Конспект семинара практикума для родителей по теме: «Как справиться с непослушанием детей?»


Конспект семинара практикума для родителей по теме:
«Как справиться с непослушанием детей?»
Воспитатель
МБДОУ ЦРР д/с №5 «Дюймовочка»
Дмитриева Марина Владимировна
Пущино, 2015 г.
Цель:
Научить родителей использовать педагогические приемы при непослушании детей.
Методические приемы:
Беседа.
Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций.
Оборудование:
Магнитная доска.
Таблица.
Аудиозапись (звуки леса).
Памятки.
Ход:
Организационный момент.
2.Вступительная беседа.
Здравствуйте, меня зовут Марина Владимировна, я работаю воспитателем в детском саду 15 лет. За годы работы мне встречались неблагополучные семьи, работая в социуме (это выявлением семей, беседы с родителями, посещение семей), (тревожные дети и дети испытывающие страхи), но, конечно же, основным направлением моей работы являются работа с детьми и родителями.
Мастер-класс:
Для того, чтобы нам легче было общаться, давайте создадим правила нашей группы. Как вы думаете, какие правила нам понадобятся? Вам надо предположить свои правила, а мы их запишем на доске. Например:
1.Не перебивать друг друга.
2.Доверительный, доброжелательный стиль общения. Такое условие необходимо, чтобы состоялся доверительный диалог.
3.Искренность в общении. Говорим правду или молчим.
4. Стараемся видеть сильные стороны выступающего.
Сегодня нашу встречу я хотела бы посвятить вопросам воспитания детей, общения с ними, научиться находить оптимальные методы разрешения конфликтных ситуаций, которые нередко возникают из-за непослушания детей и их плохого поведения (на доске вывешивается тема).
1.Общая информация о причинах непослушания детей.
В раннем возрасте дети используют непослушание: для определения границ дозволенного, для привлечения внимание взрослого к себе в тех случаях, когда его не хватает.
2. Решение ситуации:
Например, маленький ребенок подходит к маме, держа в одной руке соску, а в другой ботинок. Уже зная, что не разрешается брать ботинок в рот, а малыш подносит его ко рту, смотрит в глаза взрослому, услышав «Не надо», он улыбается и берет соску в рот.
Так может продолжаться несколько раз и с различными предметами.
Вопрос:
Как вы думаете, почему ребенок так поступает? (ответы взрослых).
Вывод:
В подобных случаях взрослый должен понимать, что ребенок не дразнит его, а выясняет границы дозволенного и недозволенного. Наказание здесь неуместно, лучше отвлечь его.
2. Практическое обучение родителей правильному применению способов воздействия на ребенка.
а. Мне бы хотелось услышать от вас, как вы добиваетесь послушания от детей в разных ситуациях?
(Называйте свои собственные, а также возможные способы воздействия на детей – ответы взрослых записываются на доске).
б. Проигрывание ситуаций:
Давайте попробуем проиграть следующую ситуацию: Вы идете по улице с ребенком, он захотел, чтобы ему что-нибудь купили, а вы не можете этого сделать, причины могут быть разными (нет денег, спешите и т.п.), малышу не нравится это и он начинает капризничать.
Вопрос:
Как вы поступите в этой ситуации, какие на ваш взгляд способы воздействия на ребенка более эффективны? (ответы взрослых)
3. Обобщения способов воздействия и выявление их пользы и вреда для ребенка.
Мне кажется, что верным выходом из сложившейся ситуации может быть использование в общении с ребенком таких методов как:
стараться объяснить,
уговорить,
переключить внимание,
использовать игровые приемы.
А неверным выходом из сложившейся ситуации являются:
Физическое наказание;
Окрики;
Лишение общения;
Попытки напугать.
На доске вывешиваются правильные и отрицательные методы воздействия на ребенка.
Вопрос:
А как вы думаете, какую пользу оказывают эти методы на ребенка?
Ребенок не испытывает унижения, обиды, страха;
Получает положительные образцы действия;
Сохраняет положительное самоощущение.
Вопрос:
Как вы думаете, какой вред такие методы могут нанести ребенку?
Унижают достоинство ребенка;
Лишают доверия к взрослому;
Заставляют почувствовать себя не любимым, ущербным.
Итог:
Мы сегодня с вами поговорили о непослушании детей, рассмотрели методы воздействия на детей, а теперь давайте применим наши знания на практике (решение, заранее заготовленных ситуаций).
И в заключении мне бы хотелось подарить вам памятки, касающиеся воспитания детей. До свидания!
Памятка для родителей.
Нельзя хвалить, зато, что:
достигнуто не своим трудом.
не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
из жалости или желания понравиться.
Надо хвалить:
за поступок, за свершившееся действие.
начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения.
очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).
О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
Нельзя наказывать и ругать когда:
ребёнок болел, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима непредсказуема.
когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки.)
после физической или душевной травмы ( пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
когда вы сами не в себе.
7 правил наказания:
- наказание не должно вредить здоровью.
- если есть сомнения, то лучше не наказывать ( пример: вы не уверены, что поступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершенное действие вообще достойно наказания, т.е. наказать «на всякий случай» нельзя.
- за 1 поступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
- лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
- надо наказывать и вскоре прощать.
- если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребёнку, за что и почему он наказан.
- ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно , но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.