Статья на тему Системно-деятельностный подход на уроках информатики


Системно-деятельностный подход на уроках информатики
Главное изменение в обществе, влияет и на изменения в образовании, ¬- ¬ это ускорение темпов развития технологически информационного общества. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше багаж знаний, сколько обеспечить ее общекультурный, личностный и познавательное развитие, вооружить таким важным умением как умение учиться.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а приобретает их сама в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.
Системно-деятельностный подход является объединением деятельностного подхода (разработки Л. С. Выготского, Л.В.Занкова, А.Р. Лурии, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и многие др.) с системным (исследование Ананьев, Б.Ф.Ломова и других).
Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметных изучения сложных ситуаций реальной жизни. В соответствии с этим, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными учебными действиями.
Каждый учебный предмет имеет свои специфические особенности, которые позволяют определенным образом способствовать формированию необходимых компетенций. По информатике, то это экспериментальный метод познания на уроках, во внеклассной работе; это практические работы конструкторского, исследовательского характера; метод моделирования, активный диалог, анализ, синтез, индукция, дедукция, ознакомление учащихся с глобальными проблемами человечества и раскрытие роли информационных технологий в их решении.
Информатика в начальной школе: системное мышление и творческая активность
Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе. Это связано с необходимостью владения компьютерной грамотностью. Более важной задачей является формирование у ребенка навыков абстрактного мышления, умение логически рассуждать, анализировать. Все это выдвигает качественно новые требования к образованию в начальной школе.
На первых уроках информатики начинается формирование системного восприятия мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений, способствует развитию системного мышления учащихся. Учебный процесс становится процессом получения и обработки информации. Ученики свободно владеют понятиями «объект», «свойства», описывают действия (методы работы) с объектами, создают первые информационные модели, выбирают инструменты, можно использовать для исследования модели и объекта.
Формирование системного мышления в основной школе: алгоритмизация и моделирования.
Направлениям и объектами изучения информатики в основной школе являются:
• информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;
• математическое и компьютерное моделирование;
• основы информационного управления.
В основной школе продолжаем формирование системного мышления школьников в ходе решения задач из разных предметных областей. При этом эффективность обучения повышается за счет того, что осуществляется в ИКТ-насыщенной образовательной среде, где есть соответствующие средства визуализации процессов: программные средства моделирования, интерактивная доска, совместная работа над информационными ресурсами, полная поддержка.
Информационную компетентность старшеклассника можно рассматривать как эмоционально-ценностное отношение к информационной деятельности, готовность к творческому выполнения различных видов задач на основе освоения системных знаний, умений и навыков, опыта информационной деятельности.
В старшей школе завершается формирование основ системно-деятельностного подхода, способствует социализации выпускника и готовности его к непрерывного профессионального образования. Старшеклассники участвуют в научных конференциях, конкурсах, тематических дебатах, интеллектуальных турнирах и соревнованиях, дает возможность представлять свои работы и идеи широкому кругу слушателей.
Особенности практического внедрения системно-деятельностного подхода на уроках информатики и его результативность
В процессе внедрения системно-деятельностного подхода на начальном этапе возникают определенные трудности:
• для эффективного использования этого подхода необходимо профессиональное владение информационными технологиями и техническими средствами;
• овладение дополнительными психологическими навыками для создания личностного подхода в обучении;
• недостаточное количество информационных источников и практического опыта использования такого подхода в образовательной практике Украины.
Несмотря на это, практическое использование системно-деятельностного подхода способствует высокому уровню информационного мировоззрения учащихся, позволяет преодолевать эти трудности и приобретать новый опыт.
Системно-деятельностный подход не является противопоставлением личностно-ориентированном, компетентностного подхода, а наоборот, является логичным их сочетанием с теми технологиями, эффективно работают в школьном образовательном среде, где каждый урок - и поиск, и постановка проблемы, и деятельность по решению поставленной задачи в режиме постоянного диалога. Психологические принципы когнитивного подхода к получению и усвоению знаний добавили в педагогический инструментария такие эффективные средства как опорные конспекты и когнитивные схемы урока, дают возможность не просто проводить оценку знаний, а вести постоянный мониторинг самого процесса обучения.
Системно-деятельностный подход в образовании - профессиональный инструмент, освоение которого дает именно тот результат, который, на мой взгляд, и является основным в обучении: каждый ребенок должен реализовать свои способности и интерес к учебе, а учитель должен быть профессионалом, создает для этого все условия и постоянно повышает свой собственный уровень компетенций.