Презентация Блочно-модульная система на уроках


Тема «Технология блочно-модульного обучения на уроках биологии»Выполнила: Лукашевичус Ольга АлександровнаВечерняя школа №12 с.Заозерное Цели: 1. Рассмотреть сущность модульного обучения, особенности его использования в общеобразовательной школе.2. Познакомиться с особенностями построения учебных модулей. Возникновение и развитие модульного обучения.В связи со сменой парадигмы образования и переходом на личностноОриентированную концепцию обучения возникла необходимость измененияформ и методов преподавания. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному, Оно интегрирует все то прогрессивное, чтонакоплено в педагогической теории и практике. Возникло модульное обучение в 60-е годы в США, а затем распространилось в англоязычных странах и Западной Европе.Первые попытки обратиться к этой проблеме были предприняты Литвой в конце 70-х, в начале 80-х годов, а затем стали постепенно распространяться России. Сущность модульного обученияСущность модульного обучения состоит в том, что учащийся самостоятельно достигает конкретных целейв процессе в работе с модулем.Модуль-это целевой многофункциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технологияовладения им.Программа обучения, заложенная в модуль, индивидуализирована по содержанию, методом учения,темпу работы ученика, который таким образом имеетвозможность учиться планированию своей деятельности,самоорганизации, самоконтролю и самооценки. Дидактические и методические особенности модульного обученияДостаточно четко отличия инновационного подхода к обучению Сформулированы в монографии П. Юцявичене, которые сводятся к следующему:содержание обучения представлено законченными, самостоятель-ными комплексами – модулями, которые являются одновременнои своего рода банком информации и методическим руководствомпо усвоению;-взаимодействие педагога и обучающегося при этом осуществляетсяна совершенно иной основе, так как модули обеспечивают осознанноесамостоятельное достижение обучающимся определенного уровняпредварительной подготовки к каждой встречи этих двух взаимодействующих сторон;-сама суть модульного обучения требует обязательного соблюдениясубъект – субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимся.Близка к этой позиции в определении дидактических отличий Модульного обучения и точка зрения профессора Т.И. Шамовой. Основные подходы к построению учебных модулейСледуя этой технологии можно организовать деятельность учащегося такимобразом, чтобы он получал основную часть информации самостоятельнов урочное и внеурочное время. Учитель при этом освобождается от функцииинформатора и контролера и получает возможность сосредоточить вниманиена консультационно-координационной индивидуальной работе с учащимися.Учебный материал представлен в информационных блоках – учебных элементах (УЭ). Учитель в письменной форме сообщает ученику, как работатьна уроке, где найти материал, как оформить записи в тетради. Для проведения модульного урока необходимо разработать модульную программу, которая состоит из общей цели (ОЦ) и модулей, обеспечивающихэту цель. Перед каждым учебным элементом учитель ставит цель. В процессе работы школьников над модулем текущий и промежуточный контрольможет осуществляться в конце каждого учебного элемента в мягкой форме(сверка с образцом, взаимоконтроль, самоконтроль и т.д.). Такой контрольнеобходим чтобы выявить пробелы в усвоении знаний и устранить их по ходуизучения учебного материала. После завершения работы с модулем проводятвыходной контроль, который должен показать уровень усвоения всего материала. Выходной контроль может представлять собой небольшую самостоятельнуюили контрольную работу. Можно провести тестирование задание контрольного этапа сдаются на проверку и могут быть разноуровневыми. ОЦ ЧЦ ЧЦ ЧЦ УЭ УЭ УЭ Структурирование модуляСтроение модуля, по мнению большинства ученых – педагогов, включает следующие этапы: Наименование учебного модуля (название общей темы).Определение общей дидактической цели (ОЦ).Отбор содержания теоретических знаний для изучения учащимися(создание так называемого банка информации).4. Разбивка общего содержания на отдельные учебные элементы (УЭ) и определение для каждого из них частной цели (ЧЦ).5. Структурирование деятельности ученика в процессе работы с учебным содержанием (разработка методического аппарата к каждому блоку учебногомодуля).6. Разработка рейтинга для осуществления выходного контроля. Все названные этапы работы по построению обучающих модулей выполняются в указанной логической последовательности, изменяется толькосодержание учебного материала, объем того или иного учебного элементаи технология его изучения. Общая схема построения обучающих модулей Блок № … Тема…. УЭ-0. Цели: Содержание учебного материала.Руководство по его изучению УЭ – 1. (Содержание) УЭ -2. (Содержание) Резюме Самоконтроль. Контроль. Рейтинг Учебный модуль к теме «Класс рыбы» Блок № 1Тема: «Рыбы бассейна Амура» УЭ – 0Цели блока Содержание учебного материала и методическоеруководство УЭ-4. Резюме УЭ-5.Самоконтроль и контроль УЭ-1 Своеобразие видового состава рыб Амурского бассейна УЭ-3. Проблемы охраны рыбных Богатств Амура УЭ-2.Многообразие рыб УЭ-2.1Осетровообразные УЭ-2.3Лососевообразные УЭ-2.2Карпообразные УЭ-0. Цели блока № 1:Выявить своеобразие условий в реке Амур для обитания рыб;Познакомиться с представителями отрядов, имеющих большое промысловое значение, проблемами охраны Амура.УЭ-1. Цель: выяснить, в чем своеобразие условий в реке Амур для обитания рыб.УЭ-2. Цель: познакомиться с представителями отрядов, имеющихнаибольшее промысловое значение.УЭ-3. Цель: познакомиться с проблемами охраны реки Амур и еерыбных ресурсов. Значение блочно-модульного обученияИспользование модульной технологии показывает ее привлекательностьНе только для учителя, но и для ученика. Потому что она позволяет Учащемуся самому выбирать темп изучения материала, достигать результата на доступном ему уровне, работать в ситуации успеха, осваивать и совершенствовать не только предметные, но и общеучебные умения и навыки такие, как постановка учебной цели, выбор средств и путей ее достижения, осуществление контроля за своими достижениями и коррекция ошибок. Учащиеся учатся работать с литературой, составлять конспекты, схемы, рисунки, работать в группе, индивидуально, вести обмен мнениями, логически рассуждать и делать выводы.Таким образом, именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.