Внеурочная деятельность в начальных классах в свете воспитательной работы ФГОС НОО


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ В СВЕТЕ ФГОСДекабрь 2014 «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт». (Из Конвенции о правах ребёнка) В соответствии с ФГОС Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 , и ФГОС основного общего образования , приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельностьВнеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной деятельности.Учебный план и план внеурочной деятельности – являются основными организационными механизмами реализации образовательных программ начального общего и основного общего образования.Объём внеурочной деятельности на одного обучающегося в нашей школе установлен- 6 часов в классах с ОВЗ и 7 часов в общеобразовательных классах.План внеурочной деятельности не включает занятия в рамках ДО. Минимальное количество обучающихся составляет 10 человек. Направления и распределение внеурочной деятельности Основныенаправления Распределение часов по классам 1 класс 2 класс 2 класс с ОВЗ 3 класс 3 класс с ОВЗ 4 класс 4 класс с ОВЗ Спортивно-оздоровительное 1 1 1 1 1 1 1 Духовно-нравственное 1 1 1 1 1 1 1 Социальное 1 1 1 1 1 1 1 Общеинтеллектуальное 2 2 2 2 2 2 2 Общекультурное 1 1 1 1 1 1 1 Проектно-исследовательское 1 1 - 1 - 1 - Итого: 7 7 6 7 6 7 6 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное ОбщеинтеллектуальноеОбщекультурноеПроектно-исследовательское Танцевальная студияПодвижные игрыЯ и мир вокруг меня Земля –наш домЧудесный город Я пешеход и пассажир Этика-азбука добраПсихологическая азбука Занимательная информатика Радость познания Успешный ученикЗанимательный русский языкШкола развития речи Занимательная логикаЮный физикКонструированиеИскусство сценыЛитературная гостинаяЗанимательная риторикаВолшебный мир искусствХудожественная мастерскаяВолшебный мир оригамиМыслим, творим, исследуем экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, заседания клуба Умники и Умницыклуб Юных Знатоковтворческие объединенияСтудия речевого творчестваКлуб Умники и Умницы Цель программы «ПУТЬ К УСПЕХУ» : создание условий для полноценного всестороннего развития обучающихся, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде Задачи внеурочной деятельности развитие индивидуальных способностей обучающихся посредством углубления и расширение основ знаний образовательных областей духовно-нравственное воспитание школьников психолого-педагогическая поддержка формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, развитие навыков организации здорового образа жизни развитие индивидуальности каждого ребёнка приобретение школьником социальных знаний воспитание уважительного отношения к своему городу, школе воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ» улучшение психологической и социальной комфортности формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников Уровни воспитательных результатов Первый уровень приобретение школьником социального знания -1 класс (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества -2 -3 класс Достигается в дружественной детской среде (коллективе) Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. . Воспитательные результаты и эффекты Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка Спортивный час «Подвижные игры»Танцевальная студияЛФКТанцевальная студия I.Спортивно-оздоровительное направление ЛФК I.Спортивно-оздоровительное направление II. Духовно-нравственное направление Клуб юных знатоков:«Я и мир вокруг меня»«Чудесный город»«Назад в будущее»«Риторика»Экологический вестник «Земля- наш дом» III.Общеинтеллектуальное направление Клуб юных знатоков: «Радость познания»Клуб «Умники и умницы»«Занимательная информатика» «Занимательная математика»«Занимательный русский язык»«Школа развития речи»«Занимательная логика» «Юный физик»«РОСТок»«Успешный ученик» IV.Cоциальное направление «Этика-азбука добра»«Психологическая азбука»«Искусство сцены»«Литературная гостиная»«Уроки нравственности»«Я- пешеход и пассажир» V.Общекультурное направление «Волшебный мир оригами»«Художественная мастерская»«Чудеса аппликации»«Увлекательное рукоделие»Творческая мастерская: «Волшебный мир искусств» VI. Проектно-исследовательская деятельность Клуб юных знатоков:«Я – исследователь» «Мыслим, творим, исследуем»Все учителя организуют работу в данном направлении через урочную и внеурочную деятельность Положительные стороны внеурочной деятельности Введение внеурочной деятельности повышает эффективность воспитательного процесса. Через эти занятия создаются условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания детей в школе, развивает их творческие способности, индивидуализирует учебный план ученика, помогает достичь планируемые результаты основной образовательной программы. Особый интерес представляет тесная взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках предметов, работа с родителями детей с особыми потребностями, семьей ребенка.