Мастер-класс Использование современных приемов изучения произведения на уроках литературы в старших классах


Дракон
Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане -- слева, справа, вверху, внизу -- голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь -- белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.
На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху -- пустые. И дыра в тумане: рот.
Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:
-- ...Веду его: морда интеллигентная -- просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!
-- Ну, и что же -- довел?
-- Довел: без пересадки -- в Царствие Небесное. Штыком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.
И вдруг -- из пустых рукавов -- из глубины -- выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу -- и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
-- Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!
Дракон сбил назад картуз -- и в тумане два глаза -- две щелочки из бредового в человечий мир.
Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их -- в бредовом мире -- не было слышно. Скрежетал трамвай.
-- Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!
Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул -- и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.
Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.
Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.
1918
Добрый день, дорогие коллеги. Хочу начать немного с грустных размышлений о том, что нам, преподавателям литературы, приходится знакомить учеников с произведениями, думать, размышлять о прочитанном в непростое время. В современном мире при огромном количестве получаемой детьми информации у учащихся снижается способность к анализу. Потому что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо одной информации, следом тут же приходит другая. Дети наши по этой причине сегодня плохо понимают чужие мысли, меньше читают и не понимают смысл прочитанного. Мышление становится клиповым.
Наша задача на данном этапе развития общества заключается в том, чтобы вернуть учащимся элементы первоосновы человеческой культуры: нужно уметь просто понять другого и сказать о своем отношении к сказанному другим. Что особенно актуально в современной системе выпускной аттестации. Нужно уметь объяснить смысл высказывания, позицию автора. Но оказывается, что сам акт понимания другого становится труднейшей задачей, как, впрочем, и умение сказать о своем понимании.
Для этого на уроках литературы я пользуюсь технологией критического мышления. Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям.
в основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
ФАЗА ВЫЗОВА
ФАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАМЫСЛА
ФАЗА РЕФЛЕКСИИ
Проследим их развитие и взаимодействие на примере анализа рассказа, а также воспользуемся определенными приемами, которые этому способствуют.
Для сегодняшнего мастер-класса я выбрала рассказ Евгения Замятина «Дракон». Этот текст не входит в обязательный минимум содержания литературного образования, как роман-антиутопия «Мы». Но я считаю, что с ним целесообразно познакомить 11-классников именно перед изучением романа, в таком случае, открыв для себя художественный мир писателя в малой форме, они смогут найти правильные ключи к такому сложному и многоаспектному произведению, как роман «Мы». И есть еще одна причина, по которой я выбрала именно этот текст – это его историчность. Рассказ «Дракон» создавался писателем в суровые годы революции и Гражданской войны в 1918 году, и он сумел раскрыть эпоху в том свете, в котором она предстала перед современниками.
У вас на партах лежит текст произведения, разделенный на части, (прошу заранее не читать, будет неинтересно), банк данных приемов современного урока (в него вы можете заглядывать во время работы) и рабочие листы для выполнения заданий, которые вы можете по желанию заполнять по ходу мастер-класса.
Мастер класс
Стадия первая – вызов.
- Когда вы видите название предложенного для анализа рассказа, какие ассоциации с возможным содержанием текста у вас возникают? Ассоциативный ряд
- Давайте составим кластер. Кластер

После составления кластера приходим к выводу, что дракон – мифологическое существо, способное к полету, огнедышащее, вызывающее страх, ужас, несущее гибель.
Задача – при дальнейшем знакомстве с текстом выяснить правильными ли были наши ожидания и предположения.
- Составим таблицу З-Х-У
- Начнем заполнять, отвечая на вопросы:
(что такое дракон, что подразумевает под драконом писатель, остальное потом…)
ЗНАЮ
Дракон- это мифологич существо …. ХОЧУ УЗНАТЬ
Что подразумевает автор, о чем пойдет рассказ, какая связь, авторская позиция к описываемому в рассказе УЗНАЛ
Заполним в конце мкСтадия вторая – непосредственное восприятие новой информации.
- Познакомимся с текстом и воспользуемся приемом Чтение с остановками
(Просим выйти учителя и прочитать отрывок.)
Первая часть текста:
Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане -- слева, справа, вверху, внизу -- голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь -- белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.
На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху -- пустые. И дыра в тумане: рот.
- Кто же оказывается драконом в рассказе? (молодой, невысокого роста солдат-революционер)
- Правильными ли были наши первые ассоциации?
- В каком мире существует дракон? (туман, неизвестность)
- Какую черту подмечает автор в образе дракона? (пустота, «дыра», шинель болталась, носки сапог пустые, рот - дыра)
- Как вы понимаете слово «драконо-люди»?
Продолжение чтения:
Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:
-- ...Веду его: морда интеллигентная -- просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!
-- Ну, и что же -- довел?
-- Довел: без пересадки -- в Царствие Небесное. Штыком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.

