Рабочая программа элективного курса по биологии на тему Человек и его здоровье


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 им. М.В. Ломоносова
с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
____________________
Руководитель МО
_________/____________/
Протокол №____
«___» _________2014 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
МБОУ СОШ №6
____________ /__________/
«___» _________2014 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ 6
___________/С.А.Кручинина/
Приказ №___
«___» _________2014 г.
Рабочая программа
элективного курса по биологии на тему:
«Человек и его здоровье»
Составитель:
Шаповалова О.В.
учитель биологии,
высшая категория
Самара, 2014
Пояснительная записка
Разработанная мной программа «Человек и его здоровья» может изучаться в рамках как предпрофильных курсов в 9-м классе, так и элективных курсов в 10-11 классах.
Интегрированный курс адресован учащимся, выбравшим не только естественный профиль обучения, но и другие профили, в связи с тем, что материалы курса не являются узкоспециализированными и полученные знания на нём могут пригодиться подростку независимо от выбранной профессии.
Курс помогает в осознании того, что человек – это биосоциальное создание: с одной стороны, это биологическое существо и у него есть биологические проблемы, а с другой стороны, человек – это личность.
Программа курса направлена на максимальную адаптацию молодого человека к жизни. Очень часто человек теряет своё здоровье только потому, что не обладает достаточным количеством знаний о причинах заражения инфекционными заболеваниями, не знает, как правильно питаться, как организовать свой режим дня.
Курс рассчитан на год – 34 часа (1 час в неделю).
Цели курса
Формирование полноценной, всесторонне развитой личности.
Развитие у школьников мотивов бережного отношения к своему здоровью, ко всему живому как главной ценности на Земле.
Воспитание личной ответственности у обучающихся за собственное здоровье и благополучие.
Приобретение навыков здорового образа жизни.
Задачи курса:
расширить теоретические познания учащихся за счёт освоения понятия «Здоровый образ жизни»;
выработать активное отношение учащихся к укреплению своего здоровья;
дать элементарные знания об инфекционных заболеваниях, о нарушении нервной системы, о закономерностях формирования личности в семье и обществе;
научить детей основным правилам питания;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить школьника составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
развивать творческий потенциал обучающихся: подготовка проектов, рефератов, эссе, синквейнов, выполнение практических работ.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные результаты:
формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности;
умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
способность рационально организовывать физическую и интеллектуальную деятельность;
умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья.
Главным при изучении элективного курса остается формирование отказа у подростков в образе жизни от поведения, наносящего вред как своему здоровью, так и здоровью окружающих.
Основные положения, которыми я руководствовались при составлении программы элективного курса, следующие:
– здоровьесберегающий подход;
– нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения известных вопросов и проблем;
– единство интеллектуального, эстетического развития учащихся;
– возможность выбора объема содержания, форм организации и последовательности изучения материала курса;
– индивидуальное, групповое и дифференцированное обучение;
– проявление учащихся в различных видах учебной деятельности.
Данный курс позволит старшеклассникам, с одной стороны, расширить знания медицины, психологии, физиологии, гигиены, санитарии, а с другой – получить нужную информацию и сориентировать их поведение. Его включение в учебный процесс создает условия для адаптации обучающихся в обществе и их ориентира на здоровый образ жизни.
Он построен на принципах комплексности, интегрированности.
Все эти направления работы позволяют ученикам ощущать их творческие результаты. Ожидаемые результаты можно представить в виде полученных учащимися новых знаний и представлений о здоровом образе жизни, как о здоровом питании, оптимальной двигательной активности, позитивному психоэмоциональному настрою.
Элективный курс «Человек и его здоровье» качественно отличается от обязательного содержания программы, так как предполагает раскрытие таких тем, которые позволяют научить детей основам правильного питания, развивать умения, использовать теоретические знания в жизни. Через данный элективный курс у учащихся происходит формирование активного отношения к укреплению своего здоровья.
Элективный курс помогает сформировать необходимость в здоровом образе жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья и способствует гигиеническому воспитанию школьников. Особое внимание уделяется темам по гигиене питания, так как нарушения рациона питания становится значимой причиной современных заболеваний – ожирения, артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца, атеросклероза. Проблема оздоровления подростков, оздоровительного питания из чисто медицинской переросла в большую социальную проблему и стала одним из направлений государственной политики.
Применение информационных компьютерных технологий в процессе изучения данного курса даёт возможность сделать его интересным и увлекательным для учеников. Им предлагаются задания: найти необходимую информацию в Интернете, выполнить презентацию в PowerPoint, выполнить практическое задание и т. д.
Привлечение внимания учащихся к проблеме гармоничного единства личности, общества и природы, использование в методике преподавания заявленного курса компьютерных технологий, здоровьесберегающего подхода, дифференцированного, группового и индивидуального обучения, без сомнения, способствуют систематизации полученных знаний, формированию критического мышления, воспитанию полноценной и всесторонне развитой личности, развитию творческого потенциала старшеклассников.
Результативность курса.
Формирование отказа у подростков в образе жизни от поведения, наносящего вред как своему здоровью, так и здоровью окружающих.
Аналитические данные о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся.
Программа элективного курса «Человек и его здоровье»
№ Кол.-во часов Тема занятия Форма
занятия Деятельность школьников
1 1 Введение. Вводные понятия основы ЗОЖ.
Познакомить учащихся с понятием ЗОЖ, назначением данного предмета. Определить составляющие здорового образа жизни: здоровое питание, оптимальная двигательная активность, позитивный психоэмоциональный настрой. Интерактивная лекция с элементами беседы. Слушание лекции, ведение записей в тетради, ответы на вопросы, решение занимательных заданий. Дыхательная гимнастика.
2-4 3 Здоровье как ценность.
Раскрыть понятие здоровья: физического, душевного и социального.
Выявить взаимосвязь здоровья и качества жизни, здоровья и успешности, здоровья и красоты. Лекция с элементами беседы, работа в группах и парах.
Слушание лекции. Презентации детей на темы:
«Здоровье и качество жизни». «Здоровье и красота».
Дебаты на тему:
«Здоровье и успешность».

5-9 5 Инфекционные заболевания.
История борьбы человечества с инфекционными заболеваниями. Инфекционный процесс.
Инфекционная цепь.
Иммунитет.
Инфекционные заболевания пищеварительной, дыхательной системы.
Вирусные инфекции пищеварительной системы. Сообщение учителя
Ролевая игра
Инсёрт текста
Эссе учащихся
На тему: «Причины появления заболевания, меры профилактики». Каждый ученик представляет свою роль: ведущий – представляет персонажей, разыгрывается каждой группой заданная ситуация. Обсуждение.
Ученик получает информацию и фиксирует её в маркеровочную таблицу.
Обучающийся презентует эссе.
9- 11 3 Заболевания, связанные с вредными привычками Просмотр фильма о детском алкоголизме.
Занятия с элементами психологичес-
кого тренинга. Написание синквейна в группах и обсуждение данной проблемы. Презентация на тему: «Образ жизни, наносящий вред здоровью человека…..»
Моделирование ситуации: зависимость успешности человека от его образа жизни.
Экскурсия в медучреждение.
14-18 5 Основные гигиенические
навыки.
Сформировать понятия: личная гигиена, гигиена сна, гигиена питания.
Выявить опасности, связанные с едой, так как питание необходимо для поддержания умственной работоспособности человека.
Определить необходимость питания в школе. Беседа. По принципу мозаики подростки делятся на группы и каждая группа составляет КЛАСТЕР по той информации, которую находит в интернете, дополнительной литературе. Обсуждение.
Индивидуальная практическая работа:
«Мой режим дня».
Презентация. Обсуждение.
19-25
1 Питание человека как необходимый компонент здоровья и здорового образа жизни.
Сформировать основные особенности пищевого поведения человека (периодичность питания, калорийность, основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины).
Показать основные способы кулинарной обработки продуктов. Занятие-размышление.
Интерактивная лекция с элементами беседы.
Практические работы в рамках «Структуры здорового питания»:
1. Здоровый завтрак.
2. «Здоровый фастфуд»
(здоровые блюда для перекуса).
3. «Салаты, как способ здорового перекуса».
Защита проектов Размышление над рационом своего питания (эссе).
Слушание лекции, ведение записей в тетради, ответы на вопросы
По принципу мозаики обучающиеся делятся на группы, и каждая группа готовит одно из предложенных блюд. Обсуждение.
Подростки выполняют проект на тему: «Кулинарная книга моего здорового питания».
26-28
3 Оптимальная структура питания для поддержания здоровья.
Дать характеристику
основным блюдам: супам, салатам, гарнирам, мясным блюдам, десертам. Сформировать разумное отношение к лакомствам.
Интерактивная лекция с элементами беседы.
Беседа.
Практикум.
Викторина. Слушание лекции, ведение записей в тетради, ответы на вопросы учителя.
Практическая работа:
1. «Рацион моего питания»
Презентации детей.
«Интеллектуальная мозаика здорового питания»: задания по изученным материалам о структуре питания для поддержания здоровья.
Работа в группах.
29-31 3 Организация поведения и психики.
Потребности и мотивы поведения. Виды потребностей. Принципы организации поведения, принцип доминанты, внимание, принцип рефлекса.
Изменчивость поведения. Интерактивная лекция с элементами беседы.
Тренинги. Слушание лекции, ведение записей в тетради, ответы на вопросы.
Индивидуальная работа учащихся для определения своего восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.
Сообщения на тему: «Влияние окружающей среды на здоровье человека».
32-33 2 Личность и её свойства.
Индивид, индивидуальность, личность, задатки личности, талант, гениальность, развитие способностей.
Волевые качества личности. Внутренний мир человека, формирование нравственных качеств личности, вера и знание. Этапы формирования личности. Самооценка. Влияние алкоголя и наркотиков на психику. Мозговой штурм.
Тренинг.
Работа с информацией по теме: «Влияние алкоголя и наркотиков на психику». Дать определение и сравнить тезаурус по данной теме.
Индивидуальная работа учащихся для определения своего темперамента, воли, самооценки.
Разработка и презентация проекта.
34 1 Человек в обществе.
Гигиенические навыки и здоровый образ жизни – средства для сохранения здоровья.
Деятельность – это основа существования человека. Эссе. «Быть человеком – это значит…».
Используемая литература
Батуев Л.С., Соколова Л.В., Левитин М.Г. Человек. Основы физиологии и психологии: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа 2000.
Баярд К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997
Винокурова Н.Ф. Природопользование: учеб.для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995.
Гинзбург М.М. Примерная программа курса «Здоровый образ жизни». 2010.
Кабаева В.М. Программа психологического обучения и воспитания школьников « Я – мой образ жизни - моё здоровье». М.: АСАДЕМIA, 2002.
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. Факультативный курс. М.: Просвещение, 1989.
Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Сборник 2/ авт. –сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. -2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 160.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991.
Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова]. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье / под. Ред. А.Я. Щелкунова. М.: Первое сентября, 2000.
Карта инновации
Название инновации: Элективный курс «Человек и его здоровье».
Ф.И.О. разработчика инновации: Шаповалова Ольга Владимировна, учитель биологии МБОУ СОШ №6.
Показатели Критерии Содержание критерия
теоретическая обоснованность инновации актуальность (необходимость внедрения инновации);
область применения инновации (образовательный процесс, внеучебная деятельность, педагогическая практика, исследовательская работа, управление);
целесообразность выбранной формы инновации (проект, программа, методический комплекс и т.д.) Данный курс позволит старшеклассникам, с одной стороны, расширить знания медицины, психологии, физиологии, гигиены, санитарии, а с другой – получить нужную информацию и сориентировать свое поведение. Его включение в учебный процесс создает условия для адаптации обучающихся в обществе и их ориентира на здоровый образ жизни.
