Урок по ОРКСЭ на тему Золотое правило нравственности


План – конспект урока по ОРКСЭ на тему «Золотое правило нравственности».

Цель и задачи:
вывести золотое правило нравствености, усвоить понятие «Золотое правило нравственности» (сделав его условием оценивания своего поведения и выстраивания межличностных отношений), воспитывать уважительное отношение к людям, любовь к ближнему, толерантность; создать условия для формирования навыков работы в группе; формировать навыки работы с большим объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать словарный запас.
Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, творческая работа учащихся.
Основные термины и понятия: золотое правило нравственности, добро, зло.

Ход урока
I. Орг. момент. Вступительная беседа.
ЖИЗНЬ - БУМЕРАНГ.
К тому ведется:
Что отдаете, то и вернется.
То, что посеешь - то и пожнешь,
Ложью пробьется Ваша же ложь.
Каждый поступок имеет значение;
Только прощая, получишь прощенье.
Вы отдаете - Вам отдают,
Вы предаете - Вас предают,
Вы обижаете - Вас обижают,
Вы уважаете - Вас уважают…
ЖИЗНЬ - БУМЕРАНГ:
Все и всем по заслугам;
Черные мысли вернуться недугом,
Светлые мысли - Божественным светом…
Если не думал - подумай об этом!!!
Учитель: О чем это стихотворение?
Дети: О том что всё что делает человек в жизни возвращается обратно к нему.
Учитель: Как вы думаете так ли это на самом деле? Вспомните примеры из своей жизни.
Дети: Вспоминают примеры, приходят к выводу о том что это действительно так.
Учитель: Как бы вы хотели, чтобы к вам относились люди? Дети: Хорошо. Не ругали нас. Не обижали. Учитель: А всегда ли вы так относитесь к людям? Дети: Делают вывод что не всегда. Вспоминают примеры из своей жизни.
II.Сообщение темы занятия.
Учитель: Ребята, мы сегодня поговорим о том, что каждый человек заслуживает уважения. Что нужно показать другому человеку, что он нам дорог, и как добиться его доверия и уважения.
III. Беседа с учащимися по вопросам.
- Подберите существительные к прилагательному «золотой».
- Что может быть золотым?
- Каково прямое и переносное значение этого слова?
IV. Работа в группах.
Задание: ответить на вопрос «Как вы думаете, каким должно быть золотое правило нравственности?» (речь идёт не о формулировке правила, а о его характеристике). Ответы учащихся записываются на доске.
V. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
Самостоятельная работа учащихся. Выпишите из пособия золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке.
VI. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
- Сопоставьте то, что вы узнали, с теми предположениями относительно золотого правила нравственности, которые у вас были.
- В чём вы были близки к формулировке золотого правила нравственности?
- Согласны ли вы с ним?
VII. Рассказ учителя.
Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел.
Будда учит нас: «Не делай другим того, что сам считаешь злом».
Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершая ошибок, не делая зла. Он говорил, что хочет добиться того, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших».
Конфуций говорил : «только добро ведёт к счастью».
В Индии существует вера в то, что когда – то давным –давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он бал очень мудр и , чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу , которую называют «Законы Ману».
Смысл законов Ману: «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
В когда – то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увёл из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей по которым должны жить люди.
- Чему же учат эти правила, что их объединяет? (ответы детей).
- Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно.
«Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».
Задание: попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.
Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».(ответы детей)
Домашнее задание: расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «Золотому правилу» нравственности.