Конспект открытого занятия по развитию речи и экологии в старшей группе Комнатные растения


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Чайка»
Конспект открытого занятия по развитию речи и экологии в старшей группе
«Комнатные растения»
Автор: Назолина Т.А.
Воспитатель 1 категории
Родники 2017г.
Задачи:
- Учить детей более полно описывать комнатные растения. Отметить существенные признакивнешнего вида. Закрепить знания детей по уходу и посадке растений.
- Развивать познавательную активность, память, связную речь, мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям и желание выращивать их.
-Продолжать формировать умения выполнять трудовые поручения.
-Развивать умение слушать, вступать в диалог;
Оборудование: комнатные растения 5-6 видов, лейка, грабельки, пульверизатор, палочки длярыхления, карточки — схемы по уходу за растениями, картинки с комнатными растениями, буквы, пазлы «Цветы»
Ход занятия.
1.Организационный момент.
- Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро, сколько гостей к нам пришло. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:
Доброе утро,
Скорей проснитесь,
Солнцу шире улыбнитесь!

- Ребята, посмотрите на меня. Пусть ваши глаза на несколько секунд станут бабочками.
- «Бабочки летят»- поморгайте глазами сначала медленно, потом быстро
-Закройте глаза, откройте.
-«Бабочки» медленно полетели вверх, вниз.
-Закройте глаза, откройте.
2. Сюрпризный момент.
-Слышите, кто-то плачет? Да это же Цветик-Семицветик. Что случилось Цветик-Семицветик?(Картинка цветика – семицветика.)
Прилетела Тётушка-Непогодушка. В ладоши сильно хлопала – громом пугала, дождём сильным поливала, колдовала. Все мои краски смыла и волшебство исчезло. А расколдовать меня сможет тот, кто любит и знает комнатные растения.
Что же делать, дети? Надо помочь Цветику- семицветику. Давай посмотрим, может с лепестками можно что-то сделать. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. Прочитаем.
3.Основная часть.
1.Красный лепесток. ( Комнатные растения)
— Я загадаю загадку, вы отгадайте ее:
Воздух очищают,
Создают уют.
На окнах зеленеют
И зимой цветут.
( комнатные растения.)
- Для чего нам нужны комнатные цветы?( для красоты, уюта, они очищают воздух, «дают» кислород)
— Вам знакомы эти комнатные растения?
— Как называется комнатное растение, которое стоит первым?
— Как называется растение, которое стоит между вторым и четвертым?
— Есть ли среди этих растений, растение, которое начинается со звука «а», назовите?
— Назовите второе растение, последнее и т.д. какие вы знаете еще?( хлорофитум, фиалка, герань, алоэ)
— Как вы думаете, живые ли комнатные растения?
— Почему? Докажите.( они размножаются, растут, дышат, пьют.)
— Чем похожи комнатные растения?( у всех есть корень, стебель, листья, цветы)
— Что нужно всем растениям для роста?( свет, тепло, вода, воздух)
— О каком комнатном растении эта загадка:
На целый век украсит дом
И всех излечит в доме том.
Цветок тот неказист на вид,
Но как целитель знаменит. (алоэ)
— Когда мы можем применять алоэ?( для лечения насморка, для лечения ранок.)
— У какого комнатного растения пахнут не только цветы, но и листья? (герань).
— Назовите комнатные растения, которые нельзя опрыскивать?(фиалка, бегония Рекс, герань)
Молодцы! Хорошо вы знаете комнатные растения.
2.Оранжевый лепесток. (уход за растениями)
— Ребята, как вы думаете, за всеми комнатными растениями нужно ухаживать одинаково?(нет)
-Какие предметы нужны для ухода за растениями ?(лейка, грабли ,кисточка, тряпочка)
-Как ухаживать за фиалкой?( фиалку нельзя опрыскивать, листья не любят воду, могут загнить. Пыль осторожно удаляюткисточкой. Поливать нужно через поддон) показ — Катя, как ты будешь ухаживать за алоэ?( листья нужно мыть мокрой кисточкой, чтобы не обломать шипы)
- Как ухаживать за щучим хвостом?