Сильной стороной внеурочной деятельности является использование современных интерактивных методик, разнообразных форм занятий, которые в свою очередь повышают эффективность и результативность учебного процесса.Подавляющее число педагогов отмечает, что курс нравится учащимся. Ребята заинтересованно относятся к ВД, серьезно воспринимают материал, предлагаемый учителями. Дети обсуждают материалы занятий с родителями. В ходе изучения различных курсов изменились отношения между детьми. Дети стали активнее, любознательнее, более терпимо стали относиться друг к другу, к окружающимПедагоги отмечают, что ВД способствует более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах формирования познавательного интереса у школьников. Риски, связанные с введением ВД дополнительная нагрузка на школьника – 44%принудительное навязывание занятий – 12%увеличение нагрузки на учителя – 19%конкуренция с дополнительным образованием -12%Более половины педагогов высказали потребность в дополнительных справочных, методических материалах для подготовки к занятиям ВД (85%)Многими родителями высказано мнение о необходимости преподавания внеурочной деятельности только педагогами дополнительного образования. «Опасные места», связанные с введением ВД Пассивное отношение родителей к введению внеурочной деятельности:отсутствие помощи со стороны родителей при подготовке домашних заданий;родители относятся к курсу ВД, как к необязательному (вне оценки).Большие временные затраты педагогов для подготовки к занятиям:«для подготовки интересного содержательного занятия необходимо много времени», «много времени затрачивалось на создание презентаций к каждому занятию, подбор мультфильмов, кинофильмов, песен, иллюстраций».Снижение мотивации обучающихся к изучению курса вследствие безотметочной системы:отсутствие отметки снижает интерес и мотивацию детей при выполнении домашнего задания;не разработан инструментарий оценки качества усвоения материала.Необходимость выделения часов на работу вне школы: экскурсии, встречи, праздники.Трудности, связанные с составлением расписания:обеспечение одновременного проведения занятий по нескольким курсам;определение оптимального времени для проведения занятий по курсу ВД в смешанных группах для всех классов параллели (количество уроков у них разное). Основная школа. РиторикаС 5-9-й класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы / Под ред. Т.А. Ладыженской. и Методические рекомендации для учителя Используя интересные риторические задания, яркие рисунки, эффектный дидактический материал пособия, учитель познакомит учеников с миром общения и некоторыми правилами успешного взаимодействия; покажет значение умений хорошо слушать и читать и познакомит с приемами эффективного слушания и чтения; научит реализовывать речевые жанры: комплимент, объявление, спор, сказку и т.д. Учебные пособия помогают развить творческие способности учеников. Мои первые исследования. 5–7 кл. : тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций / Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан, О.В. Чиндилова Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно поможет учащимся 5–7-го классов понять, что такое исследовательская деятельность, и самостоятельно провести первые исследования.Пособие может быть использовано как на уроках русского языка, литературы, биологии, географии, так и во внеурочной деятельности.Является составной частью серии пособий «Как мы учимся» (образовательные технологии), подготовленной авторским коллективом развивающей Образовательной системы «Школа 2100»Александрова Г.В.Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9-м классах. Основы духовно-нравственной культуры народов РоссииОсновы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 5-й класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева. Учебник предназначен для учащихся 5-го класса. Соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования, является продолжением курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 4 класс (модуль «Светская этика») и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100».Мировые религиозные культурыБогданов Н.Р., Добровольский В.В., Юдина С.М Татьяна Фролова. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. 