Мини-конференция «В.И.Даль-великий подвижник России»

конференция по теме
«В.И. Даль-подвижник России»

Вопросы-установки. Использование стратегии чтения нехудожественной литературы.
З-Х-У.
1. Что я знаю о Владимире Дале?
2.Что хочу узнать о нем?
3. Что нового я узнал сегодня?
. Чему удивился?
Что стал ценить?

Оформление доски: портрет В.И. Даля, толковый словарь В. И. Даля в 4-х томах, сборник сказок, пословиц, загадок.

Эпиграф занятия:
«Нет, не словарь лежит передо мной,
а древняя рассыпанная повесть»
(С..Я. Маршак)

Ход урока.
I. Беседа с учащимися.
-Что вы знаете о Владимире Ивановиче Дале?
-Почему имя Даля известно людям?
-Что он создал? (Словарь)

В.И.Даль создал труд поистине грандиозный.
Уже почти полтора века Россия зачитывается этим дивным словарём - свыше 200 тысяч растолкованных слов, около 30 тысяч пословиц и поговорок. Подобного обширного собрания нет ни у одного народа в мире.

Обратите внимание на толкование слова труд, которое дано в словаре В.И. Даля:

«Труд - работа, занятие, упражнение, дело; все что требует усилий старания, заботы».
Труд, труженик - однокоренные слова


Великим тружеником был необыкновенный человек- Владимир Иванович Даль. Он создал 4-х томный «Толковый словарь живого великорусского языка», в котором насчитывается 200 тысяч слов. В основу словаря был положен «живой, устный язык русский, паче народный». Даль долго собирал народные слова, этому занятию он посвятил 53 года своей жизни.

«Нет, не словарь лежит передо мной, а древняя рассыпанная повесть»,- эти строчки С. Я. Маршака можно целиком отнести к труду великого учёного.

I. Сообщения детей о В.И. Дале.
1-й ученик:
-В.И. Даль родился в ноябре 1801 года в семье датчанина по происхождению. Сам Даль, несомненно, считал себя русским человеком, говоря: «Кто на каком языке думает тот к тому народу и принадлежит». «Я, конечно, думаю по-русски». В многодетной семье Даля воспитанием детей занималась мать, свободно говорившая на пяти языках и хорошо знавшая классическую литературу. Неудивительно, что учителей к детям, как было принято в те времена, кроме математика и художника, не нанимали. В семье говорили по-русски, и отечеством своим Даль всегда считал Россию.

В 13 лет Владимир был зачислен кадетом в Морской корпус. Учился он не щадя своих сил, усердно и серьёзно, зная, что русский язык ещё не исследованный и не изученный учеными во всей полноте, красив и богат. Слова, сказанные на улице мужиком или торговцем, привлекали его какой-то особой правдивостью и естественностью.

2-й ученик:
-Став морским офицером, Даль продолжал интересоваться народным языком, записывал услышанные слова и выражения в записную книжку, которую бережно хранил.
Даль много учился. Прослужив на флоте несколько лет, он вышел в отставку, закончил медицинский факультет, стал блистательным врачом, умеющим лечить многие болезни.

3- ученик:
- В.И. Даль был близко знаком с А. С. Пушкиным. Их сблизил общий интерес к изучению русского разговорного языка. За свой толковый словарь Даль принялся по совету Пушкина. А Даль, свою очередь, сообщил поэту сюжет сказки «О рыбаке и рыбке»
В последние дни жизни Пушкина Даль был рядом с поэтом. На память о нём Даль, получил перстень-талисман, с которым никогда потом не расставался.

4- ученик:
- 53 года своей жизни Владимир Иванович посвятил составлению словаря. Последние четыре слова, услышанные от прислуги, он, прикованный к постели, внёс в словарь за неделю до смерти. Толковый словарь Даля-это хранилище народной мудрости, подлинная энциклопедия жизни русского народа.
Всю жизнь Даль боролся с засильем чужеземных слов в русском языке, отстаивая честь и достоинство нашей древней великой речи.


На доске:
Вехи жизни В.И.Даля.
Родился 22 ноября 1801 г.
13 лет учащийся Морского кадетского корпуса
Офицер Черноморского флота
Медицинский факультет
Военный врач (Русско - турецкая война). Хирург.
Русские сказки казака Луганского
53 год - работа над словарём


III. Работа со словарем по группам.
Более 50 лет В.И. Даль трудился над созданием знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863-1866), состоящего из 4-х томов. В словарных статьях даётся разъяснение смысла и значений слов.
Толкование слов:
1-я группа - лазарет,
2-я группа – лашман,
3-я группа – Отечество
4-ягруппа - Родина,

Азбука –
алфавит, абевега, стар. буквица; собрание в порядке всех письмен. букв, какой – либо грамоты; азбука славянская – собственно буквица, кириллица;
Учебник грамоты, букварь;
Начальные основания какой-либо науки;
Роспись, оглавление, указатель в азбучном порядке, алфавит.