— Как нужно рыхлить землю?( аккуратно, неглубоко у стебля, а с краю горшка можно глубже)
— Для чего нужно рыхлить землю? ( чтобы хорошо проходила вода, корни дышали и хорошо росли)
— Как правильно поливать растения? ( носик лейки поставить на край горшка, лить по всей земле понемножку. Ждать пока вода впитается)3.Жёлтый лепесток. “Кем (чем) был, кем(чем) стал”.
“Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Чем был и чем стал.”Семя- семя с ростком- 2 листочка-…
Молодцы справились с заданием. Посмотрим, что же на зелёном лепестке .Но сначала отдохнём и поиграем.
Физкультминутка.
На окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом вПоднялись цветочки. круг, медленно встают.
К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, руки вверх, ши-
Солнцу улыбнулись. роко в стороны.
К солнышку листочки Ладони повернуть вверх.
Повернут цветочки. Повернут бутоны. Руки соединить над головой, медленно
В солнышке утонут. развести в стороны.
И. Нищева4.Зелёный лепесток.(загадки)
Встречаешь их везде
И в клумбе, и в горшке
И в парке, и в саду ,и даже на пруду
Поднимут настроение
Зелёные ……(растения)
Без рук, без ног, но двигается.
Дышит, но не говорит,
Питается, а рта нет. (растение)
Не крючком плетеную — 
Живую и зеленую. 
(Традесканция)
Лист с горбочком -желобочком,
 Шипы имеет, а ранить не умеет, 
Зато лечит нас в любой час. (Алоэ)
Вышла балерина:
Блузка, как рябина.
Юбочка лиловая,
лента васильковая.
Ножки, как точеные,
Туфли золоченые. (Фуксия)
Стоит мокрый Ванек
В кудрях красный огонек. (Бальзамин)
Щучий хвост
В землю врос. (Сансевьера)
Не подушка для иголок, 
Не ежик, и не елка, 
Но не даст себя в обиду, 
Потому что весь в иголках. (Кактус) 
5. Голубой лепесток.
. А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду произносить ряд слов, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему. Гортензия, стебель, колеус, фикус, бальзамин. Что лишнее?(Лишнее слово стебель. Это часть растения. А все остальные слова — названия комнатных растений.)Воспитатель предлагает детям еще два-три аналогичных задания, а потом оценивает работу детей.
Пальчиковая гимнастика: «Цветок».
Вырос высокий цветок на поляне, (Показать руками цветок.)
Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук.)
Всем лепесткам красоту и питание (Движение пальцами вместе – врозь.)
Дружно дают под землей корешки. (Ладони вниз, тыльной стороной прижатьдруг к другу, пальцы развести.)
6.Синий лепесток
Пазлы «Комнатные растения» (8 частей).
А теперь каждая команда соберет изображение одного из комнатных растений из частей. Выполняйте работу.
7.Фиолетовый лепесток.(Упражнение «Расставь цветы». )
Воспитатель помещает на магнитную доску перед ними карточки с буквами, а на столе раскладывает карточки с изображениями цветов (бегония, бальзамин, кактус, колеус, фиалка, фикус, глоксиния, гортензия).
Какие буквы вы видите на доске?
Дети. Б, К, Ф, Г.
- Расставьте карточки с изображениями комнатных растений под те буквы, с которых начинаются их названия.
4.Заключительная часть.
-Ребята, посмотрите какой ярким, красивым стал Цветик-Семицветик. Вы помогли ему. Вы настоящие друзья и знатоки комнатных растений. Вам понравилось помогать цветику- семицветику?Какое задание вам понравилось? А какое показалось трудным?
-Давайте поиграем в игру.
Подвижная игра «Комнатные растения».
Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и встать свободно.
.Давайте вспомним игру, в которую мы уже играли в прошлом году. Присядьте на корточки и представьте, что вы маленькие растения. То растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову.