А.И.Солженицын Случай на станции Кочетовка


Тема урока:
«А.И.Солженицын и Тамбовский край.
Рассказ «Случай на станции Кочетовка».
Цели урока:
1) познакомить с жизнью и творчеством А.И.Солженицына, его вкладом в русскую литературу;
2) проследить связь писателя с Тамбовским краем, влияние Тамбовщины на творчество писателя;
3) на примере рассказа «Случай на станции Кочетовка» отметить мастерство писателя в создании характеров, описании происходивших событий как микромодели частной жизни в период Великой Отечественной войны;
4) развитие исследовательских и познавательных способностей учащихся, творческого мышления, умения находить и отбирать нужную информацию, вычленять из большого объёма информации главное;
5) развитие монологической речи, аналитических способностей учащихся;
6) нравственное, гражданское и патриотическое воспитание школьников на примере рассказа А.И.Солженицына «Случай на станции Кочетовка»
Оборудование:
-презентации учащихся,
-«Литературное краеведение» хрестоматия для 9 класса,
-учебник «Литературное краеведение» 8-9 класс,
-мультимедийный комплекс

ХОД УРОКА
I.Орг. момент
II. Вступительное слово учителя.
А.И.Солженицын – это Имя России и русской литературы, это Голос эпохи, это Правда эпохи…
Эпиграф к уроку: «Имя Александра Солженицына не просто имя значительного писателя и мыслителя ХХ века, это имя самого исторического бытия страны, в которой мы родились: за именем Солженицына стоит океан человеческих судеб, голосом которых он был избран стать, и принял это избрание, эту…непосильную ношу и донёс её». О.А.Седакова
Александр Солженицын – это «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус» и другие произведения, принесшие писателю всемирную славу и Нобелевскую премию.
III. Повторение материала.
- Вспомните, к какой группе писателей, так или иначе связанных с Тамбовским краем, относится А.И.Солженицын? (писатели, которые случайно оказались на Тамбовщине).
IV. Словарная работа.
Случай – 1) положение, происшествие, то, что произошло, случилось;
2) подходящее время, обстоятельства;
3) то же, что случайность, т.е. случайные обстоятельства, возникшие непредвиденно, бывающие лишь иногда, от случая к случаю. («Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова)
V. Объяснение нового материала.презентации учащихся о жизни и творчестве Солженицына, его связи с Тамбовским краем, которые оцениваются по следующим критериям: оформление, содержание, представление;
дополнительная информация учителя о Солженицыне:
родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске
физико-математический факультет Ростовского университета
с 1939г. – студент-заочник МИФЛИ; экзамен – 22 июня 1941 года
октябрь 1941 – мобилизация в армию, с лета 1942г. – лейтенант «звукобатареи» артиллерийской разведки
прошёл путь от Орла до Восточной Пруссии, выводил людей из окружения, награждался орденами
февраль 1945г. – арест за «отслеженную переписку с критикой Сталина»
11 лет лагерей и раковое заболевание. После всего этого Солженицын скажет: « При моей безнадёжно запущенной остро-злокачественной опухоли это было Божье чудо… Вся возвращённая мне жизнь с тех пор – не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель».
(См. эпиграф.) Солженицын приходит к выводу, что жизнь ему дарована не для частной жизни, а для служения русскому народу, которому он обязан открыть всю правду о трагичной истории ХХ века.
1956 – реабилитация, работа учителем в посёлке Торфопродукт под Рязанью (рассказ «Матрёнин двор»)
1959г. – повесть «Один день Ивана Денисовича» (опубликован в №11 1962 «Новом мире»1960-е годы – самые плодотворные: «Раковый корпус», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо» (1964)
1960-е – неоднократное посещение Тамбова и Тамбовской области в поисках материала для «Архипелага ГУЛАГ», работа в архивах
в начале 1970-х приезжал в деревню Иноковка Первая Кирсановского района, село Калугино Инжавинского района, в Кирсанов, интересовался подробностями крестьянского восстания 1921 года
1969 – исключение из Союза писателей СССР
1970 – Нобелевская премия. Но личное получение и обязательная речь лауреата откладывались, т.к. писатель опасался выехать из страны и лишиться гражданства
в 1973, 1974 годах в Парижских издательствах выходят его «Красное колесо» и первый том «Архипелага ГУЛАГ»
февраль 1974 – арест, лишение гражданства и высылка из страны
жизнь в Америке, штат Вермонт
1988 – возвращено гражданство СССР
1994 – возвращение в Россию
3 августа 2008г. скончался в Москве;
произведения, связанные с Тамбовом, – «Случай на станции Кочетовка» (1962) (история, произошедшая с другом писателя, военным комендантом Л.Власовым в годы ВОВ), и «Эго» (1995) ( об антоновском восстании в Тамбовской губернии в годы Гражданской войны). Несмотря на то, что рассказы разделяют 33 года, их объединяет проблема нравственного выбора человека в условиях войны, экстремальных обстоятельствах.
