Родительское собрание Причины и последствия детской агрессии


Причины и последствия детской агрессии
Задачи:
обсудить причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка;
способствовать формированию у родителей культуры понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.
Форма проведения: беседа.
Вопросы для обсуждения:
причины детской агрессии;
родительская власть, её виды и пути влияния на ребенка;
пути преодоления детской агрессивности.
Подготовительная работа:
проведение классного часа «10 моих «Я»»;
анкетирование;
подготовка памятки для родителей, выставки рисунков «Мои чувства»;
проведение исследования психологической службы по проблеме детской агрессивности.
Ход собрания
I. Вступительное слово.
Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров и т.д.
Возраст проявления агрессии явно помолодел, т.к. агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать, но и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.
II. Анализ исследований психологической службы (психолог школы).
Латинское слово "агрессия" означает "нападение", "приступ". В психологическом словаре приводится следующее определение: Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивные действия выступают в качестве:
Средства достижения какой-либо значимой цели;
Способа психологической разрядки;
Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Агрессивные проявления подразделяются на:
Физическую агрессию(использование физической силы против другого человека или объекта);
Вербальную агрессию(выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань));
Аутоагрессию (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений).
Агрессивные реакции могут быть:
Прямыми (непосредственно направленные против какого-либо объекта или человека);
Косвенными (действия, которые окольным путём направлены на другого человека (сплетни, шутки, действия исподтишка, обзывания и т.п.)).
Инструментальная (является следствием достижения какой-либо нейтральной цели);
Враждебная (выражается в действиях, целью которых является причинение вреда).
Анализ возрастных особенностей проявления агрессивности свидетельствует о том, что для детей младшего школьного возраста в большей степени присуща физическая инструментальная агрессия (забрать игрушку или какой-либо предмет, защита от таких действий со стороны сверстников), по мере взросления всё сильнее проявляется вербальная агрессия, причём в враждебной форме.
Факторы, провоцирующие агрессивность у ребёнка:
Наследственно-характерологические факторы:
наследственная предрасположенность к агрессивному поведению;
психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребёнка;
наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка.
Органические факторы
травмы головного мозга,
особенности нервной системы,
ММД и т. п.
Социально-бытовые:
неблагоприятные условия воспитания;
неадекватно-жестокий родительский контроль;
враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку;
конфликт между супругами.
Ситуационные:
реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников;
чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребёнка);
новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
нарастание утомления и пресыщения у ребёнка.
Агрессия может принимать самые различные формы и иметь разнообразие причин, поэтому очень важно увидеть грань между спонтанными, ситуативными проявлениями агрессии у ребёнка и закреплением этих проявлений как устойчивых в характере и темпераменте ребёнка.
Задача родителей при общение с детьми, склонными к агрессивности, состоит в расширении поведенческого репертуара ребенка, необходимо помочь ему научиться управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать на негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей.
Очень полезно параллельно постараться выяснить причины агрессивного поведения ребёнка (ответьте на вопросы: Что стоит за его агрессивностью? Почему он себя так ведёт? Часто ли он поступает аналогичным образом? Думает ли он, что именно так должен вести себя человек в подобной ситуации? Расстроен ли он последствиями агрессивного поведения?). Общие беседы о необходимости «хорошо себя вести» оказывают лишь кратковременный эффект, не помогая ребёнку справиться с агрессивными реакциями. При проявлении агрессивного поведения можно попробовать предпринять следующее:
Агрессия – это естественный процесс, сопровождающийся выбросом большого количества энергии. Следовательно, наша задача состоит в том, чтобы направить эту энергию в другое русло. Отвлеките ребёнка, дайте ему возможность проявить себя в других полезных видах деятельности.
Если агрессивные реакции уже принесли кому-то из детей вред, необходимо сразу отреагировать. При этом необходимо максимально быстро разобраться в ситуации, выяснив причину такого поведения ребёнка и его чувства в этот момент.
Попробуйте спокойным тоном «с амортизировать» ситуацию: «Я вижу, что ты сейчас сердишься. В таком эмоциональном состоянии мы не сможем с тобой ничего решить и разобраться в ситуации, поэтому я предлагаю тебе успокоиться». Обсуждается только данный поступок ребёнка, порицание не должно распространяться на прошлые проступки ребёнка и на его личность.
Агрессивные дети имеют, как правило, низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Считается, что если «агрессор» сможет посочувствовать «жертве», то его агрессивная реакция в следующий раз будет слабее.
Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости и вины за агрессивное поведение, развивайте чувство сочувствия к другим.
Попробуйте проиграть похожую ситуацию с детьми, обсудить её, например, с помощью каких-либо сказочных персонажей.
Пусть ребята выскажут своё отношение к конфликту и найдут пути выхода из него, посмотрят на себя со стороны.
Чаще разговаривайте с агрессивными детьми о палитре их собственных эмоциональных состояний.
Используйте чувство юмора, стратегию на стимуляцию удивления через неожиданность, новизну действий и высказываний с целью переключения ребёнка – агрессора на другое состояние.
Вводите стратегию на установление телесного контакта (прикосновения, рукопожатия, поглаживания и т. п.).
Реагируя на вербальную агрессию (ругательства, ненормативная лексика, оскорбления и т. п.) обратите особое внимание на свой тон, эмоциональную окраску высказываний.
Не применяйте угроз, паники, каких-то запретов.
Говорите детям правду: ругань – это проявление собственного бессилия перед ситуацией, это только слова.
Дайте ребёнку понять, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни: «… Это всего лишь слова для тебя, но если прислушаться к смыслу того, что ты говоришь, то человеку может быть очень трудно простить тебе сказанное. Зачем наживать врагов?...». Высказывайте своё уважение человеку, который, воздержавшись от гнева и оскорбительных высказываний, проявил свою силу и зрелость.
III. Обсуждение доклада психолога. Разное.