- Что проясняет диалог? (революционную борьбу, конкретизирует эпоху и социальное противостояние)
- Обратите внимание на речь дракона. Как она характеризует героя? (подчеркивает неестественность, ничтожность, скудность и жестокость персонажа, демонстрирует низкую образованность)
- Какая черта в очередной предстает перед нами, усиленная лексическим повтором? (пустота)
- Каковы ваши предположения по поводу дальнейшего развития действия? (очередное столкновение с интеллигентом, драка, убийство)
Воспользуемся приемом Дерево предсказаний
Третья часть текста:
И вдруг -- из пустых рукавов -- из глубины -- выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу -- и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
-- Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!
Дракон сбил назад картуз -- и в тумане два глаза -- две щелочки из бредового в человечий мир.
Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их -- в бредовом мире -- не было слышно. Скрежетал трамвай.
-- Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!
Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул -- и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.
Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.
Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.
- Оправдались ли наши предположения по поводу финала?
- В чем неожиданность развязки? (в драконе просыпается человек)
- По каким признакам мы это определили? (два глаза -- две щелочки из бредового в человечий мир, глаза – это еще и зеркало души, Винтовка валялась на полу)
- В чем неожиданность поступка дракона? (он только что убил человека, но спасает воробья)
- Что меняется в его образе? (пустота заполняется: появляется дыхание и глаза)
Сделайте вывод: какой дракон страшнее — сказочный (дышащий огнём, трёхголовый) или вот этот, замятинский — пустой?
Почему этот — страшнее?
Можно ли в чём-то убедить — пустоту? А вспомните — сначала он показался нестрашным, даже смешным…
Какая черта в очередной предстает перед нами? ость и жестокость персонажа
Для более глубокого восприятия информации используем такой прием, как: «Двойной дневник» (по ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали); у вас выписаны цитаты, попытайтесь объяснить некоторые.
Цитата Комментарий
Люто замороженный, Петербург горел и бредил
Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане
Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир
драконо-люди
дыра в тумане: рот
несся вон из мира трамвай
оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть Оксюморон
Оксюморон
Метафора
Оксюморон — это своеобразная фигура речи, которая намеренно соединяет два слова, имеющие противоположное значение с целью создания стилистического эффекта, так как образовано оно от греческих корней, означающих "проницательный" и "тупой" и если перевести это слово, можно получить приблизительное выражение "умная глупость".
- Заполните правую часть таблицы. Как вы понимаете данные сочетания, какие литературные приемы использует Замятин?
Воспользуемся приемом, развивающим умение задавать вопросы:
прием «Толстые и тонкие вопросы» («тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать); составление вопросов по тексту.
- Предлагаю составить по одному тонкому и толстому вопросу к рассказу.
Тонкие
вопросы Толстые
вопросы
Кто... ?Что...?
Когда... (по-вашему происходят описываемые события)?
Как звать...?
Было ли...?
Верно ли ...?
Мог ли… (дракон пройти мимо воробья)? Дайте три объяснения, почему... (люто замороженный город горел и бредил)?
Объясните, почему... (в тексте действуют два мира: бредовый и человечий)?
В чём различие ... (между ними)?
Почему, вы думаете...?
Предположите, что будет, если ...?
Согласны ли вы ... (что проводник интеллигентов в царствие небесное принадлежит только бредовому миру революции)?
Стадия третья - стадия рефлексии.
Это – логическое завершение предыдущих действий. На этом этапе происходит присвоение нового.
Составим итоговый кластер и сравним с первым:
Кто в середине? Какие ассоциации после чтения и осмысления рассказа.


- Заполним третью колонку таблицы З-Х-У
Во время заключительной беседы используем прием микрофон
МИКРОФОН
Как изображает революцию автор?
Почему человек превращается в дракона?
Можно ли остаться человеком в бредовом мире революции?
И вот теперь можно предложить творческое задание. При этом используем прием
Фанфики.
- Ваши варианты формулировок заданий? (Пять лет спустя (Шариков при должности)
В заключении мастер-класса хочу сказать, что наша задача, как педагогов, научить работать с текстом научным и художественным и создавать собственные творческие письменные работы.
Но главное – подготовить учеников к жизни в обществе, научить их сотрудничать и уживаться с людьми в современном мире. Для этого необходимо уметь слушать и понимать окружающих, вырабатывать собственное мнение, осмысливать опыт, выстраивать цепь доказательств, уметь выразить себя ясно и уверенно. Что мы и стараемся делать на уроках литературы при помощи продемонстрированных приемов. Все спасибо.