Программа курса направлена на максимальную адаптацию молодого человека к жизни. Очень часто человек теряет своё здоровье только потому, что не обладает достаточным количеством знаний о причинах заражения инфекционными заболеваниями, не знает, как правильно питаться, как организовать свой режим дня. Курс помогает в осознании того, что человек – это биосоциальное создание: с одной стороны, это биологическое существо и у него есть биологические проблемы, а с другой стороны, человек – это личность. Она может изучаться в рамках как предпрофильных курсов в 9-м классе, так и элективных курсов в 10-11 классах.
Курс рассчитан на год – 34 часа (1 час в неделю).
Курс помогает сформировать убеждение, что выживание цивилизации, качество окружающей среды зависит от гармонического единства личности, общества и природы,
сохранить своё здоровье как компонент общечеловеческой культуры, воспитывает личную ответственность обучающихся за собственное здоровье и благополучие, способствует приобретению навыков здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, гигиеническому воспитанию и формированию полноценной, всесторонне развитой личности.
новизна степень оригинальности инновационных подходов;
своеобразие комбинирования известных элементов, представляющих в совокупности новизну;
реализация инновации приводит к изменению целей, содержания, методов, средств, форм и способов организации деятельности Элективный курс «Человек и его здоровье» качественно отличается от обязательного содержания программы, так как предполагает раскрытие таких тем, которые позволяют научить детей основам правильного питания, развивать умения использовать теоретические знания в жизни, развивать творческий потенциал обучающегося: подготовка сообщений, рефератов, проектов, выполнение практических работ.
Через данный элективный курс у учащихся происходит формирование активного отношения к укреплению своего здоровья.
Различные виды деятельности
в учебном процессе комбинируются с ИКТ-технологиями, технологией проблемного обучения, проектной деятельностью, обучением в сотрудничестве, мозговой штурм, мозаика, цепочка.
Используются механизмы: актуализации (состоит в отборе значимого материала), реализации личностно-ориентированного подхода (заключается в определении содержания, лично значимого для конкретных учащихся), дидактической целесообразности (помогает преодолевать затруднения учащихся на пути к требуемому уровню их подготовленности), отбора материала по принципу практической ориентации (выделяются учебные вопросы, которые могут быть решены через призму ученической исследовательской деятельности)образовательная значимость степень влияния инновации на развитие профессионально-личностных качеств;
способы осуществления самоанализа и самооценки уровня профессиональной компетентности при реализации инновации Инновационная деятельность влияет на развитие профессионально-личностных качеств педагога. Меняется отношение к профессиональному труду, реализуется через профессиональные усилия постоянная ориентация на результативность своей работы и вынуждает постоянно соразмерять свои действия с последствиями воспитательного характера, выстраивать стратегию и тактику заботы о развитии ребенка. Инновация позволяет осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, творчески решать практические задачи, анализировать полученную из профессиональной литературы информацию, находить собственные решения, проверять их эффективность, используя результаты педагогических исследований.
Учитель проводит регулярный анализ обучения, воспитания и развития школьников, научно-методически комментирует каждое занятие.
качество инновационного процесса
технология реализации инновации (описание структуры, элементов, форм, сетевого графика и процедур реализации инновации, инструментария применения);
наличие диагностического инструментария реализации инновации;
влияние используемых методов, способов и средств реализации инновации на формирование профессиональных компетенций личности Основные положения, которыми я руководствовалась при составлении программы элективного курса, следующие:
– здоровьесберегающий подход;
– нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения известных вопросов и проблем;
– единство интеллектуального, эстетического развития учащихся;
– возможность выбора объема содержания, форм организации и последовательности изучения материала курса;
– индивидуальное, групповое и дифференцированное обучение;
– проявление учащихся в различных видах учебной деятельности.
