Родительское собрание : «Отметка. Оценка. Как к ней относиться?»



МБОУ Шарагайская СОШ




Родительское собрание во 2 классе

«Отметка. Оценка. Как к ней относиться?»





Подготовила и провела:
Классный руководитель 2 класса
Бухальцева В.Н.











с. Шарагай
2016 уч.год

Цели:
Объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей.
Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.
Познакомить родителей с основными требованиями школы к культуре учебной работы, с нормами оценок и как к ним относиться.
Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.
Повестка дня:
1. Отметка. Как к ней относиться? (лекция)
2.Тренинг «Первые школьные отметки»
Ход собрания.
1. Организационный момент
Сообщение темы и цели собрания.
- Что такое отметка?
(Отметка – обозначение оценки знаний учащихся (цифровая).
- Что такое оценка?
(Оценка – мнение о качествах, достоинствах, знаниях ученика (словесная)
- Сегодня мы поговорим о школьной отметке, которая играет главную роль в жизни ваших детей и семьи в целом.
2. Лекция «Отметка. Как к ней относиться»
Что стоит за отметками учеников. Всегда ли должны радовать “5” и огорчать “3”? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших маленьких детей?
Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учились они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”,то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей.
А вот если ребенок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было упущено, но еще не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам? Я ставлю ему “3”, больше поставить не могу, так как его работа выполнена хуже, чем у других, детей, а ведь они смотрят в тетради друг у друга, сравнивают Так вот, часто, эта скромная “3”- свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша, заслуживает похвалы.
Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное “усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка в тетради были одни “5”.
Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “5”.
Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5-6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу.
Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым.
В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий.
Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.
Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем, что нас интересуют прежде всего оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение.
Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.
Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: "Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?".
Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово "зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: "Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень красивые цифры"
Как помочь ребенку?
а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответвенные.
б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда-невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности, например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.
в) Помнить о том, что отличная оценка ( не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:
1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.
2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.
Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё
3. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.


- Сколько различных ситуаций возникает, когда мы сталкиваемся со школьной отметкой. Давайте проиграем некоторые из них. Это поможет нам избежать ошибок в воспитании детей.

3. Тренинг
«Первые уроки школьной отметки»
Задачи тренинга:
1) показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка;
2) создать условия для формирования культуры родительского восприятия учебных умений школьников.
Подготовка. С учащимися и родителями проводится анкетирование, результаты которого анализируются. Для родителей оформляются памятки по проблеме.
Ход занятия

Родители усаживаются по кругу. Участникам предлагается выполнить цикл тренинговых упражнений.
Упражнение 1. Родители по очереди отвечают на вопрос, что значит для них школьная отметка ребенка. Наиболее часто повторяющиеся ответы записываются на доске. Затем эти мнения обсуждаются совместно.
Упражнение 2. Родителям предлагается по очереди обсудить свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками, и осмыслить их со своей теперешней, родительской, позиции.
Упражнение 3. Анализ картины И. Репина «Опять двойка». Примерные вопросы:
1. Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?
2. Хорошо ли ему живется в родном доме?
3. Как к нему относятся родные и близкие?
4. Как, по вашему мнению, закончится эта история?
5. Нарисуйте финал данной картины с позиции родителей XXI века.

Анализ анкет учащихся
Родители знакомятся с анализом анкет учащихся. Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделен на две половины: на первой половине плаката - положительное мнение учащихся об отношении родителей к школьным отметкам; на второй - отрицательное. По каждому отрицательному мнению родители должны высказать свое суждение. Свое суждение они начинают со слов: «Я считаю, что ребенок...»

Групповая работа
Ведущий предлагает родителям распределиться на команды (с помощью разноцветных жетонов) и обсудить типичные ситуации, связанные со школьной отметкой, после чего вырабатывается коллективная стратегия поведения взрослых в предложенной ситуации.
Ситуация 1. Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.
Ситуация 2. Ребенок приходит домой с очередной плохой отметкой.
Ситуация 3. Ребёнок получает плохую отметку, но говорит родителям, что получил хорошую отметку. Ребенок скрывает свои неудачи, исправляет плохие оценки в дневнике на хорошие.
Ситуация 4. Ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.
Ситуация 5. Ребёнок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполненное задание плохой отметкой.

4. Ознакомление родителей с нормами оценок результатов обучения в начальной школе.
5. Подведение итогов.
Рефлексия
Родители высказывают мнение по содержанию занятия. Свои отзывы они оформляют в виде тезисов: «Я узнал, что...»; «Новым для меня стало то, что...»; «Я убедился в том, что...»; «Меня не смогли убедить в том, что...»; «Я категорически против того, что...»; «Я не согласен с тем, что...»
6. Решение собрания.
1. Индивидуальное собеседование, консультация для отдельных родителей по их запросам.
Памятка для родителей
«Как относиться к отметкам ребенка»
( Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.
( Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.
( Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия.
( Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
( Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух.
( Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
( Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.
( Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
( Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки.
( Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось Вам подражать.










13PAGE 15


13PAGE 14615