Статья на тему: «Мое понимание общечеловеческих ценностей»



«Мое понимание общечеловеческих ценностей»
Общечеловеческие ценности - это то, что ценится абсолютным большинством людей во всех странах мира, то, что не зависит от времени и общества. К таким ценностям, в первую очередь, относятся такие понятия как справедливость, совесть, человеческое достоинство. Я думаю, уместно сравнение их с маяками для мореплавателей. Сигналы маяка можно игнорировать, но тогда рано или поздно разобьешься о скалы.
Кроме того, в понятие «общечеловеческие ценности» вкладывается и исторический смысл. Человечество в своем развитии прошло огромный путь. С течением времени менялись социальные установки и духовные предпочтения, и, тем не менее, современному обществу свойственны мировоззренческие идеалы, нравственные нормы, которые были актуальны еще в древние времена. Например, в сознании россиян такими ценностями традиционно считались духовная культура, доброта, сострадание, милосердие, мужество. Они находили отражение во многих формах общественного сознания: религии, искусстве, морали; были критериями в политике.
Духовная культура – это нематериальные элементы культуры: знания, нормы поведения, ритуалы, обычаи, традиции. В них воплощены нравственные ценности общества, понятия о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве. Духовная культура пронизывает все сферы социальных отношений (классовые, национальные, межличностные, правоотношения и др.), формирует основу взаимопонимания между отдельными людьми и народами.
Доброта, сострадание, милосердие, веротерпимость – это такие ценности, которые нельзя исключать из тех же социальных (общественных) отношений. Они привносят в жизнь людей понимание необходимости солидарности и взаимопомощи, уважительного отношения к представителям разных верований, помогая избежать конфликтов и столкновений.
Существуют также общечеловеческие ценности, которые обогащают человечество, воспитывают, придают смысл человеческой жизни. К ним относятся культура, наука, образование, труд, семья.
Наука - обеспечивает прогресс человечества, создает новые возможности для людей.
Образование – от его развития во многом зависят перспективы развития человечества. В жизни каждого человека дает возможность для личного и профессионального роста, способствует высоким социальным достижениям.
Труд – первоисточник существования человека, средство самореализации. Трудовая деятельность является основополагающей в создании материальных благ при любом общественном строе.
Семья – дает человеку ощущение полноты жизни. Коллективизм, ответственность, интеллектуальное и нравственное взаимообогащение, любовь к детям, любовь детей к родителям – это далеко не полный перечень основ, которые делают семью источником человеческого счастья.
И, конечно, всегда особое значение для человека имеет Родина и как место, где человек родился, и как Отечество.
В настоящее время многие общечеловеческие ценности современного общества воплощаются в программах политических партий и общественных организаций, провозглашаются как цели государственной политики. Это свобода, демократия, права человека, бережное отношение к природе. И это правильно, потому что ориентиром для нашего поведения и отношения к чему-либо и должны стать общечеловеческие ценности, которые накопило человечество – этот бесценный опыт людей. Ведь от того, как мы себя ведем, как поступаем, зависит мир и спокойствие на Земле, от этого зависит наша жизнь: или она будет разрушаться или процветать.




















Список используемой литературы и источников.

1. Каган М.С. Философская теория ценности. - С.- Пб.: ТООТК «Петрополис», 1997.

2. Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа целост- ного учебно-воспитательного процесса. 1993. С. 2-8.

3. Розин Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений. Философские науки. - 1989. - С. 89-93.


15