1-6 классы. ФГОС В пособии представлена образовательная программа внеурочной деятельности, разработанная в соответствии с ФГОС и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, направленная на формирование у учащихся 1-6 классов сознательного отношения к безопасному поведению на дороге и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма и позволяющая реализовать идею педагогики сотрудничества Татьяна Фролова. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. 1-6 классы. ФГОС В пособии представлен опыт организации внеурочной деятельности учащихся 9-11 классов в рамках такого направления, как проблемно-ценностное общение. Вниманию педагогов предложена программа "Психология общения", тематическое планирование, занятия, разработанные с учетом ФГОС. Тренинги, этические беседы и упражнения, обширный дидактический материал(фрагменты художественных текстов, рекомендации по использованию музыкальных произведений) - все это будет полезно педагогу, который стремится вовлечь школьников как равноправных собеседников в честный и уважительный разговор о важном для каждого человека Копцева Т. Д. Путешествие в страну Геометрию. 5 класс. Сборник с программой и технологическими картами занятий и рабочей программой внеурочной деятельности в виде приложения является частью методического комплекта современного учителя для занятий математического кружка в 5 классе, включающего компакт-диск с программой, сценариями и мультимедийными материалами, разработанного в соответствии с ФГОС ООО.Пособие содержит рабочую программу Т.Н.Трунцевой внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология" для 5-6 классов, составленную с учетом содержания программы по русскому языку, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В программу входят пояснительная записка, содержание программы, включающее информацию о требованиях к результатам учащихся во внеурочной деятельности, об эффективных педагогических технологиях проведения разнообразных занятий: Творческой мастерской (лаборатории) исследователя, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, ориентированных на формирование личностных, предметных и метапредметных результатов школьников. Татьяна Анфимова. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы Пособие содержит материалы, обеспечивающие работу математического кружка в 5 и 6 классе,- более 60 тем, соответствующих школьной программе.Занятия разнообразны по тематике и форме. Есть разработки сценариев, КВН, других игр и соревнований.Занятия в кружке будут способствовать развитию у детей внимания,воображения, наблюдательности, памяти, воли, аккуратности, умения быстро считать, применять свои знания в теории, приобретать навыки нестандартного мышления.Любовь Горлова. Занимательные внеурочные мероприятия по физике. 7-11 классыВ издании предлагаются апробированные сценарии внеурочных мероприятий по физике для 7-11 классов, которые можно использовать в качестве контроля или обобщения. Конкурсы, игры, физические вечера, викторины, представленные в пособии, не только способствуют привлечению внимания школьников к предмету, но и развивают познавательный интерес и творческие способности учащихся. Барминова, Гайдай, Егорова. Олимпийские игры. Познавательно-игровая деятельность. 1-11 классы Колганова, Соколова, Колганова. Олимпийские старты. 1-11 классы. Спортивно-оздоровительная деятельность.Александра Макеева. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. ФГОСВ пособии предлагаются варианты занятий, темы проектов, соответствующие интересам и возрастным особенностям учащихся, а также полезная информация, которая поможет учителю в работе. Галина Филиппова. Проблемно-ценностное общение. 9-11 классы. Программа, планирование, конспекты занятий. В пособии представлен опыт организации внеурочной деятельности учащихся 9-11 классов в рамках такого направления, как проблемно-ценностное общение. Вниманию педагогов предложена программа "Психология общения", тематическое планирование, занятия, разработанные с учетом ФГОС. Тренинги, этические беседы и упражнения, обширный дидактический материал- все это будет полезно педагогу, который стремится вовлечь школьников как равноправных собеседников в честный и уважительный разговор о важном для каждого человека.Татьяна Гетманская. От истоков к современности. 5-9 классы. Программа духовно-нравственного воспитания.В пособии представлена программа духовно-нравственного воспитания "От истоков к современности" для обучающихся основной школы, разработанная в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом ФГОС ООО, на основе многолетнего педагогического, теоретического и практического опыта автора, реализуемая в течение двух лет Модели организации внеурочной деятельности Обогащение внеклассной жизни школьников: путь к успеху каждого Не все ученики должны быть «отличниками»в учебе