Открытое внеклассное мероприятие на тему: Хлеб всему голова

Внеклассное мероприятие в 4 классе за 2012-2013 год

Тема « Хлеб – всему голова ».

Цели: знакомить учащихся с тем, как выращивали хлеб раньше,
знакомить учащихся с этапами производства хлеба в современных условиях,
воспитывать у детей уважительное отношение к труду хлеборобов и вообще
к труду,
воспитывать бережное отношение к хлебу,
развивать память учащихся,
пополнять их словарный запас новыми словами и пословицами.



















Наше мероприятие мы начинаем с загадки.
Мы встречаемся с ним каждый день.
Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости – добрый наш друг, имя которого произносят с любовью люди на всех языках. Он всегда считался символом благополучия и достатка. Этот продукт питания – самое надёжное средство защиты людей от голода. Что же это?
Хлеб.
Сегодня мы будем говорить о хлебе.
Звучит песня «Хлеб – всему голова».
У народа есть слова: «Хлеб – всему голова».
Славится он первым на земле.
Ставится он первым на столе.
Издревле на Руси существовал обычай дорогих гостей встречать хлебом- солью.
Как вы думаете почему? (дети отвечают)
Вы правы : хлеб для дорогого гостя – это знак уважения к нему, так как хлеб на Руси был значимым продуктом.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
слайд
Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда.
С давних времён на Руси выращивали хлеб.
В начале осени крестьяне пахали землю, боронили и засевали зерном.
(картинка).
Если сеяли под зиму, хлеб назывался озимым, если весной то – яровым.
Положит в землю человек зерно,
Польётся дождь – зерно орошено.
Крутая борозда и мягкий снег.
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.

И вот зерно растёт набирает силу, зреет и приходит время сбора урожая. Колосья срезали вручную серпами. Затем собирали в снопы.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
Снопы свозили в риги. Это такое помещение. Свезши хлеб, надобно сушить его в овине, потом молотить. Зерно обмолачивали на гумнах цепами (выбивали зёрна из колосьев ремнями, прикреплёнными к палкам). Зёрна собирали в мешки и отвозили в амбар и хранили до следующего урожая. Часть зерна везли на мельницу, где мололи в муку. А уж из муки пекли хлеб.

И золотые руки пекарей
Душистый хлеб подарят для людей.

Управятся люди с урожаем, отдыхают веселятся, водят хороводы.

Собирайся, народ в хоровод, в хоровод
Кто работы не боится, то и пляшет и поёт.

Хоровод «На горе то калина».






Кто запомнил. Какой хлеб сеяли под зиму? Весной?
Чем срезали колосья?
Чем молотили?
Где зерно превращали в муку?

В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным.
Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей.
Дети с плакатами выходят к доске.
Недаром народ создал пословицы о хлебе: «Хлеб – всему голова. Хлеб – это жизнь. Хлеб – кормилец. Без золота проживёшь, а без хлеба – нет».
Сейчас хлеб выращивают с помощью машин. Это значительно облегчает труд хлеборобов, людей которые выращивают и убирают хлеб.
О труде хлебороба
Все колосья поют –
Значит, это особый,
Замечательный труд.
слайды
Осенью хлеборобы готовят землю к посеву, пашут её, удобряют, а зимой начинают подготовку к весеннему севу. Они готовят технику: тракторы, комбайны, грузовики. А ранней весной начинают сев зерновых. Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы подкармливают всходы, опрыскивают, защищая от болезней и вредителей. И вот когда колос созреет начинают уборку урожая.
Посеяли хлеб хлеборобы весной.
Созрел он,
И встал золотою стеной.
И слышит страна: «За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны! Пора!»
На поле выезжают комбайны. Рядом с комбайном едет грузовик с открытым кузовом. Наполнится кузов зерном, отъезжает машина, а на её место подъезжает следующая. Бывает, и днём, и ночью идёт работа, пока весь урожай не уберут.
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.

На элеваторе для нас

Хлеб хранится прозапас.
Сможет он как-будто дома отдохнуть
И опять собраться в путь.

Едет хлеб на мельницу
Мельницу – чудесницу.
Здесь пышней, чем облака
Получатся мука.

Поздно ночью спят ребята,
А завод готовит хлеб.
Этот сказочный завод
Всё, что хочешь испечёт.
Целый город угостит.
Был бы только аппетит!

Чтобы хлеб пришёл к нам на стол, людям каких профессий надо хорошо потрудиться? (трактористам, комбайнерам, шофёрам, агрономам, мельникам, пекарям).

Представим что и мы пекари, играем в «Каравай».
Как на праздник на весенний испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай, поскорей поспевай!

Мы едим хлеб и не задумываемся об истинной цене хлеба.
Испокон веков хлеб был не простой едой.
Раньше дарить хлеб считалось желать благополучия, счастья. К хлебу относились с почтением. У наших предков славян было принято держать хлеб в красном углу.

Хлеб, лежащий под иконами, обозначал связь между людьми и Богом.
Он был мерилом не только благосостояния страны, но и человеческой совести.
Хлебом – солью встречали друзей.
За хлеб бились с врагом насмерть.
Хлебом, как именем матери, клялись.
Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать святое чувство.
За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), Поволжья, в годы войны отдавали свою жизнь сотни людей.
Есть только одно слово, равнозначное слову хлеб, - это слово жизнь. Хлеб войны. В Музее обороны Ленинграда лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба – блокадная норма рабочего, 125 граммов в сутки.
На 80% он состоял из жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки. Даже такого хлеба люди почти не видели во время блокады Ленинграда и умирали (вспомним Таню Савичеву).
Прошли эти тяжёлые времена и мы едим другой хлеб. Почему же хлеб, который мы едим каждый день не надоедает нам? Оказывается, потому, что в нём много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.
Люди получают от хлеба много сил, энергии.
Справка с кухни сколько наша школа съедает хлеба в день.
Наша шеф – повар Наталья Ивановна рассказала, что 1 ученику требуется в день 150г чёрного и 200г белого хлеба, значит в день мы 100 человек съедаем 20кг белого и 15кг чёрного хлеба. Школа тратит в день на хлеб 2600 рублей.
ХлебНаскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.


Из чего и как сейчас пекут хлеб? Этот вопрос мы задали технологу хлебозавода
И вот, что она нам рассказала.
(рассказ технолога) показ слайдов
Физкультминутка «Мы печём хлеб».

Теперь вы знаете каким был блокадный хлеб, знаете как тяжело было во время войны отстаивать многочасовые очереди за хлебом нам рассказывала гостья Раиса Васильевна, были и на моей памяти неурожайные годы когда давали белый хлеб ограниченно по талонам. Хорошо бы эти времена никогда не вернулись.
«При сытости помни голод» - так говорили наши предки. И заходятся от гнева, боли и жалости сердца людей старшего поколения, переживших голод, когда они видят на помойках выброшенный хлеб.
Поэтому задаю вам вопрос. Как надо относиться к хлебу?

Бережно.
Брать хлеб только чистыми руками.
Брать в руки хлеба в меру, доедать его.
Нельзя играть с хлебом.
Не бросать его. Помните, что и через несколько дней хлеб не утрачивает своих вкусовых качеств. Остатки хлеба можно высушить и пить чай с сухариками, есть с первым блюдом.
Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью.


Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной!

Мы мечтаем не о чуде, -
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!
Люди каких профессий выращивают хлеб?
Где хранят зерно после уборки?
Кто печёт хлеб?
Как надо относиться к хлебу?
Будем помнить о людях, которые растят хлеб, из зёрен делают муку, пекут хлеб, о том, что надо бережно относиться к хлебу.
Звучит песня «Берегите хлеб».























.
ОГБОУ «Рязанская специальная (коррекционная) школа-интернат»





Открытый урок в 1 классе
по трудовому обучению
Тема
«Составление по образцу композиции
из геометрических фигур (домик)»






Учитель Кузнецова Н.Н.
2013-2014учебный год







Открытый урок по труду в 1 классе.

Тема: «Составление по образцу композиции из геометрических фигур (домик)».
Цель: учить учащихся по образцу составлять композиции из геометрических
фигур (домик),
продолжать обучать правильно составлять аппликации,
напомнить правила безопасной работы с клеем и ножницами,
закрепить правильную работу с ножницами (не заминать бумагу),
учить учащихся поддерживать своё рабочее место в порядке,
развивать внимание, память, речь,
развивать моторику мелких мышц пальцев рук,
развивать умение учащихся ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование:
образец аппликации (домик),
шаблоны (квадрат, треугольник, прямоугольники),
цветная бумага, картон,
карандаши
ножницы,
клей – карандаш,
подложка, тряпочка.








Ребята! Сейчас у нас урок труда. Давайте проверим всё ли мы приготовили для урока. На верхней части крышки стола – подставка ( в ней простой карандаш, цветные карандаши, ножницы, клей – карандаш, стёрка ), рядом с подставкой – тряпочка. На правом и левом верхних углах – подложки, лист картона, цветная бумага, шаблоны. Сейчас у нас порядок на столе, давайте будем его поддерживать в течение урока.
Наш урок я начинаю с загадки:
«Вот крыша и стены, вот окна и двери.
Осталось всё это на прочность проверить.
Работает кран и ночью и днём.
Построим мы скоро новенький (дом)».

И вы, ребята, сегодня будите делать аппликацию домика из геометрических фигур. Чтобы дом получился, надо хорошо потрудиться. Как говорится в пословице: «Не ленись трудиться – в жизни пригодится».
А вот наш дом, можно сказать, домик из геометрических фигур. (показываю )
Давайте его рассмотрим на образце.
1. Как расположен домик на листе бумаги? Разобраться в этом нам помогут на словарной работе такие понятия, как посредине, вверху, внизу, справа, слева. Давайте повторим эти понятия и покажем на листе. Так где же расположен домик? (Он расположен посредине листа, а стена находится на линии, как бы на земле).
2. Из каких геометрических фигур состоит каждая часть домика? И какого она цвета?
Крыша – треугольник, красного цвета.
Стена – квадрат, зелёного цвета.
Окно – квадрат, синего цвета.
Крыльцо – прямоугольник, голубого цвета.


3. Практическая работа по образцу.
Сейчас вы обведёте шаблоны. Шаблон – это фигура, которую надо обвести. В ваших тарелочках шаблоны расположены, в таком порядке: стена, крыша, окно, крыльцо. И вырезать вы будете в том же порядке.
Напоминаю о Т.Б. работы с ножницами: держим ножницы лезвиями вниз во время работы, ставим ножницы в подставку вниз лезвиями после работы, передаём друг другу ножницы кольцами вперёд.
(последовательность - на экране)
Сначала обводим шаблон квадрат – это стена (на зелёном листе), располагая его в
левом верхнем углу.
За
· это крыша. (на красном листе).
Потом – квадрат – это окно (на синем листе).
Прямоугольник – это крыльцо (на голубом листе). Кто из ребят понял
почему мы располагали фигуры в углу, а не по центру? ( из экономии )
4. Теперь все эти фигуры вырезаем. Держим правильно ножницы , не заминая бумагу.
Осталось только наклеить геометрические фигуры на лист картона.

5. А перед этим проведём физкультминутку, немного отдохнём.
Домик выстроить пора.
Ну, за дело, детвора!
Тук-тук молотком.
Мы построим новый дом.
Дом готов, кричим: «Ура!»
Ну, спасибо, детвора!
5. Давайте проверим порядок на рабочем месте.
Посередине подставка.
Справа и слева листы – подложки.
На подложках белые листы картона.
Справа и слева на углах столов вырезанные вами геометрические формы, под ними
оставшаяся цветная бумага.
Около подставок готовые шаблоны.
Мусор передаём дежурному.

7. Давайте сначала расположим фигуры на картоне, глядя на образец. А перед на-
клеиванием геометрических фигур напоминаю правила безопасной работы с клеем.
Клеем покрываем всю поверхность фигуры, стараясь не касаться пальцев рук, т.к. через руки можно нечаянно занести клей в глаза. После работы крышечку от клея плотно закрываем.
8. Наклеивая геометрические фигуры, вспоминаем о последовательности.
Кто помнит как будем наклеивать части домика?
Кто помнит какая первая фигура? (квадрат – стена, зелёного цвета)
Кладём квадрат, смазываем клеем одну сторону,
приклеиваем квадрат посредине, на линию, ориентируясь на опорную точку, прижимаем тряпочкой. Удаляем излишки клея.
Далее ? Берём треугольник – (крыша красного цвета).
Приклеиваем к квадрату куда? Сверху.
Затем – прямоугольник (окно синего цвета). Приклеиваем окно куда ? ( посредине зелёного квадрата (стены).
Дальше идёт крыльцо (прямоугольник голубого цвета), приклеиваем куда? ( справа внизу) к зелёному квадрату- стене.
Недостающие детали можно дорисовать цветными карандашами: труба на крыше,
шторы на окне, цветы у домика и т.д. показать на экране
9. Анализ работ.
Давайте рассмотрим все работы. Какие работы хорошие?
Почему мы называем их хорошими?
Правильно расположены на листе,
аккуратно вырезаны геометрические формы,
аккуратно наклеены.
Оценки за работы детей.
Чем мы сегодня занимались на уроке?
Наклеивали на бумагу домик из геометрических фигур.

До урока вы сами выбрали себе игрушечных героев, для которых сделали эти домики. Давайте возьмём свои игрушки и для них споём песенку.
Песенка о доме для игрушек.
Нам приятно строить дом, чтоб игрушки жили в нём.
Треугольникам, квадратам наши гости очень рады.
Рады мы им тоже очень дом им дарим, между прочим.
Поиграем, попоём и ещё построим дом




















ОГБОУ «Рязанская специальная (коррекционная) школа-интернат»






Открытый классный час
в 1классе

Тема
«Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно»




Учитель Кузнецова Н.Н.
2013-2014 учебный год


Открытый классный час.

Тема «Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно».


Цели:
закреплять с учащимися с правила поведения в школе,
разъяснять учащимся почему надо быть дисциплинированными,
учить учащихся вести себя хорошо,
даже тогда, когда их никто не видит,
учить учащихся брать пример с хороших детей,
учить учащихся отвечать за свои поступки,
не ронять чести своего дома, своей школы.

Оборудование: презентация,
аудиозаписи,
«кирпичики» с правилами.




Содержание.

Звучит песня «Чему учат в школе»
После слов и воспитанными быть учат в школе

Учитель. Ребята, сейчас из песни вы услышали, что в школе учат быть воспитанными.
А зачем это надо быть воспитанными? Или дисциплинированным?

Это нужно для того, чтобы был порядок, без которого не может существовать ни одна школа, ни завод, ни армия, ни одна страна в мире.

Давайте вспомним правила поведения, с которыми вы познакомились в школе и которые научат вас быть воспитанными.

Каждое правило это как кирпичик, из которого строится дом вашего хорошего поведения. Обучаясь в доме хорошего поведения и соблюдая правила, вы вырастите послушными, бережливыми, культурными, воспитанными.

Кто хочет быть воспитанным и поселиться в доме хорошего поведения?
Все? Молодцы!
Начнём строить наш дом.

Давайте вспомним наше правило №1.

1) Показ видио (мальчик неправильно здоровается с учителями)
Ребята, правильно ли поздоровался Слава?
Нет.
А почему?
Потому что надо говорить просто «здравствуйте» никого не выделяя.
Правильно.

Можно продемонстрировать.

Поздоровайся со всеми.
И здоровья пожелай.
Говори ты просто «Здравствуйте».
Никого не выделяй.

Итак. Наше правило №1 называется «Здоровайся со всеми».

И мы кладём наш первый кирпичик

2). Показ видио (Девочка вошла не постучавшись, мальчик постучался, спросил разрешения).

Кто неправильно вошёл в класс? Почему?

Давайте покажем ещё раз как надо входить в класс. Дети показывают.

В дверь культурно постучись,
Разрешения дождись.
Как услышишь ты: «Входи!»
Дверь открой и проходи.

Кто назовёт правило №2 «Стучись, когда входишь в класс» , кладём второй кирпичик.

3). А.С. входит в класс.

Все встают, кроме Леры. Она с места кричит : «Здравствуйте!»

Кто из детей правильно поступил? Дети отвечают.

Я дам совет ученикам:
Когда учитель входит к вам,
Пусть каждый ученик встаёт,
Чтоб оказать ему почёт.

Это было правило №3 «Вставай, когда учитель входит в класс».

И мы продолжаем строить наш дом. (кладём кирпичик)

4). Посмотрели на экран. Там дети сидят развалившись на парте.

Можно ли так сидеть за партой? Нет
Знает как правильно сидеть Вера.

Парта- это не кровать и на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

Стройно это как? Прямо, соблюдая осанку.
Давайте покажем как мы умеем правильно сидеть. Дети показывают.

Это кирпичик четвёртый и правило №4 «Сиди за партой прямо, соблюдай осанку».



Сидеть за партой прямо нелегко, а чтобы вы не устали проведём физкультминутку.


Физкультминутка.

5). Кирпичик пятый и правило №5 «Вставай и садись, когда этого требует учитель».
Проверим как вы помните это правило.

Учитель просит - надо встать. Встаньте, дети.
Все встают.

Когда он сесть позволит – сядь. Все садятся.

Дети садятся. Молодцы! Хорошо знаете это правило. Ставим следующий кирпичик.

6). На экране фото (дети держат руки на столе)

Кто пояснит фото?

Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подними.

Давайте покажем как правильно мы поднимаем руку.

Это правило №6 «Поднимай руку, когда хочешь ответить». И шестой кирпичик ставим на место.

7). Фото (девочки разговаривают на уроке)

Две девчонки на уроке
Разболтались как сороки.
И по «двойке» получили,
Дома близких огорчили.

Можно ли разговаривать на уроке?

Нет. Надо слушать учителя.

А говорить тогда, когда тебя спрашивает учитель.

О чём наше правило №7? «Не разговаривай на уроке». Мы ставим седьмой кирпичик




8). На фото мальчик ест печенье.

За партою сидит Федот
И вкусный пирожок жуёт.
Ты пирожок свой отложи,
Свою учёбу покажи.

Можно ли есть на уроке? Нет. Для этого есть большая перемена

Как же звучит правило №8? «Не ешь во время урока». Поставим восьмой кирпичик.


Вот урок закончился. Начинается перемена.

Музыкальная пауза.
Игра «Автобус».


9). Картинка и шум перемены.
На этом фоне читаются стихи.

«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог -
Семерых сбивает с ног.

Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),

Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил.

Словом, сделал всё, что мог!
Ну, а тут – опять звонок Звенит звонок.

Как надо себя вести на переменах? Тихо, спокойно, не нарушать дисциплину.

Правило №9 такое «На перемене не нарушай дисциплину» и мы кладём девятый
Кирпичик.

10). На экране видио (мальчик ходит по коридору во время урока)Кирпичик десятый и правило №10 «После перемены не опаздывай на уроки».

Прозвенел звонок весёлый.
Вся прищла в движенье школа.
Быстрой стайкою ребята
На уроки все спешат.

Только Женя не торопится.
Погулять мальчишке хочется.
А уроки подождут.
Есть дела важнее тут.

Прозвенел звонок на урок, что делают дети? Все должны спешить на уроки и не опаздывать.

Звоню в звонок. Дети входят в класс и встают на свои места.

Учитель: «Молодцы, все правильно поступили».
Своим поведением мы повторили правило №10 «Не опаздывай на уроки».
Кладём десятый кирпичик.

11). На фото ребёнок с учебником.

Главный помощник в учёбе – учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник.
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай, не мни и не рви.

Как же надо относиться к учебникам и вообще к книгам?
Обращаться с ними надо бережно: не рвать, не мять, не рисовать на них.

Назовите правило №11. «Берегите учебники». Кладём одиннадцатый кирпичик.

12). На фото ученик рисует на парте.
Что делает ученик? Рисует на парте. Можно рисовать на парте? Нет. Школьную
мебель надо беречь, чтобы она прослужила нам не один год.








Сценка
Серёжа в классе развлекался,
На стуле без конца качался,
На стенах ручкой рисовал
И дверь ногою открывал.


Его ребята окружили,
Серёже строго объяснили:
- Нам школа – это дом второй,
Всему нас учат здесь с тобой,
И мы беречь её должны –
Нам хулиганы не нужны!

Как же надо относиться к школьному имуществу?
Бережно надо относиться к школьному имуществу, чтобы оно вам дольше послужило и ещё, чтобы было красиво в школе.
А это наше правило №12 и мы кладём последний кирпичик.

Ребята, посмотрите на доску. Что вы построили?

Мы вместе построили дом хорошего поведения. Можем ли мы нашу школу назвать домом хорошего поведения ? Да! Но при одном условии. Если мы будем выполнять все правила хорошего поведения.

Давайте ещё раз повторим все правила и будем все их выполнять и не забывать, что школа – это ваш второй дом. И подарим нашей школе песню.

Дети поют песню








Портфолио


учителя начальных классов
Кузнецовой
Наталии Николаевны



ОГБОУ
«Рязанская специальная(коррекционная)
общеобразовательная школа–интернат»


Оглавление
Раздел 1. Общие сведения об учителе.
___личные данные
___копия диплома о высшем образовании
___удостоверение о повышении квалификации
___копии удостоверений, наград, грамот
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.
___итоговые результаты по предметам
___результаты административных контрольных и
срезовых работ
Раздел 3. Научно-методическая деятельность.
___доклады на педсоветах, МО, семинарах
___конспекты открытых уроков
___тема самообразования, список литературы,
изученной по данной теме, отчёт по теме
самообразования
Раздел 4. Внеурочная деятельность.
___разработка внеклассных мероприятий
___список проведённых внеклассных мероприятий
Раздел 5. Учебно-материальная база.
___перечень оборудования учебного кабинета
___перечень наглядных пособий
___перечень аудиозаписей
___перечень справочной литературы и дидактических
материалов





























































































15