Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл. / Савчук


Город Новошахтинск
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 38 города Новошахтинска
«Утверждаю»
Директор МБОУ ООШ № 38
Приказ от 01.09.2016 № 87
Подпись руководителя:___________________/Л.А. Русских/

Рабочая программа
по русскому языку
основное общее образование
6 класс
Учитель: Григоренко Татьяна Анатольевна

Количество часов: 199 часов

Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.) и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы.Согласовано Согласовано
Протокол заседания
методического совета Заместитель директора по УВР
МБОУ ООШ № 38
От 28.08.2016 года № 3 _______________Т.В. Ермакова
__________________________
/Т.В. Ермакова/ _____________ 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл. / Савчук Л.О. М.: Вентана-Граф, 2013, учебника «Русский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /под ред. А. Д.Шмелёва. – М.: Вентана – Граф, 2015.
Вклад предмета «Русский язык» в достижение целей основного общего образования
Русский язык является родным языком для русского народа и одновременно средством межнационального общения для народов многонациональной Российской Федерации. Являясь государственным языком в нашей стране, русский язык становится главным фактором консолидации государства, основой формирования гражданской идентичности и толерантности в условиях поликультурного общества.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Обоснование выбранного УМК для реализации данной рабочей программы
Линия УМК под редакцией А.Д.Шмелёва основана на оригинальном авторском подходе к структурированию учебного материала. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
•содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
•содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
•содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.
Учебник разработан в соответствии с ФГОС второго поколения, утверждён в федеральном перечне учебников на 2016-17 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 6 классе – 210 часов
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения рабочая программа рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю). В соответствии с графиком работы МБОУ ООШ № 38, производственным календарем Р.Ф. на 2016 год для учащихся 6 класса количество часов, отведенных на изучение предмета Русский язык» составляет 199 часов, так как праздничные дни 8 Марта, 1,2,9 Мая

Содержание курса
Глава 1. Что значит «современный литературный язык»?
О языке и речи. Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение).
Система языка. Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Правописание. Повторение изученного в 5 классе. Правописание падежных окончаний имён существительных. Правописание окончаний прилагательных. Правописание личных окончаний глаголов. Слитное и раздельное написание не с существительными, прилагательными, глаголами.
Текст. Основные признаки текста.
Язык и культура. Культура речи. Литературный язык и просторечие.
Глава 2. Что значит работать над своей речью?
О языке и речи. Ситуация речевого общения.
Система языка. Фонетика и графика. Повторение изученного в 5 классе. Фонетические позиции и позиционные чередования звуков. Сильные и слабые фонетические позиции. Слогораздел: открытые и закрытые слоги.
Правописание. Правописание согласных. Правописание безударных гласных. Гласные а и о в корнях с чередованием (повторение). Гласные е и и в корнях с чередованием. Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием а//о. Основные правила переноса.
Текст. План текста: вопросный, назывной, тезисный.
Язык и культура. Культура речи. Современные варианты орфоэпических норм.
Глава 3. Что такое сферы общения?
О языке и речи. Сферы общения.
Система языка. Морфемика и словообразование. Корневые и служебные морфемы. Виды служебных морфем. Основы производных и непроизводных слов. Морфологические способы словообразования. Способы образования сложных и сложносокращенных слов. Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Правописание. Правописание приставок (повторение). Правописание приставок пре- и при-. Правописание сложных существительных с соединительными гласными. Правописание сложных существительных без соединительных гласных. Правописание сложных имён прилагательных.
Текст. План текста: простой и сложный.
Язык и культура. Культура речи. Ударение в сложных словах.
Глава 4. Сколько стилей в современном литературном языке?
О языке и речи. Стили литературного языка.
Система языка. Лексика и фразеология. Слово – единица лексикологии (повторение). Паронимы. Стилистическая окраска лексики литературного языка. Лексика ограниченного употребления. Слова с эмоциональной окраской. Стилистическая окраска фразеологизмов.
Правописание. Употребление прописных и строчных букв (повторение). Правописание суффиксов прилагательных. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение).
Текст. Средства связи предложений и частей текста.
Язык и культура. Культура речи. Нормативные словари современного русского языка.
Глава 5. Трудно ли освоить язык науки?
О языке и речи. Научный стиль.