VI. Аналитическая беседа. Проверка домашнего задания.
Расскажите о месте и времени действия рассказа. (годы ВОВ, станция Кочетовка)
Что вы знаете о событиях войны в Тамбове? Как, каким образом затронула война Тамбов? (зачитать абзац на стр.112 со слов… «По сводкам Информбюро…»)
Что вы знаете о станции Кочетовка? (1901г.. сортировочная станция юго-восточной железной дороги недалеко от Мичуринска на развилке магистралей Москва –Юг: Воронеж – Ростов-на –Дону – Тамбов) (зачитать абзац на стр. 11 со слов: «И всё это…»)Кто является героем рассказа? (дежурный помощник военного коменданта лейтенант Зотов) Что гнетёт героя, не устраивает? (не личная жизнь, не оставленная с ещё не родившимся ребёнком в оккупированной Белоруссии жена, не имущество, а …стр. 112 зачитать)(однокурсники и друзья воюют, а он вынужден прозябать в комендатуре военного узла)(стр. 113, 114)
Какой случай произошёл на станции?
Из-за чего возникает спор? Кто является его участниками? (Зотов, Валя, Фрося. Кордубайло – о военной присяге, добре, жалости к голодным людям)На какие две противоположные точки зрения встают герои? Почему старые люди Фрося и Кордубайло оправдывают окруженцев, а Зотов и Валя оправдывают часового?
На чьей стороне автор?
Дайте характеристику главного героя. (внутренняя чистота, целомудренность, честность, трудолюбие, патриотичность, совестливость, отзывчивость, радушие)
Как происходит знакомство Зотова с Тверитиновым? Почему в разговоре с Зотовым Тверитинов дважды возвращается к событиям 1937 года? Что он вспоминает о 1937-м? Что вы знаете о нём? (год страшных репрессий)(стр. 148)
Почему Зотов, проникнувшись добрыми чувствам к актёру, решает всё-таки арестовать Тверитинова? (см. стр. 151-153)
А как бы поступили вы в подобной ситуации?
Сформулируйте тему и идею рассказа, опираясь на следующие фрагменты: 1) «Вы – задерживаете меня?..Что вы делаете!.. (стр.156) и 2) «Но никогда…» (стр.157)
VII. Итоги, выводы. Заключительное слово учителя.
Солженицына волнует вопрос о сущности русского национального характера, который он отличает от советского. К лучшим чертам национального характера автор относит доброту, честность, открытость, трудолюбие, человечность, скромность, любовь, способность к состраданию и жертвенности. Это черты христианского идеала человека.
В системе же советской идеологии русский человек, помимо этих, должен обладать другими качествами: верностью делу партии, коммунистическому долгу, инструкции, присяге и т.д.
В экстремальной ситуации (война) может произойти столкновение этих двух систем ценностей в сознании одного человека. Именно в такие чрезвычайные ситуации Солженицын помещает главных героев своих произведений, связанных с Тамбовской землёй, - Зотова из рассказа «Случай на станции Кочетовка» и Эктова из рассказа «Эго». Писатель испытывает эти характеры на прочность, на совестливость, на свободу, постоянно ставя их в ситуацию нравственного выбора.
Самому Солженицыну в 2007 году была вручена Государственная премия РФ «За выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности».
VIII. Домашнее задание.
стр.133-156 учебника
стр. 158-171, наиз. на выбор
индивидуальные задания