Учебно-тематический план Занимательная физика


Учебно- тематический план для 6 А класса «Занимательная физика»
35 недель по 1 часу
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения, составлена в соответствии с требованиями нормативных документов по профильному образованию и новейших тенденций в области модернизации образования.
Учебно-тематическое планирование пропедевтического курса «Физика» для 6 класса разработано на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике и естествознанию, примерной программы к учебнику «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 классы», А.Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С.Понтак. – Дрофа. - 2013 г. Разработанный курс рассчитан на один год обучения по 1 часу в неделю в 6 классе (35 учебных часов) и при коррекции (сокращении часов)авторской программы основной упор сделан на пропедевтику физики.
Актуальность данной рабочей программы:
Физика – основа естествознания. Трудности преподавания физики в школе хорошо известны: высокий уровень абстракции языка (математическая форма законов), высокая степень обобщения в фундаментальных физических теориях, малое количество часов. Опора на физический метод позволяет решать проблемы освоения языка физики как части физической теории, подобрать посильный темп, учесть психологические и возрастные особенности восприятия учащихся. Физический метод можно представить следующий образом: наблюдение– опыт –гипотеза-выводы-понятие (модель) – фундаментальное обобщение (закон) – фундаментальная теория – предсказания – проверочные эксперименты – приложения. Данная программа дает возможность проявить свои знания в целостном подходе к окружающему миру и человеку в нем.
Концепция и основные идеи изучаемого курса:
На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты.
Методы обучения физике так же определяет учитель, который включает учащихся в процесс самообразования. У учителя появляется возможность управления процессом самообразования учащихся в рамках образовательного пространства. С учетом психологических особенностей детей данного возраста предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли, описывать явления, что позволит при изучении основного курса физики выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира. Для формирования интереса учащихся к изучению предмета и стремления к его пониманию предполагается использование рисунков различных явлений, опытов и измерительных приборов, качественное мультимедийное сопровождение уроков и лабораторных работ, использование игровых ситуаций, а также большое количество качественных вопросов, экспериментальных заданий и лабораторных работ.
Цели курса:
Изучение физики в общеобразовательном учреждении среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-пропедевтика основ физики;
- освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и материалов.
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели.
- применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений.
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрена система фронтальных лабораторных работ естественнонаучного направления. В качестве контроля может использоваться система тестов на основе контрольных работ по курсу «Физика и химия» для 5-6 классов (книга для учителя А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак «Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы», Издательство «Просвещение», 1994)
Задачи курса
На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты. - развить первоначальные представления учащихся об окружающем мире- формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного цикла (в частности, к физике).
- воспитание учащихся на основе разъяснения роли физики в раскрытия достижений науки и техники, ознакомления с вкладом отечественных и зарубежных ученых в развитие физики и техники;
- формирование знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, современной научной картины мира;
- развитие мышления учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдения и объяснять физические явления.
Программа пропедевтического курса физики позволяет правильно понимать и объяснять использование физических закономерностей, осознанно подходить к формированию основных понятий физики, биофизики, физической химии и других смежных фундаментальных наук.
Результаты обучения:
Личностные результаты:
В ценностно-ориентированной сфере гуманизма- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов.
В трудовой сфере- г проводить физический эксперимент, воспитывать положительное отношение к труду, целеустремленность;
В познавательной ( когнитивной, интеллектуальной) сфере- умение управлять своей познавательной деятельностью.
Межпредметные результаты:
Использование умений и навыков различных видов деятельности применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д) для изучения различных сторон окружающей действительности.
Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявления причинно- следственных связей, поиск аналогов;
Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
Умение определять цели и задачи деятельности, выбрать средства реализации целей и применять их на практике;
Использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты
1) В познавательной сфере:
давать определения изученным понятиям;
называть основные положения изученных теорий и гипотез;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических
закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
структурировать изученный материал;
интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников
применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рациональное природопользование и охраны окружающей среды.
