Занятие по курсу Профориентация школьников для учащихся 9 кл СКОШ. Профессия, специальность, должность.


Занятие №6 по курсу «Профориентация для школьников»
Тема: «Профессия, специальность, должность».
Цель: знакомство учащихся с понятиями «профессия», «специальность», «должность».
Приветствие.
Теоретическая часть.
Профессий существуют много, в мире их насчитывается более десяти тысяч, а если включить специальности, то более пятидесяти тысяч.
Что такое профессия? (слайд №3)
Это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Как область приложения физических и духовных сил, профессия требует от человека подготовки, соответствующих знаний, умений, навыков (педагог, врач,…)
Что такое специальность? (слайд №4)
Это вид занятий в рамках одной профессии, ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, способов действий, получаемых результатов (учитель математики, врач- стоматолог,…)
Специальность и профессию иногда путают с должностью. Должность-это…(слайд №5)
название статуса в структуре конкретного учреждения, предприятия (директор школы, зав.отделением,…)
Чтобы лучше разобраться с этими понятиями, выполним упражнение «Профессия- специальность» (слайд №6)
Перед вами специальности, а вам нужно назвать профессию, объединяющую эти специальности.
*дизайнер одежды
*дизайнер интерьера
*кардиолог
*окулист
*стоматолог
А теперь поиграем с мячиком. Ученик, назвав специальность, перекидывает мячик следующему, по своему усмотрению. Тот называет другую специальность в рамках профессии, объявленной учителем, и перекидывает мячик дальше и т.д. ( Профессии: водитель, инженер, учитель, инспектор)
Упражнение «Профессия- специальность- должность» (слайд №7)
Вам предлагается список профессий, специальностей, должностей. Распределите их по соответствующим группам (профессия, специальность, должность):
*токарь
*хирург
*начальник цеха
*столяр
*шахтер
*директор завода
*президент банка
*режиссер
*инженер- технолог
*маляр
*литературный критик
*монтажник
*монтажник- высотник
*химик- теоретик
Обсуждение.
В каком столбике получилось больше названий (специальностей)? Давайте добавим названия профессий и должностей, чтобы во всех столбцах было одинаковое количество. Попробуйте увеличить количество наименований в каждом столбце до двадцати. С какими названиями было тяжелее: должность, специальность или профессия?
Упражнение «В мире профессий» (слайд№8)
Предлагаю вам составить список специалистов, которые участвуют в создании: книг, газеты, булки хлеба, ученического стола, электрической лампочки, телевизора, компьютера, космической ракеты.
Упражнение «Телепередача» (слайд №9)
Подумайте и назовите профессии, которые необходимы для создания телевизионного ток- шоу. Я буду записывать на доске. Причем сразу будем распределять по трем столбцам: профессии, специальности, должности.
Например, режиссер- это профессия, директор программы - это должность, звукорежиссер- это специальность.
Комментарий.
Иногда ребята называют профессию «зрители». Здесь можно отметить, что такой профессии нет, что у каждого зрителя может быть своя определенная профессия, не обязательно связанная с телевидением.
Рефлексия.
Подведение итогов занятия.