Рабочая программа элективного курса Человек и его возможности


Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его возможности»
Пояснительная записка.
Не все знают в полной мере свои возможности. Разве каждый знает, как строится чувственный и умственный образ окружающего нас мира, как возникают и сменяют друг друга различные мотивы поведения, как происходит психологическое развитие. Кто из нас замерял скорость своего зрительного восприятия, объем внимания, силу ассоциаций, степень своей эмоциональной устойчивости? А без этого нет фотографии психологического поведения человека, объективной оценки возможностей того или иного индивидуума.
Основой курса являются практические работы, направленные на изучение возможностей и особенностей своего организма.
Цель: расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть свои потенциалы.
Задачи:
- раскрытие ведущих физиологических и психологических понятий;
- освоение учащимися способов и методов лабораторных исследований, направленных на изучение индивидуальных особенностей психики;
- овладение системой упражнений, способствующих улучшению памяти человека, воспитанию наблюдательности, внимания, воображения;
- создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников;
- повышение интереса к своему организму с точки зрения сохранения и укрепления здоровья, развития его функциональных возможностей.
Содержание программы.
Антропометрия. Рост и развитие ребенка. Акселерация.
Анализаторы. Роль анализаторов в познании мира. Законы восприятия. Иллюзии.
Внимание. Продолжительность и концентрированность активного внимания у детей и подростков. Способы тренировки внимания.
Память виды памяти. Центры памяти. Методы улучшения памяти.
Симметрия и асимметрия в природе. Левши и правши.
Режим дня. Утомление и переутомление, их последствия. Сон и бодрствование.
Рассудочная деятельность человека.
Темперамент.
Типологические особенности человека. Интересы, склонности, способности. Навыки и привычки.
Практические работы.
Оценка своего физического развития.
Определение относительного и абсолютного порога ощущений. Получение зрительных и тактильных иллюзий. Измерение величины иллюзий зрительного восприятия.
Тренировка глазомера. Восприятие времени. Определение временных промежутков без часов. Проверка и развитие наблюдательности.
Определение концентрированности активного внимания. Определение колебаний внимания.
Валеологическая оценка объема кратковременной памяти. Определение объема памяти при механическом и логическом запоминании.
Оценка функциональной асимметрии больших полушарий.
Исследование умственной работоспособности школьников.
Составление расписания уроков для начальной школы.
Выявление особенностей воображения и мышления с помощью тестов. Тренировка воображения.
Определение типа темперамента.
Выбор профессии. Изучение образования навыков.
Тематическое планирование.
№ п/п Тема занятия
1 Антропометрия. Рост и развитие ребенка. Акселерация. ПР Оценка своего физического развития.
2 Анализаторы. Роль анализаторов в познании мира.
3 Законы восприятия. Иллюзии.
4 ПР Определение относительного и абсолютного порога ощущений. Получение зрительных и тактильных иллюзий. Измерение величины иллюзий зрительного восприятия.
5 ПР Тренировка глазомера. Восприятие времени. Определение временных промежутков без часов. Проверка и развитие наблюдательности.
6 Внимание. Продолжительность и концентрированность активного внимания у детей и подростков. Способы тренировки внимания.
7 ПР Определение концентрированности активного внимания. Определение колебаний внимания.
8 Память виды памяти. Центры памяти. Методы улучшения памяти.
9 ПР Валеологическая оценка объема кратковременной памяти. Определение объема памяти при механическом и логическом запоминании
10 Симметрия и асимметрия в природе. Левши и правши. ПР Оценка функциональной асимметрии больших полушарий.
11 Режим дня. Утомление и переутомление, их последствия. ПР Исследование умственной работоспособности школьников.
12 Сон и бодрствование.
13 ПР Составление расписания уроков для начальной школы.
14 Рассудочная деятельность человека.
ПР Выявление особенностей воображения и мышления с помощью тестов. Тренировка воображения.
15 Темперамент.ПР Определение типа темперамента.
16 Типологические особенности человека. Интересы, склонности, способности. Навыки и привычки. ПР Выбор профессии. Изучение образования навыков.
17 Защита рефератов.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны:
Уметь характеризовать ведущие физиологические и психологические понятия;
Знать и характеризовать основные методы изучения функций организма, индивидуальных особенностей психики;
Осознавать свою индивидуальность и значимость, более бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
Владеть системой упражнений, развивающих память, внимание, наблюдательность.
Литература.
Биология. 9 класс: предпрофильная подготовка. Сост. И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
Воронин Л.Г. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология. – М.: Просвещение, 1970.
50 сценариев классных часов. Сост. Е.М.Аджиева и др. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
Интернет-ресурсы.