Система языка. Морфология. Причастие. Части речи (повторение). Глагол как часть речи (повторение). Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного. Признаки прилагательного у причастия. Суффиксы причастий. Образование действительных и страдательных причастий. Краткие страдательные причастия. Морфологический разбор причастия.
Правописание. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Буквы н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени. Буквы н и нн в полных формах отглагольных прилагательных. Буквы н и нн в кратких формах прилагательных и причастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.
Текст. Типы речи в научном стиле литературного языка.
Язык и культура. Культура речи. Употребление причастий в литературном языке. Употребление причастного оборота.
Глава 6. В чём особенности официальных документов?
О языке и речи. Официально-деловой стиль.
Система языка. Деепричастие. Деепричастие как форма глагола. Образование деепричастий. Деепричастный оборот. Морфологический разбор деепричастия.
Правописание. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями и деепричастными оборотами.
Текст. Деловые бумаги: заявление. Типы речи: официально-деловое и художественное описание.
Язык и культура. Культура речи. Употребление деепричастий в литературном языке.
Глава 7. В чём особенности публицистической речи?
О языке и речи. Публицистический и газетно-информационный стиль.
Система языка. Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные.
Количественные числительные. Склонение простых количественных числительных. Склонение сложных числительных. Склонение составных количественных числительных. Обозначение дробных чисел. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Морфологический разбор числительного.
Правописание. Правописание ь в именах числительных. Слитное и раздельное написание обозначений чисел.
Текст. Соединение в тексте разных типов речи.
Язык и культура. Культура речи. Употребление числительных в литературном языке.
Глава 8. Есть ли правила у беседы?
О языке и речи. Обиходная разговорная речь.
Система языка. Местоимение. Знаменательные и местоименные части речи. Особенности местоимения как части речи. Личные местоимения. Личные местоимения. Возвратные местоимения. Притяжательные местоимения. Определительные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределённые и отрицательные местоимения. Морфологический разбор местоимения.
Правописание. Правописание местоимений с предлогами. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений.
Текст. Устный рассказ.
Язык и культура. Культура речи. Употребление местоимений в литературном языке.
Повторение.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами освоения учащимися 6 класса программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации;
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования:
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, истории и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
III. Тематический план
Кол-во часов Название раздела, темы Основное содержание Характеристика основных видов деятельностиучащихся (на уровне учебных действий)
1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (44 ч)
3 Речь и речевое общение
Виды монолога
Виды диалога Условия речевого общения.Виды монолога: повествование, описание, рассуждение.
Диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию. Сочетание разных видов диалога Знать особенности диалогической и монологической речи.Владеть различными видами диалога (этикетным, диалогом-расспросом, диалогом — побуждением к действию).Сочетать разные виды диалога в своей речи в соответствии с нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.Сравнивать образцы диалогической речи.
Характеризовать коммуникативные цели и мотивы говорящего15 Речевая деятельностьАудированиеЧтениеГоворениеПисьмо
Поиск, анализ информации Основные особенности аудирования, говорения, чтения, письма как видов речевой деятельности.Выборочное, ознакомительное, детальное аудирование. Приёмы, повышающие эффективность слушания устной монологической речи.Стратегии изучающего, ознакомительного, просмотрового видов чтения. Культура чтения.Смысловое чтение текста.Основные особенности устного высказывания. Сжатый, выборочный, развёрнутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения.Письмо. Основные особенности письменного высказывания. Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста. Особенности написания аннотации, заявления.Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками.
Поиск информации в Интернете по ключевым словам Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях.Пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Различать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух.Пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).Определять главную мысль, понимать связи между частями текста, определять намерения автора на основании логических и лингвистических связей между частями текста с частично неизвестной информацией. Устанавливать связи между текстом и внешними знаниями, делать простые выводы.Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом, выборочном или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, аннотации, плана.Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. Осуществлять поиск, анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения.
Понимать структуру таблицы, страницы сайта Интернета, демонстрировать понимание представленной в них информации. Объединять две небольшие части информации из таблицы.
Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации
16 ТекстОсновные признаки текста
Структура текста
Виды информационной переработки текста
Функционально-смысловые типы речи Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.Лексические, грамматические, смысловые средства связи предложений и частей текста.Основная и дополнительная информация текстов.План (сложный), аннотация.