Диагностическим инструментарием реализации инновации являются анкетирование, защита проектов, рефератов, презентаций, эссе, синквейнов.
Используемые методы, способов и средств реализации инновации повлияли на формирование профессиональной компетенции личности. Вырос уровень познавательного интереса учащихся к предмету. Увеличилось число участников и призеров олимпиад, научно- практических конференций.
результативность инновации возможность определения и фиксации результатов реализации инновации различными способами; анализ соответствия полученных результатов запланированным;
эффективность от внедрения инновации (оптимизация методического обеспечения образовательного процесса; внедрение вариативных способов работы информацией; создание дополнительных условий для проектирования путей профессиональной самореализации и самосовершенствования; внедрение технологий саморазвития и самообразования и т.д.);
отзывы о реализации инновации (анкетирование, внешняя рецензия, экспертиза и т.д.) Для возможности определения и фиксации результатов реализации инновации используется мониторинг ожидаемых результатов: результаты учебной деятельности учащихся (итоговые оценки, качество контрольных работ), результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Эффективность от внедрения инновации выражается положительной динамикой развития познавательных интересов учащихся, достижение успеха учащимися в учебной и внеурочной работе. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Элективный курс прошел успешную апробацию на нескольких открытых практических занятиях, проведенных в рамках Всероссийского проекта «Беги за мной». Данный курс ведётся мной в течение трёх лет.
Так как материалы курса не являются узкоспециализированными и знания этого курса могут пригодиться подростку независимо от выбранной профессии, то его посещают не только ученики, выбирающие биологию, как предмет для сдачи ЕГЭ, но и обучающиеся другого профиля, поэтому каждый год количество обучающихся выбирающих данный курс растёт.Программа курса имеет внешнею рецензию: заведующей кафедры теории и методики профессионального образования МБОУ ДПО (ПК) С ЦРО г. Самара И.А. Чупахиной.
Итоговый тест по элективному курсу «Человек и его здоровье»
№ п/пТестовое задание
Определение понятия «Здоровье», сформированное экспертами ВОЗ:
Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Отсутствие хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений.
Валеология изучает …
1) – закономерности возникновения и развития болезней, отдельных нозологических процессов и состояний;
2) – критерии здорового образа жизни, преодоления безграмотности и нравственной неготовности к формированию общественного и индивидуального здоровья.
В структуре причин, влияющих на состояние здоровья населения, наибольший удельный вес имеет:
Наследственность (генетический фактор)
Природно-климатические условия
Образ жизни
Качество медицинской помощи
Экологические факторы
Здоровый образ жизни – это:
Способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья
2) Осознанная необходимость постоянного выполнения человеком гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья
3) Медицинская активность, направленная на сохранение и улучшение здорвья как условие развития других сторон жизни
4) Правильное экологическое поведение, направленное на сохранение и улучшение здоровья как условие развития других сторон жизни.
5. Здоровое питание - это:
Питание, которое обеспечивает оптимальное течение всех физиологических функций, рост и физическое развитие, работоспособность и здоровье человека в соответствии с возрастом, полом, характером труда, климатическими и другими условиями
Употребление доброкачественных продуктов питания, преимущественно животного происхождения, рациональный режим питания
6. Что такое комплексная оценка физического развития:
Определение группы физического развития
Определение уровня биологического развития
Определение группы физического развития и его гармоничности, уровня биологического развития
7. Состояние здоровья детей и подростков полно характеризует комплекс показателей:
Физическое развитие, наличие или отсутствие хронического заболевания, соматическая и инфекционная заболеваемость, степень резистентности организма к неблагоприятным факторам окружающей среды
Физическое и нервно-психическое развитие, функциональное состояние органов и систем, наличие или отсутствие хронического заболевания, степень резистентности организма к неблагоприятным факторам окружающей среды
Физическое и нервно-психическое развитие, патологическая пораженность, функциональное состояние органов и систем, соматическая и инфекционная заболеваемость, заболеваемость по обращаемости с временной утратой трудоспособности
8. Заболевания, связанные с избыточным питанием, встречающиеся наиболее часто это …
а) болезни органов пищеварения;
б) ожирение, сахарный диабет;
в) бронхиальная астма.
