Совершенствование методики преподавания экономических дисциплин


Совершенствование методики преподавания экономических дисциплин
последние годы экономическое образование претерпевает существенные изменения, что обусловлено многими факторами.
Во-первых, значительные изменения происходят в самой экономике: меняется ее структура, расширяется экономическое пространство, модифицируются отношения, лежащие в основе хозяйственных взаимодействий. Современная экономика нуждается в специалистах, обладающих гибким мышлением, легко адаптирующимся к быстро меняющейся ситуации, а усиление конкуренции на рынке труда предъявляет особые требования к компетенциям выпускников.
Во-вторых, необходимо отметить, что изменился и студент. Изменение коммуникативной культуры, серьезная трансформация системы ценностей в обществе привели к снижению ценности образования, усилив потребительское отношение молодых людей к образовательному процессу.
Таким образом, необходимость эволюционного совершенствования образования сомнений не вызывает. В современных условиях имеет смысл консолидировать усилия преподавательского состава на модификации действующей системы образовательных методов и технологий, создании новой системы дидактики, ориентированной целенаправленно воздействовать на познавательные процессы.
Подготовка студентов-экономистов в колледже осуществляется по утвержденному учебному плану. Во-первых, студентам даются знания по общим экономическим дисциплинам. Во-вторых, студенты получают развернутые прикладные знания и практические навыки. В процессе обучения есть ряд сквозных видов работ, которые выполняют все студенты, выбирая различные темы (до написания студентами дипломной выпускной работы). К таким работам относятся курсовые работы, которые обязательно выполняются на втором или третьем курсах. Так, при обучении по специальности «Финансы», эти работы пишутся: на втором курсе – по дисциплине «ОП.06 Финансы, денежное обращение и кредит», на третьем курсе выполняется курсовая работа по дисциплине «Финансы организаций» в рамках профессионального модуля ПМ.03 Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций. В конце третьего курса студенты пишут выпускную квалификационную работу (дипломную). Дипломная работа представляет собой индивидуально подготовленную квалификационную работу, которая показывает степень знания студентов всех предметов, входящих в учебный план специальности. Дипломная работа – это не коллективный труд, не «натаскивание» студентов по какой-то особой научной или практической проблеме, а творческий труд, творчество по избранной теме под руководством только одного руководителя. Подготовительной работой для выпускной работы является написание курсовой работы по выбранной теме. Студент выбирает тему работы и пишет ее на базе производственной практики или в качестве итога изучения отдельной дисциплины.
Защита курсовой работы проходит в качестве семинара с подготовкой доклада и презентации по работе. Семинар способствует дальнейшему углублению знаний студентов, развивает их практические навыки, которые они уже получили на предыдущих курсах. Именно семинар предназначен для дальнейшего углубления и расширения компетентности студентов, в то время как дипломная работа отражает полученную компетентность. Известно, что термин «компетентность» имеет различный смысл. Нередко этот термин в литературе употребляется наряду со смежными понятиями «профессионализм», «квалификация». Семинар входит в систему методических форм, которые эту компетентность формируют. Существует государственный стандарт компетенции, указанный в требованиях к образованности специалиста. Формирование и углубление такой компетенции осуществляется как дополнительное развертывание содержания экономического образования, но, применяя особые методические подходы, присущие только работе со студентами в сочетании с применением практических навыков и умения компетентно высказать свою точку зрения. При этом развиваются и профессиональные навыки. Достаточно часто студенты испытывают огромные трудности в логичном и кратком изложении мысли, поэтому семинар ориентирован на владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни. Здесь же оттачиваются компетенции, связанные с возникновением информационного общества: владение новыми (в том числе компьютерными) технологиями, прием, переработка, выдача, преобразование информации; способность критически оценивать информацию, распространяемую по каналам СМИ, в рекламе, владение электронной, Интернет-информацией. Семинар, особо заинтересовывая студентов по той теме, какая составляет его предмет, позволяет усилить у студентов желание учиться всю жизнь как основу непрерывной подготовки в профессиональном плане. При этом, студент, подготавливая курсовую работу в семинаре, более свободно учится учитывать конкретные ситуации, когда необходимо проявлять компетентность специалиста.
       На семинаре не только углубляются знания студентов, но и формируются навыки ведения дискуссии, они продолжают учиться отстаивать свое мнение, доказывать собственные позиции по защите курсовых работ в узком коллективе семинара, работающего по единой теме, детализированной в темах курсовых работ участников семинара. Компетентность представляет собой интегральную характеристику личности, которая определяет ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, теории, жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой жизненных ценностей. Это и является важнейшим итогом работы семинаров по защите курсовой работы. Помимо задания на курсовую студент в начале семестра получает постоянно действующее задание по разработке определенной практической или теоретической проблемы, за выполнение которой периодически отчитывается. Это может быть работа с экономической литературой, обзор журнальных статей по определенной тематике, экономическая публицистика - одним словом вопросы, которые интересуют и самого преподавателя. Работа над постоянным заданием позволяет связать различные темы курса в единое целое и в то же время рассматривать проблему под различными углами зрения. В процессе самостоятельной работы с литературой на понимание происходит осмысленное и целенаправленное накопление знаний. Собранный и обобщенный материал находит воплощение в реферате и презентации, исходные положения которых обсуждаются на консультациях с преподавателем. При защите вопросы задают не только преподаватели, но и студенты.
При защите курсовых работ по дисциплине, семинар приобретает особое значение, т.к в особой степени проявляется коммуникативная компетентность как совокупность способностей, знаний, умений, необходимых для эффективного общения. Это важно для умения устанавливать и поддерживать контакт, задавать «правильные» вопросы, вести «малый» разговор, побуждать к прояснению позиции собеседника и позиции автора курсовой работы. Кроме того, значимо это и для того, чтобы услышать и понять, что имел в виду собеседник, выравнивать эмоциональное напряжение при защите курсовой работы. Эти навыки помогут студентам при дальнейшем трудоустройстве и в профессиональной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что семинар при защите курсовой работы является необходимой формой обучения студентов-экономистов потому, что значительно развивает компетентность студентов.