Описание как функционально-смысловой тип речи, его особенности (описания предмета, состояния, процесса); сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.
Выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка).
Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.
Делить текст на смысловые части, различать темы и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (сложного), аннотации.
Создавать и редактировать собственные тексты — описания предмета, состояния, процесса с учётом требований к построению связного текста
5 Функциональные разновидности языка
Разговорный язык
Официально-деловой стиль
Научный стиль
Публицистический стиль Функциональные разновидности языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка. Основные жанры разговорной речи: рассказ, беседа.
Электронное письмо. Личный дневник в Интернете.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, его особенности.
Основные жанры научного стиля: аннотация, её особенности.
Основные жанры публицистического стиля: выступление, его особенности Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Выявлять особенности разговорной речи. Выступать перед аудиторией сверстников с рассказом, вести беседу в соответствии с целью и ситуацией общения.
Использовать возможности электронной почты для информационного обмена.
Вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета.
Писать аннотацию, заявление, рассказ в соответствии с целью и ситуацией общения.
Выступать перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением публицистического характера.
Писать заявление в соответствии с целью и ситуацией общения.
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст
2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ (136 ч)
4 Общие сведения о языке Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Выдающиеся отечественные лингвисты Иметь элементарные представления об основных формах функционирования современного русского языка.Различать функциональные разновидности современного русского языка.
Иметь представление об отечественных лингвистах
10 Фонетика
ОрфоэпияИзменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков. Сильная и слабая фонетическая позиция. Чередования звуков.Слогораздел.
Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени) Пользоваться основными понятиями фонетики.Проводить фонетический анализ слова. Иметь представление о сильной и слабой позиции в слове для гласных и согласных звуков.Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения и чередованием звуков при изменении формы слова, в разных фонетических позициях, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими и орфоэпическими нормами.
Овладеть нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения (глаголы прошедшего времени и т. д.).
Использовать орфоэпический словарь
1 Графика Правила переноса Различать способы членения слов на слоги и способы правильного переноса слов с одной строки на другую
20 МорфемикаСловообразование Словообразование и изменение форм слов, формообразующие и словообразующие морфемы.Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочно-суффиксальный способ, нулевая суффиксация).Сложение как способ словообразования. Сложные слова. Соединительные гласные о, е.
Род сложносокращённых слов, их согласование с глаголами прошедшего времени Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования. Осознавать отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования.Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования; лексическое значение слова и словообразо-вательную модель, по которой оно образовано. Определять род сложносокращённых слов, согласовывать их с глаголами прошедшего времени.
Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведении грамматического анализа слов. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различать способы словообразования слов изученных частей речи; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов
18 Лексикология
Фразеология Лексикология. Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления.
Стилистическая окраска слова.
Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.
Стилистические пометы в толковых словарях русского языка.
Фразеологизмы, их признаки и значение. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи Овладеть основными понятиями лексикологии.
Понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка.
Наблюдать за использованием слов в художественной и разговорной речи, публицистических и учебно-научных текстах; диалектизмов в языке художественной литературы. Характеризовать слова с точки зрения сферы употребления и стилистической окраски. Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и сферой общения.
Извлекать необходимую информацию из толкового словаря, фразеологического словаря и использовать её в различных видах деятельности.
Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи.
Наблюдать за использованием стилистически окрашенных слов и фразеологизмов как средств выразительности в художественном тексте
40 Морфология
Глагол
Причастие
Деепричастие
Местоимение
Имя числительное Морфология как раздел грамматики (повторение).
Глагол как часть речи (повторение).
Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии.
Причастия настоящего и прошедшего времени.
Действительные и страдательные причастия.
Полные и краткие формы страдательных причастий.
Синтаксическая функция причастия.
Деепричастие, его грамматические признаки. Наречные и глагольные признаки деепричастия.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Синтаксическая функция деепричастия.
Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.
Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам.
Склонение местоимений.
Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных Пользоваться основными понятиями морфологии, различать грамматическое и лексическое значение слова.
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, причастия, определять их синтаксическую функцию.
Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры.
Правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видо-временную соотнесённость причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.
Наблюдать за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их.
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию.
Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом.
Наблюдать за особенностями употребления деепричастий в текстах различных функциональных стилей и языке художественной литературы и анализировать их.
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение местоимения, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль.
Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи.
Распознавать личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительно-относительные, определительные, отрицательные, неопределённые местоимения; приводить соответствующие примеры.Правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов.
Группировать местоимения по заданным морфологическим признакам.
Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами.
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имён числительных разных разрядов.
Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества.
Распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводить примеры.
Правильно изменять по падежам сложные и составные имена числительные и употреблять их в речи.
Группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам.
Правильно употреблять числительные двое, трое и т. п., оба, обе в сочетании с именами существительными; правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т. д. в деловой речи
43 Правописание
Орфография
Пунктуация Орфография как система правил правописания слов и их форм.
Правописание морфем. Правописание гласных и согласных в корнях изучаемых слов.
Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание гласных в суффиксах причастий, наречий. Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких причастий, наречий.
Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов.
Слитное и раздельное написание не с причастиями, деепричастиями.
Употребление строчной и прописной букв. Правила переноса.
Пунктуация. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения.
Выделение на письме причастных и деепричастных оборотов Иметь представление об орфографии как о системе правил.
Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью.
Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (19 ч)
14 Культура речи Культура речи как раздел лингвистики.Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.Орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные нормы употребления причастий, деепричастий, местоимений, числительных, наречий.Варианты норм.
Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию.Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученных частей речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания.Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь.
Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка
5
199 Язык и культура Взаимосвязь языка и культуры.
Русский речевой этикет Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.
Уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 6 класс.
Модуль=глава
Разделы главы № урока Темы. Часы Дата по плану Дата по факту
Глава 1.Что значит «современный литературный язык»? 1 четверть 50 часов О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ 1. Вводный урок 1 02.09 2 Разновидности русского языка (повторение) 1 03.09 3 Имя существительное 1 05.09 4 Имя прилагательное 1 06.09 5 Глагол 1 06.09 6 Правописание падежных окончаний имён существительных 1 07.09 7 Правописание окончаний прилагательных 1 09.09 8 Правописание личных окончаний глаголов 1 10.09 9 Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами 1 12.09 10 Диагностический диктант 1 13.09 ТЕКСТ 11 Ан. Диктанта. Основные признаки текста 1 13.09 12-13 Р.р. Сочинение-описание по картине с использованием текста К. Паустовского - стр. 46 2 14.09
16.09 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ 14 Литературный язык и просторечие 1 17.09 15 Комплексное повторение материала главы 1 1 19.09 ПОВТОРЕНИЕ Глава 2.
Что значит работать над своей речью? О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ 16 Ситуация речевого общения 1 20.09 СИСТЕМА ЯЗЫКА 17 Фонетика и графика
Повторение изученного в 5 классе 1 20.09 18 Фонетические позиции и позиционные чередования звуков 1 21.09 19-20 Сильные и слабые фонетические позиции гласных звуков 2 23.09
24.09 21 Сильные и слабые фонетические позиции согласных по глухости-звонкости 1 26.09 22 Сильные и слабые фонетические позиции согласных по твёрдости и мягкости 1 27.09 23 Слогораздел: открытые и закрытые слоги. 1 27.09 ПРАВОПИСАНИЕ
24 Правописание согласных 1 28.09 25-26 Правописание безударных гласных 2 30.09
01.10
27-28-29 Гласные А и О в корнях с чередованием (повторение) 3 03.10
04.10
04.10 30 Гласные Е и И в корнях с чередованием 1 05.10 31-32-33 Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием А//О: -клан-//-клон-, -твар-//-твор-, -плав-//-плов-, -равн-//-ровн-, -мак-//-мок-// -моч- 3 07.10
08.10
10.10 34 Основные правила переноса 1 11.10 35-36 Контрольная работа (диктант) и её анализ 2 11.10
12.10 ТЕКСТ
37-38 План текста: вопросный, назывной, тезисный 2 14.10
15.10 39-40 Р.р. Обучение изложению 2 17.10
18.10 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ 41 Современные варианты орфоэпических норм 1 18.10 ПОВТОРЕНИЕ
42 Комплексное повторение материала главы 2. 1 19.10 43-44 Контрольная работа (тест) и её анализ 2 21.10
22.10 Глава 3.Что такое сферы общения? О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ 45 Сферы общения 1 24.10 46 Контрольный диктант по итогам четверти 1 25.10 47 Морфемика и словообразование
Корневые и служебные морфемы 1 25.10 48 Виды служебных морфем: формообразующие морфемы (окончания, суффиксы) 1 26.10 49 Виды служебных морфем: словообразовательные морфемы (приставка, суффикс, постфикс) 1 28.10 50 Нулевые словообразовательные морфемы 1 29.10 2 четверть 40 часов 51 Основы производных и непроизводных слов 1 07.11 52-53 Морфологические способы словообразования 2 08.11
08.11 54 Способы образования сложных и сложносокращённых слов 1 09.11 55 Морфемный и словообразовательный разбор слова 1 11.11 ПРАВОПИСАНИЕ 56 Правописание приставок (повторение)
1 12.11 57-59 Правописание приставок при-, пре- 3 14.11
15.11
15.11 60 Правописание сложных существительных с соединительными гласными 1 16.11 61-62 Правописание сложных имён прилагательных 2 18.11
19.11 63-64 Контрольная работа (диктант) и её анализ 2 21.11
22.11 ТЕКСТ 65-66 План текста: простой и сложный 2 22.11
23.11 67-68 Р.р. Изложение по аудиотексту2 25.11
26.11 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ 69 Ударение в сложных словах 1 28.11 ПОВТОРЕНИЕ
70 Комплексное повторение материала главы 3 1 29.11 71-72 Контрольная работа (тест) и её анализ 2 29.11
30.11 Глава 4.Сколько стилей в современном литературном языке? О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ 73 Стили литературного языка 1 02.12 СИСТЕМА ЯЗЫКА
74 Лексика и фразеология
Слово – основная единица лексикологии (повторение) 1 03.12 75 Паронимы 1 05.12 76 Стилистическая окраска лексики литературного языка 1 06.12 77 Лексика ограниченного употребления: диалектизмы 1 06.12 78 Лексика ограниченного употребления: жаргонизмы 1 07.12 79 Слова с эмоциональной окраской 1 09.12 80 Стилистическая окраска фразеологизмов 1 10.12 ПРАВОПИСАНИЕ
81 Употребление прописных и строчных букв (повторение) 1 12.12 82-83 Правописание суффиксов прилагательных. Буквы –Н- и -НН- в суффиксах отымённых прилагательных 2 13.12
13.12 84-85 Суффиксы – СК-//-К- в отымённых прилагательных 2 14.12
16.12 86-87 Суффиксы прилагательных –ЕВ-//-ОВ-//-ЁВ- и –ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ- 2 17.12
20.12 88-89 Контрольная работа (диктант) и её анализ 2 19.12
20.12 90 Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение)
1 21.12 ТЕКСТ 91 Средства связи предложений и частей текста
1 23.12 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ 92 Нормативные словари современного русского языка
1 24.12 3 четверть 68 ПОВТОРЕНИЕ 93 Комплексное повторение главы 4
1 09.01 94-95 Контрольная работа (тест) и её анализ 2 10.01
10.01 Глава 5.Трудно ли освоить язык науки? О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
96 Научный стиль 1 11.01 СИСТЕМА ЯЗЫКА
97 Морфология. Причастие.
Части речи (повторение) 1 13.01 98 Глагол как часть речи (повторение) 1 14.01 99 Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного 1 16.01 100 Признаки прилагательного у причастия 1 17.01 101-102 Суффиксы причастий 2 17.01
18.01 103-104 Образование действительных причастий настоящего времени 2 20.01
21.01 105-106 Образование действительных причастий прошедшего времени 2 23.01
24.01 107-108 Образование страдательных причастий настоящего времени 2 24.01
25.01 109-110 Образование страдательных причастий прошедшего времени 2 27.01
28.01 111-112 Краткие страдательные причастия 2 30.01
31.01 113 Морфологический разбор причастия 1 31.01 ПРАВОПИСАНИЕ
114-115 Гласные в суффиксах причастий настоящего времени 2 01.02
03.02 116-117-118 Буквы Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени 3 04.02
06.02
07.02 119-120 Буквы Н и НН в полных формах отглагольных прилагательных 2 07.02 121-122 Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями 2 08.02 123-124 Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами 2 10.02
11.02 125-126 Контрольная работа (диктант) и её анализ 2 13.02
14.02 ТЕКСТ 127 Типы речи в научном стиле литературного языка 1 14.02 128-129 Р.р. Мини-сочинения. Слово в разных стилях речи. 2 15.02
17.02 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ 130 Употребление причастий в литературном языке 1 18.02 131 Употребление причастного оборота 1 20.02 ПОВТОРЕНИЕ
132 Комплексное повторение материала главы 5 1 21.02 133-134 Контрольная работа (тест) и её анализ 2 21.02
22.02 Глава 6.В чём особенности официальных документов? О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ 135 Официально-деловой стиль 1 24.02 СИСТЕМА ЯЗЫКА
136 Деепричастие.
Деепричастие как форма глагола 1 25.02 137-138 Образование деепричастий 2 27.02
28.02 139-140 Деепричастный оборот 2 28.02
01.03 141 Морфологический разбор деепричастия 1 03.03 ПРАВОПИСАНИЕ 142-143 Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями 2 04.03
06.03 144-145 Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами 2 07.03
07.03 146-147 Контрольная (диктант) работа и её анализ 2 10.03
11.03 ТЕКСТ 148 Деловые бумаги: заявление 1 13.03 149 Типы речи: официально-деловое и художественное описание 1 14.03
14.03 150
151 Р.р. Сочинение-описание по картине
анализ 2 15.03
17.03 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ 152 Употребление деепричастий в литературном языке 1 18.03 ПОВТОРЕНИЕ
153 Комплексное повторение материала главы 6.
Самостоятельная работа 1 20.03 154 Контрольная работа (тест) и её анализ 1 21.03
Глава 7.В чём особенности публицистической речи? О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ 155 Анализ теста. Публицистический стиль 1 21.03 СИСТЕМА ЯЗЫКА
156 Диктант по итогам четверти 1 22.03 157 Имя числительное.
Имя числительное как часть речи 1 24.03 158 Простые, сложные и составные числительные 1 25.03 4 четверть 41 час 159 Количественные числительные 1 03.04 160-161 Склонение простых количественных числительных 2 04.04
04.04 162-163 Склонение сложных числительных 2 05.04
07.04 164-165 Склонение составных количественных числительных 2 08.04
10.04 166-167 Обозначение дробных чисел 2 11.04
11.04 168 Собирательные числительные 1 12.04 169 Порядковые числительные 1 14.04 170 Морфологический разбор имени числительного 1 15.04 ПРАВОПИСАНИЕ 171-172 Правописание мягкого знака в именах числительных 2 17.04
18.04 173-174 Слитное и раздельное написание числительных 2 18.04
19.04 175 Контрольная работа (диктант) 1 21.04
ТЕКСТ 176 Анализ диктанта. Соединение в тексте разных типов речи 1 22.04 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ 177 Употребление числительных в литературном языке 1 24.04 ПОВТОРЕНИЕ
178 Комплексное повторение материала главы 7.
1 25.04 179 Контрольная работа по итогам года 25.04 Глава 8.Есть ли правила у беседы О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
180 Анализ контрольной работы. Обиходная разговорная речь 1 26.04 СИСТЕМА ЯЗЫКА
181 Местоимение.
Знаменательные и местоименные части речи 1 28.04. 182 Особенности местоимения как части речи 1 29.04 183 Личные местоимения 1 03.05 184 Возвратные местоимения 1 05.05 185 Притяжательные местоимения 1 06.05 186 Определительные местоимения 1 08.05 187
Указательные местоимения 1 10.05 188 Вопросительные и относительные местоимения 1 12.05 189 Неопределённые и отрицательные местоимения 1 13.05 190 Морфологический разбор местоимения 1 15.05 ПРАВОПИСАНИЕ
191 Правописание местоимений с предлогами
1 16.05 192 Диктант по итогам четверти 1 16.05 193 Правописание неопределённых и отрицательных местоимений 1 17.05 ТЕКСТ 194 Устный рассказ 1 19.05 195
196 Изложение по тексту упр 80
Анализ изложения
2 20.05
22.05 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ 197 Употребление местоимений в литературном языке 1 23.05 ПОВТОРЕНИЕ 198 Комплексное повторение и систематизация изученного в 6 классе 2 23.05
24.05 199 Итоговый урок 26.05 ИТОГО: 199