Методическая разработка по теме Основы смыслового чтения и работа с текстом


Омский кадетский военный корпус МОРФ
Методическая разработка по теме:
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Разработала
преподаватель биологии
Терлеева Т.В.
Омск – 2017
«Если не читает один человек – это его личная трагедия.
Но если не читает вся страна – это трагедия нации»
И. Бродский
Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно – нравственного и социального опыта. На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырех междисциплинарных учебных программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь, для того чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи ряда школьных предметов. Немаловажную роль в данном процессе имеет предмет биология.
Что общего между охотничьими байками, рыбацкими рассказами, занимательными повествованиями барона Мюнхгаузена, первоапрельскими розыгрышами и сказочными небылицами? Все они содержат в себе причудливую смесь правды и вымысла, граница между которыми подчас настолько прозрачна, что немудрено поверить в небывальщину и усомниться в истине. Почему этот жанр так популярен и у только начинающих познавать окружающий мир детей, и у умудренных жизненным опытом взрослых людей? Задания представляют ситуацию, в которой рассказчик (учитель) и слушатель (учащийся) вступают в интеллектуальный поединок, где задача первого – проверить второго на адекватность рассудочной деятельности, применения знаний, на внушаемость, опыт, интуицию, устойчивость психики и др., задача второго – не дать сбить себя с толку и продемонстрировать свое умение мыслить, независимость суждений, критичность.Формирование УУД смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных и коммуникативных УУД. Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов. Это предполагает обдумывание текста, интеграцию его с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром. Внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста, в диалоге с другими, иногда в споре – происходит не простое усвоение информации, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Когда человек, действительно, вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, и как следующая важная ступень развития – речь письменная.
В этом активном процессе ребенок может активизировать и применять свои способности. Знания и умозаключения.
Задача руководителя чтением – формировать и закреплять глубокие стержневые интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. У человека, испытывающего эмоцию интереса к чтению любой тематики, существует желание исследовать, расширить опыт путем включения новых знаний, сопереживать и тем самым получить удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир.
Каждое небольшое повествование, посвященное отдельное теме, содержит около десятка неточностей, ошибок. Чтобы заметить их, придется вспомнить, а может быть, и впервые приобрести знания по анатомии, биологии: о различных представителях животного мира, систематике животных. Тексты представлены в удобной форме для самостоятельной работы учащихся. В грамотности чтения оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации, заданной в явном и неявном виде; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.
Например, текст
БАБОЧКИ
Решаемая учебная задача: найти в тексте 11 несоответствий
Самостоятельное смысловое чтение текста
Бабочки, или как говорят биологи, двукрылые, - одни из самых красивых, хотя и малочисленных по числу, видов насекомых. Бабочек любят, наверное, все. Особенно красивы дневные бабочки с яркими крыльями, на которых нарисован причудливый узор, или пятна, или ленты, или точки. Усики у них перистые, а глаза большие и переливающиеся. За эту красоту можно даже простить бабочкам, что они, попорхав и устав от полетов, садятся на цветы и культурные растения и грызут их листья. К такой внешности еще бы и голос красивый. Но, к сожалению, бабочки молчат. Правда, есть такая бабочка – бражник «мертвая голова», которая, будучи пойманной, громко пищит, выпуская воздух из кишки. Но это исключение.
Прекрасные бабочкины крылья не украшение, а орган передвижения. Полет у бабочек тоже замечательный – порхающий. Не зря древние китайцы, приручившие тутового шелкопряда ради ценного шелка, в стихах воспевали грациозность полета этого насекомого. Кстати, любопытно, что бабочка тутового шелкопряда совсем не питается.
Все читали сказку Андерсена про гадкого утенка. А вот бабочка, хотя и не сказочный персонаж, но тоже когда – то была внешне не очень привлекательной! Она была гусеницей. Прожорливой, с двумя огромными глазами, высматривающими, где бы чего погрызть. Извиваясь из стороны в сторону, как маленькая змея, ползет гусеница к сочным листьям. Ест она с аппетитом и быстро растет. А знаете, почему гусеница имеет тело, сделанное как – бы из колечек? А потому, что, в отличие от змеи, она не линяет, и колечки – сегменты, из которых состоит гусеница, постепенно раздвигаются, позволяя ей расти.
Когда гусеница вырастет, она должна, как и другие насекомые, развивающиеся с неполным превращением, превратиться в куколку. Для этого гусеница выпускает из специальных прядильных желез, расположенных на последнем сегменте тела, паутинку, в которую и заворачивается, образуя кокон. Спрячется гадкая гусеница в кокон, а выйдет из него позднее неузнаваемой красавицей – бабочкой! Как в сказке!