Конспект классного часа посвящённого 70 летию снятия блокады Ленинграда


Классный час: "Блокада Ленинграда" в Великой Отечественной войне
Провела: учитель начальных классов
Забелина Ирина Александровна

«Все может родная земля:Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.Вот только защитить сама себя не может: Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».А. Митяев
Цель:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
Познакомить ребят с понятием блокада;
Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
В сердцах наших жить будут вечноГерои минувшей войны.Нам память о них дорога бесконечно, И ею с тобой мы сильны.
(под звучание музыки «Священная война» говорит учитель)
Учитель: Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей.
Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.
Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.
Ученик1.Что может быть страшнее, чем война?! Лишь слезы да страдания несет она. И счастье разбивает у людей, Любимых разлучает и друзей.
Ученик 2. На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.
Ученик 3. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства - Москву.
Ученик 4. К середине октября немцы были у стен столицы. Они уже мечтали поставить памятник Гитлеру. С собой они взяли для сооружения памятника гранитные плиты и блоки. Но Москва не сдалась. День и ночь люди готовились к обороне. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года.
Ученик 5. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.
Ученик 6. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей.
Ученик 7. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, тысячи танков и самолетов.
Ученик 8. На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. В нем построили баррикады, подготовлены дотов и огненные точки.
Ученик 9. На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки. Ребята дежурили на чердаках и крышах. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.
Песня «Ленинградские мальчишки».
Ученик 10. 8 сентября 1941 года фашисты прорвали на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.
Ученик 11. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Других продуктов не было.
Ученик 12. Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.
Ученик 13. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Ученик 14. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
Ученик 15. Савичевых и другим ленинградским семьям.
«Женя умерла 28 дек. В 12.00 час. утра 1941 г.!
«Бабушка умерла 25 янв. В 3 ч. дня 1942г.»
«Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942г.»
«Дядя Вася умер 13 апр. В 2 ч. ночи» 
«Дядя Леша умер 10 мая в 4ч. дня 1942г.»
«Мама умерла 13 мая в 7.30 час. утра 1942г.»
«Савичевы умерли все», «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Ученик 16. Этот дневник на процессе Нюрнбергском Был документом страшным и веским, Плакали люди, строчки читая. Плакали люди, фашизм проклиная. Танин дневник - это боль Ленинграда, Но прочитать его каждому надо. Словно кричит за страницей страница. "Вновь не должно это все повториться".
Ученик 17. При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.
Ученик 18. В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
Ученик 19. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились.
Сохранилось сочинение школьницы блокадных лет Вали Соловьевой.
Она писала: «Мы, дети Ленинграда, должны были окончить учебный год, несмотря ни на что: ни на бомбежки. Ни на обстрелы, ни на голод, ни на холод. Родина поставила перед нами эту задачу, и мы должны были ее выполнить».
Ученик 20. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
Ученик 21. Девочка руки протянула Уснула, А оказалось - умерла.. Никто не обронил ни слова, Лишь хрипло, сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Уроки после похорон

Ученик 22. Ленинградские школьники не только учились, но и помогали взрослым .Они создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
Ученик 23. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Ученик 24.Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.
Ученик 25. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась. И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.
Ученик 26. Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях: в стужу, в буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.Ученик 27. До 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».
Ученик 28.. Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его.
Ученик 29. Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Ученик 30. 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта в честь снятия блокады Ленинграда.
Ученик 31.В холода, когда бушуют снегопады,
  В Петербурге этот день особо чтут, –  Город празднует День снятия блокады,  И гремит в морозном воздухе салют. Это залпы в честь свободы Ленинграда!
   В честь бессмертия не выживших детей…    Беспощадная фашистская осада   Продолжалась девятьсот голодных дней!
Учитель. В 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.
Ученик 32.Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.
Ученик 33.
Такого дня не видел Ленинград!Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало, Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.Гремел неумолкаемо салютИз боевых прославленных орудий,Смеялись, пели, обнимались люди…Неугасима память поколенийИ память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновеньеИ в скорби постоим и помолчим
Минута молчания
Ученик 33.
Как много горя познали наши предки,
 Как много слез пролили на войне.
Они старались выстрелить так метко,
Чтоб люди жили в мире на Земле!
Я никогда не видела войны,Не слышала беспамятства и боли,И через километры тишиныНе ощущала гнёта чуждой воли.
Ученик 34.
Зарастут травой траншеиНа местах былых боёв.С каждым годом хорошея,Встанут сотни городов.Не забудем тех героев,Что лежат в земле сырой,Жизнь отдав на поле бояЗа народ, за нас с тобой…Слава нашим генералам,Слава нашим адмираламИ солдатам рядовым –Пешим, плавающим, конным,Утомлённым, закалённым!Слава павшим и живым –От души спасибо им!
Ученик 34.
Хотим сказать «Спасибо» ветеранам,
Кто пережил великую войну,
За вашу седину, за ваши раны,
За то, что от врага спасли страну!
Нужен мирМир и дружба всем нужны,Мир важней всего на свете,На земле, где нет войны,Ночью спят спокойно дети.Там, где пушки не гремят,В небе солнце ярко светит.Нужен мир для всех ребят.Нужен мир на всей планете!Пусть будет мир!Пусть пулемёты не строчат,И пушки грозные молчат,Пусть в небе не клубится дым,Пусть небо будет голубым,Пусть бомбовозы по немуНе прилетают ни к кому,Не гибнут люди, города…Мир нужен на земле всегда!