2)в ценностно-ориентационной сфере- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов
3) в трудовой сфере- решать качественные, вычислительные задачи, проводить мысленный и физический эксперимент;
4) в сфере физической культуры- оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами
Общая характеристика учебного процесса:
   Важную роль в учебном процессе играют формы организации обучения или виды обучения, в качестве которых выступают устойчивые способы организации педагогического процесса.     Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок ( урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного,  урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний,  урок проверки   и коррекции знаний и умений, комбинированный урок) , однако могут быть использованы и другие формы обучения. Применение разнообразных, нестандартных форм обучения должно в первую очередь соответствовать интеллектуальному уровню развития обучающихся и их психологическим особенностям.  К нестандартным формам обучения физики в школе относятся: лекции, семинары, консультации, экскурсии, конференции, практикумы, деловые игры, дидактические игры, уроки, зачеты, работа в группах.        Не менее важны и формы контроля знаний, умений, навыков (текущий контроль, диагностический, рубежный, итоговый). Формы такого контроля также различны. Это могут быть и контрольные, лабораторные , самостоятельные работы, и самостоятельные домашние работы, и защита рефератов и проектов, и переводные экзамены, и индивидуальное собеседование, диагностические работы, а также комплексное собеседование и защита темы.        Для развития у учащихся интереса к изучаемому предмету и, как следствие,  повышения качества знаний используются современные инновационные технологии такие, как:
Технология уровневой дифференциации обучения
Технология проблемно-развивающего обучения
Здоровье-сберегающие технологии
Технологии сотрудничества
Игровые технологии
Подобное построение курса позволяет не только решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.
Из всего комплекса современных методов познания природы в курсе содержатся сведения о некоторых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах, моделировании – и показывается их взаимосвязь; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Выполняя пропедевтическую роль, курс физики в 6 классе содержит системные, а не отрывочные знания. Большое внимание в нем уделяется преемственным связям между начальной и основной школой, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих структуру курса и способствующих формированию целостного взгляда на мир.
В курсе даются первые представления о таких понятиях, как «масса», «сила», «взаимодействия», «энергия», «атом», «молекула».Получаемые учащимися сведения о веществах и их превращениях могут служить первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в тоже время динамичные. Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем.
Интеграция различных естественно-научных областей знания основана на представлении о единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечить восприятие, понимание и запоминание знаний, создать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и других сфер сознания: художественной, нравственной и практической.
Логические связи физики с другими предметами УП.
Физика является фундаментальной наукой и имеет широкое применение в самых различных областях науки и техники. Среди школьных предметов она является базой для предметов естественного цикла.
.Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Общее учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на всестороннее гармоничное развитие личности. Важнейшим условием решения этих общих задач является осуществление и развитие межпредметных связей предметов, согласованной работы учителей-предметников
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Главы № Темы
1.Введение 1 ТБ в кабинете физики. Что изучает физика?
2 Методы научных познаний в физике
3 Физические величины. Измерение физических величин
4 Точность и погрешность измерений. Прямые и косвенные измерения
5 Л/р№1 "Определение цены деления измерительного прибора" Инструктаж по ТБ
6 Измерение объема правильного тела. Единицы объема
7 Лабораторная работа № 2 “Измерение объёма жидкости”.
8 Лабораторная работа № 3 “Измерение объёма твердого тела”.
2.Тело и вещество 9 Состояния вещества
10 Частицы вещества
11 Лабораторная работа № 4 “Измерение малых физических тел”
12
Взаимодействие частиц вещества . Лабораторные работы № 5-7 «Наблюдение делимости вещества»,
«Наблюдение явления диффузии», «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ»
13
Масса как количественная мера вещества.
14 Лабораторная работа № 8 “Изучение рычажных весов. Измерение массы”
15 Плотность вещества
16 Лабораторная работа № 9 «Измерение плотности вещества»
17
Решение задач по теме «Тело и вещество».
18
Контрольная работа № 1 по теме «Тело и вещество»
3.Взаимодействие тел 19 К чему приводит действие одного тела на другое?
20 Всемирное тяготение
21 Сила упругости. Л/р№10 «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации».
22 Условие равновесия сил. Лабораторная работа № 11 "Измерение силы».
23 Трение. Лабораторная работа № 12 "Измерение силы трения"
24 Электрические явления. Л/р№ 13 «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел».
25
Магнитное взаимодействие. Лабораторная работа № 14 "Наблюдение магнитного взаимодействия"
26 Контрольная работа №2 Взаимодействие тел
27 Давление
28 Л/р №15 «Определение давление тела на опору»
29 Давление в жидкостях и газах
30 Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды
31 Действие жидкости на погруженное в них тело
32 Л/р № 16 «Измерение выталкивающей силы»
33 Архимедова сила Л/р№ 17 « От чего зависит выталкивающая сила?»
34
Решение задач на определение Архимедовой силы
35 Контрольная работа №3 Архимедова сила