IV. В.И. Даль-писатель.
В.И.Даль был замечательным сказочником.

В 1871 появились два сборника Народных сказок для детей, которые были обработаны В.И Далем. Среди них «Девочка Снегурочка», «Старик Годовик», «Журавль и цапля», «Медведь половинщик», «Ворона», «Привередница», «У тебя у самого свой ум», «Лучший певчий», «Про мышь зубастую да про воробья богатого», «Война грибов с ягодами»

-Чьи сказки советовал читать Пушкин? (стр. 121)
-Как он отзывался о сказках Даля?
-Как рождались сказки Даля В. И.?
-Что такое обработка народной сказки писателем?
(Сохраняются сюжет сказки, герои , язык, особенности текста, его идея)

-Чем тогда обработка сказки отличается от её записи?
(Писатель, обрабатывая народную сказку, делает текст более грамотным, подчеркивает его особенности, достоинства)
.
Дети показывают инсценировку сказки «Война грибов с ягодами»

Наблюдение над языком сказки.
-Найдите в тексте и выпишите устойчивые, сочетания слов характерные для русского простонародного языка
(задание в «Тетради по чтению»)
-Найди просторечные слова и выражения (Красным летом)
(вишь, прёт помочь, скликать, отказалися, сподряд и др.)

-Почему Даль, пересказывая сказку, сохранил их?
(Они естественны в этом тексте, создают его колорит)

-Почувствовали ли близость речи сказки к стихотворной? Найди те спрятавшие рифмы.
Почему речь простых русских людей часто оживлялась рифмой?
(Это и своеобразная игра, и помощь в работе).


Подготовка к игре.
Любой текст в обработке В.И.Даля начинал «играть» Вот послушайте:
Кадушки-бочонки
Бурачки-кузовки
Вы, наверное, заметили слова не рифмуются, они не случайно стоят парами, каждая пара слов означает одно и тоже:
Кадушки – бочонки = обручная посуда,
Бурачки - кузовки = корзинка, лукошко – (сл. Даля)
А что можно положить в кузовок?
Чтение описания игры «Кузовок» (учебник «В океане света»)
Игра в слова (начало фразы ребята придумывают сами):
Я положу в кузовок.(слова на –ок)
Я достану из кузовка .(слова на-ка)
Я поднесу к кузовку..(слова на –ку)

Разыгрывание фантов-залогов.
Назначают каждому залогу выкуп.

Отгадай загадку
(Каждая группа приготовила загадки, которые придумал В.И. Даль.)
1. Что выше леса? (солнце)
2. У семерых братьев по одной сестрицы. Много ли сестриц? (одна)
3. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся (берега)
4. Сидят 3 кошки, против каждой кошки по кошке. Сколько всего кошек? (одна)

6. Пословицы.
В 1862г. Был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30000 пословиц поговорок, прибауток. Большинство из них и поныне живет в произведениях писателей, в повседневной речи людей.
Какие пословицы ты знаешь? (см. словарь)
Когда ищешь лису впереди, то она позади.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Терпение и труд все перетрут.
Хлеб соль кушай, а правду слушай.
Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
Поговорка цветочек, а пословица - ягодки.
Молодец на овец, а на молодца и сам овца.
У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.
Смелость города берет.
Волка бояться - в лес не ходить.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Не безделью, а учи рукоделью.
Под лежащий камень и вода не течет.
Дело мастера боится.
Закончи пословицы, включенные в «Толковый словарь живого великорусского языка»
(Работа в группах)
Труд человека кормит, а лень
Поговорка цветочек, а пословица
Любишь кататься, люби
Кто хвалиться, тот с горы
Правду говорить никому

Раскрой смысл любимой пословицы В.И. Даля «Передний - заднему мост» на примерах из истории детской литературы.
(Всякий человек своим трудом помогает двигаться вперёд тем, кто идёт следом. То же происходило и в истории детской литературы: каждый автор готовил место для нового, иначе не может быть развития).


Заключение
В. И. Даль всю жизнь неутомимо трудился. Он был искателем, собирателем народной мудрости.
Словарь В. И. Даля, составленный более 100 лет назад является для нас бесценным историческим памятником, сокровищницей меткого русского языка

Ответы детей на вопросы-установки:
-Что нового я узнал о Дале?
(Что он в одиночку искал, собирал, составлял, издавал словарь, да с таким большим количеством слов и пословиц;
Что словарь-это книга, в которой возродятся кулачные бои, народные игрища, пляски скоморохов, костюмы русских женщин, герои сказок и былин, он сможет узнать значения таких забытых слов, но и увидеть эти реалии на картинах знаменитых художников - В.М. Васнецова, Ф. Г.Солнцева, И. Я. Билибина, К. Е. Маковских и многих других.
Что «Далев словарь» - это история русского народа, воплощенная в словах,
пословицах, поговорках, преданиях

-Чему удивился?
Что по образованию он офицер, врач, чиновник, а по призванию языковед.

-Что стал ценить?
Стал ценить великий труд нашего соотечественника, весь культурный мир планеты чтит, помнит, устанавливают памятники великому подвижнику русского слова.

Заключительное слово: Не забывайте о том, что к словарю Даля необходимо обращаться как можно чаще, чтобы точно знать значение слов.


15