9. Как происходит заражение СПИДом?
1) при сексуальных контактах (гетеросексуальных, гомосексуальных), когда один из партнёров заражён вирусом ВИЧ;
2) при переливании инфицированной крови и её продуктов;
3) совместное пользование шприцами и иглами, чужими бритвами, маникюрными принадлежностями и другими предметами с остатками крови на них;
4) при рождении ребёнка от инфицированной матери;
5) при обычных бытовых контактах (через воду, продукты питания, общую посуду, деньги, рукопожатия, поцелуи, предметы, которых касался больной СПИДом);
6) через укусы комаров и других кровососущих насекомых, при контактах с кошками и собаками;
7) воздушно–капельным путём.
10. Какие инфекционные заболевания получили в настоящее время наибольшее распространение?
1) туберкулёз;
2) гепатит В;
3) бруцеллёз;
4) полиомиелит;
5) малярия.
11. Какие пути передачи возбудителей кишечных инфекций Вы знаете?
1) водный;
2) трансмиссивный;
3) воздушно–капельный;
4) пищевой.
12. Какими инфекционными заболеваниями люди болеют только один раз в жизни?
1) корь;
2) ветряная оспа;
3) острые респираторные инфекции;
4) дизентерия;
5) столбняк;
6) туберкулёз;
7) бруцеллёз.
13. Какое из перечисленных веществ причинит огромный вред здоровью большинству населения России?
1) сигареты;
2) опий;
3) кокаин;
4) кофеин.
14. Какое отношение белков, жиров и углеводов в составе суточного рациона соответствует формуле сбалансированного питания?
1) 1:1:4;
2) 2:1:1;
3) 3:2:1.
15. Наиболее точное определение здоровья следующее …
1) – отсутствие болезней;
2) – отсутствие физических дефектов;
3) – не может претендовать на абсолютную точность определения;
4) – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой;
5) – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
16. Понятие “иммунитет ” означает …
1) невосприимчивость к инфекциям;
2) невосприимчивость к неинфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами;
3) невосприимчивость организма к любым чужеродным агентам;
4) – все определения верны.
17. Среди факторов, определяющих здоровье, на долю здорового образа жизни приходится … процентов.
1) 50–55 %;
2) 20–25 %;
3) 20 %;
4) 10 %.
18. Укажите оптимальный вариант распределения общей калорийности суточного пищевого рациона при четырёхразовом питании …
1) 1–й завтрак – 25 %;
2–й завтрак – 15 %;
обед – 40 %;
ужин – 20 %;
2) 1–й завтрак – 40 %;
2–й завтрак – 10 %;
обед – 30 %;
ужин – 20 %;
3) 1–й завтрак – 15 %;
2–й завтрак – 25 %;
обед – 20 %;
ужин – 40 %.
19. Что входит в понятие специфическая профилактика?
1) система социальных, гигиенических, медицинских мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний путём устранения причин и условий их возникновения;
2) совокупность мер, направленных на пресечение или ослабление возникшего в организме патологического процесса и предупреждение на этой основе тяжёлых форм неинфекционных болезней;
3) предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней путём создания невосприимчивости к ним, основанное на активной и пассивной иммунизации.
20. Что надо делать, если в доме больной (высокая температура, насморк или желудочно–кишечное расстройство)?
1) изолировать его от членов семьи, вызвать врача и неукоснительно выполнять его предписания и советы;
2) дать лекарство;
3) отправить в поликлинику.
21. Гигиена изучает …
1) – закономерности возникновения и развития болезней, отдельных нозологических процессов и состояний;
2) – критерии здорового образа жизни, преодоления безграмотности и нравственной неготовности к формированию общественного и индивидуального здоровья;
3) – влияние природной среды, труда, быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья человека.