированы рабочие группы, определены задачи каждой группе. По ходу ведения диалога использовалась методика «толстых » и» тонких» вопросов. Учитель стимулировал воспитанников спрашивать вежливо и культурно. Оказывал помощь в случае затруднений. В группах сотрудничества воспитанники приобретали навыки межличностного общения и работы в «команде». Диалог выступал в качестве основного источника информации по теме. После диалога воспитанники включились в выполнение конструктивных заданий ,имеющих практическую направленность. Таким образом , формировалось «открытие» нового знания. Органично вписалась в прохождение урока часть конкурсной презентации .По ней предлагалось воспитанникам определить тематику стихотворений Л.Мерзликина.
На следующем этапе работы обучающиеся вписывали «новые знания»- слова в текс, в котором пропущены слова. Работа проводилась в парах и индивидуально. Обучающимся, воспитанникам разрешалось помогать друг другу. В это время педагог осуществлял работу по созданию «эталонного» текста содержание которого размещалось на слайде. Когда работа в группах была закончена, обучающиеся провели взаимопроверку и оценили работу пары смайликом. Наконец воспитанники сравнивали свои работы с эталоном на экране.
Нетрудно заметить, что данная часть урока построена по методу деятельностного подхода в обучении с применением технологии обучении в сотрудничестве.
В ходе урока соблюдался охранительный режим, и была проведена динамическая пауза. Физкультминутка органично вписывалась в ход урока «Аплодисменты».В момент проведения физкультминутки параллельно проводилась словарная работа.
На уроке дозировано использовалась мультимедийная аппаратуры. Учитель в ходе урока мотивировал обучающих, воспитанников на успех
При подведении итогов урока учитель использовал анкету- вопросник. Таким образом, осуществлялся самоанализ участия на уроке воспитанниками.
Одной из интересных форм системно–деятельностного подхода явилось создание презентаций.
В этом учебном году мы продолжили работу по созданию презентаций. Нами был проведён «Фестиваль презентаций» на экологическую тему. Воспитанники 7-8 классов самостоятельно создали 6 презентаций по данной тематике.
Особенностью в работе с детьми, имеющими нарушения слуха является широкое включение. в организацию учебного процесса коммуникативного аспекта на деятельностной основе. Научить коммуникативным видам деятельности можно при моделировании различных ситуаций общения.
На наш взгляд удачно создана ситуация общения в работе видеосалона «Взгляд», целью которого является создание условий для нравственно-эстетического воспитания с опорой на сохранный зрительный анализатор. Данный вид деятельности выстраивается по определенному алгоритму.
Вводная беседа, для выявления информированности аудитории об истории создания фильма, об актёрах и т.д.
Перед демонстрацией фильма дается целевая установка над, чем подумать, на что обратить внимание в процессе просмотра фильма. Это 2-3 вопроса на слайде.
Просмотр фильма.
Обсуждение содержания фильма.
Как правило, по окончанию просмотра у воспитанников возникают вопросы разного плана, завязывается своеобразная дискуссия, в ходе которой реализуются не только интеллектуальные и произносительные возможности воспитанника с нарушенным слухом, но и корригируются и формируются базис нравственной социализации. Тщательный подбор фильмов позволяет вызывать в душе зрителей гамму чувств и переживаний, которую они выражают в рисунках.
Видеоконференции прошли по фильмам «В бой идут одни старики», «Судьба человека», «Чучело», «Аврора», «Туман» и др.
В условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализ своих действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективно - творческие дела – это всё то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно , свои плоды не сразу, но ведёт к достижениям. Об этом говорят социально – значимые проекты, которые мы создавали. Деятельностный подход в обучении как нельзя лучше решает задачи новой школы. Проектирование помогает обучающимся ,воспитанникам осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством познания окружающего мира и себя в этом мире, дают возможность осваивать новые способы.
Под проектной деятельностью мы понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно–управленческих средств, позволяющих научить воспитанников проектированию. Как показывает опыт - технология проектов позволяет обучающимся с нарушением слуха не только подойти к изучению окружающего мира со стороны субъект –субъективных отношений, но и стать активным участником процесса познания.
Реализация проектов позволяет:
переносить работу, начатую на уроке во внеурочную деятельность;
учитывать возрастную логику обучения – идти от простого к сложному;
включать ученика и учителя в совместную деятельность, налаживать коммуникацию, выстраивать отношения;
формировать логическое мышление и целостное восприятие окружающего мира.
Яркими событиями в жизни школы за последнее время стала работа педагогического коллектива и воспитанников в проектах «Космос. 50 славных лет», «Алтай - моя родина». Целью данных проектов не только приобретение новых знаний и умений, но и развитие активности творчества и самостоятельности воспитанников с нарушением слуха, что хорошо просматривалось на речевых конференциях
Мы возродили интересный вид работы - заочные экскурсии. Используя Интернет-ресурсы, обучающиеся приняли участие в заочной экскурсии на родину В.М. Шукшина. Была проведена проектно-исследовательская работа и создана презентация «Литературные места Алтая», с последующим выходом на Краевую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее». В этом учебном году воспитанницы 7 класса участвовали в Мерзликинских чтениях с презентацией о поэте. Таким образом накапливается материал ,который можно использовать для создания виртуального музея. В год Культуры можно организовать и провести проектные мероприятия и презентации по культуре Алтая Конечным результатом такой многогранной работы возможна подборка материалов воспитанников всей школы для создания виртуального музея «Алтай –моя родина».

В качестве одного из эффективных средств коррекционной работы явилось использование информационно-компьютерных технологий. Внедрение информационных технологий в контекст отечественной традиции раскрывает их уникальный потенциал в решении развивающих и коррекционных задач обучения школьников с различными нарушениями развития. Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств (О.И. Кукушкина).
Компьютер – является мощным техническим средством, выгодно отличается от используемых других технических средств обучения, потому что позволяет эффективно выстроить учебно-воспитательный процесс.
Информационно-компьютерные технологии способствовали активному вовлечению родителей в воспитательный процесс. Родители нашего класса помогают своим детям в создании тематических фотографий, презентаций, в оформлении личностных Портфолио. В свою очередь дети обучают своих родителей владению ПК. В семье формируются партнерские детско-родительские отношения. Ребёнок, становится содержательно интересен родителям, а родители ребёнку. Новой формой совместной работы детей и родителей стало выставление на сайт школы занимательных заданий во время каникул. Результаты совместно досуга воспитанники должны привезти в школу.
Итак, системно- деятельностный подход в коррекционном образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приёмов,
Это своего рода философия образования новой школы, которая даёт возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно меняющихся условиях.
Литература
1.АндрееваЛ. В.Сурдопедагогика М., АКАДЕМА, 2005
2.Горелюк Т.Н. Егошкина Л.И. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах
Диагностика ,рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий. Волгоград: Учитель,2009
3.Зыкова Т.С. Школа для глухих и слабослышащих детей на современном этапе модернизации образования Дефектология ,2005.,№5 ,стр.31-35
4.Зыкова Т.С. Новый подход к организации учебного процесса в младших классах для школ глухих детей Дефектология 2007 ,№5 стр.9-13
5.КукушкинаО.И.Использование информационных технологий в области развития представлений о мире. Дефектология ,2005,№5,стр.83-91
6.Майорова Н.В. Использование проектной деятельности в школе-интернате для детей с нарушениями слуха Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2010 , №4, стр.29-31
7.Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика М., Владос ,2004.